Конспект НОД "Путешествие по России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Марина Сергеевна Шварёва

В ходе занятия, дети знакомятся с климатическими природными зонами России - тайгой, смешанном лесе, полупустыни, арктическая зона

Скачать:


Предварительный просмотр:

п/п

Название этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.

Введение в ситуацию

(дети сидят за столами)

Ребята, к нам сегодня пришло письмо от Незнайки. Послушайте, что он пишет:

«Здравствуйте ребята, я недавно побывал в зоопарке, там я увидел много разных зверей, птиц, насекомых и даже морских животных. И знаете, чему я удивился? Что оказывается у нас в России можно встретить тигра, тюленя, моржа, верблюда и даже белого медведя. Что-то я в это не верю. Может быть, поможете мне разобраться, правда ли это? А я в помощь вам отправлю посылку»

Ну что, ребята, поможем Незнайке?

А как вы считаете, все эти животные действительно живут в России?

А как мы можем это проверить?

Я предлагаю отправиться в путешествие по России и узнать, правда, это или нет.

А на чем мы с вами можем путешествовать? А на чем быстрее?

Мы с вами отправимся на поезде, чтобы лучше все рассмотреть. Чтобы попасть на поезд, вам надо узнать какое место у вас в билете. Для этого надо решить примеры, тогда вы и узнаете, какое место в вагоне вы займете.

Кто решил, берите билет и проходите на свои места, а я буду контролером.

Ну, что ж, все заняли свои места, пора нам отправляться. Но? Куда же нам ехать? В какую сторону?

Что нам может помочь?

А помните, Незнайка говорил что-то про посылку? Давайте посмотрим, что в ней?

Что это? Правильно, глобус. А что это такое? Покажите на глобусе Россию. А вот карта России, посмотрите, какими цветами она раскрашена? А что они обозначают?

Ребята, а сколько вы знаете континентов? А какой самый большой? А Россия на каком континенте находится?

Россия – самая большая страна по территории. Если у нас с вами утро, то где-то ночь; если где-то лютые морозы, то в другом месте припекает солнышко. Ехать нам долго, чтобы проехать всю Россию на поезде понадобится 7 дней. Какой сегодня день недели?

Значит, в какой день недели мы завершим свое путешествие?

Хотите отправиться в путешествие по нашей огромной стране и узнать какие же животные нам могут встретиться?

Тогда, поехали. А на карте будем отмечать, кого мы увидим.

-Ребята, а кто управляет поездом?

У нас машинистом будет Арсений (одеваю костюм)

Звучит звук гудка поезда.

Пока едем, разомнемся. Игра «Слушай и выполняй»

Прослушивание письма

Поможем

Нет/да/не знаю

Прочитать, спросить

На самолете, на поезде, на корабле

Дети решают примеры получают билет и проходят на стульчики с номерами, выстроенные по принципу поезда.

Глобус и карта

Макет Земли

Зеленый – леса, синий – озера, реки, желтый - песок

6

Евразия

На Евразии

Пятница

Тоже в пятницу.

машинист

Дети выполняют словесную инструкцию, а не то, что я показываю

2.

Актуализация

Вот мы и приехали на первую остановку.

Перед детьми макет смешанного леса и животных, которые там обитают

 -Что мы видим вокруг?

Это смешанный лес.

Давайте поиграем в игру «Угадай зверя»

-этот зверь не имеет домика, зимой меняет цвет шубки и всего боится

Молодцы, а теперь вы придумайте загадку про любого зверя

Поехали дальше

Давайте пересчитаем друг друга, никто не отстал от поезда?

Вот мы и приехали на вторую остановку. Мы не так далеко отъехали от первой остановки, но, посмотрите, что изменилось? Какие мы видим здесь деревья?

Правильно – это хвойные деревья. Этим тайга отличается от смешанных лесов. А как вы думаете, Зеленогорск можно назвать тайгой? Правильно, можно. Мы находимся на границе смешанных лесов и тайги.

Какие же животные  обитают в наших лесах?

Посмотрите на карту. Какого цвета здесь больше всего? Почему?

Тайга занимает большую часть России. И, оказывается, в другой части России, за горами в тайге живет, угадайте кто?

-Полосатый рыжий зверь

Самый редкий он теперь

-Ребята, а почему он редкий?

Давайте прикрепим на нашу карту, где много зеленого цвета тех животных, которые там обитают.

Ну, что ж, едем дальше. Но, ребята, до следующей остановки нам ехать долго.

Давайте, посмотрим в окно поезда и поиграем в игру: «Что я вижу за окном?»

Даю детям по очереди бинокль

- ребята, а я вижу, что природа изменилась. Деревьев не видно, рек и озер тоже нет, кустарники почти пропали, и вместо травы кругом песок. Куда же мы подъезжаем?

Давайте мы с вами выйдем из поезда, присядем в тенечке и посмотрим, можем ли мы кого-то здесь увидеть?

(перед детьми макет пустыни)

Ребята,  почему пустыню так называют?

В пустыне жаркий климат и поэтому, кажется, что там нельзя никого встретить.

Но так ли это? А об этом нам расскажет Леша, который как раз родом из этой природной зоны.

Молодец, Леша. Ребята, давайте теперь для Незнайки разместим животных на карте пустыни. (вызываю 4-5 детей)

Посмотрите, ребята, мы почти всю карту заселили животными, остался только один цвет. Какой? Как вы думаете, какой там будет климат жаркий, теплый или холодный? Почему?

Давайте проверим. Но на поезде туда ехать долго. Давайте отправимся туда на самолете. Кто управляет самолетом?

Пилотом у нас будет Артем (одеваю костюм)

Звучит звук гула мотора самолета.

В полете мы проведем много часов, а сколько узнаете, если решите математическую цепочку

1+3+2+3

Лететь долго - пора нам перекусить.

Но перекус будет не простой, а математический

- Платон, тебе принесли 5 яблок, одно яблоко ты дал Игнату. Сколько у тебя осталось яблок?

- Даша, тебе принесли один пирожок с яблоком и два с капустой. Сколько всего пирожков?

И т.д. еще 2-3 задачи

Вот мы и прилетели. Выходите из самолета, смотрите не поскользнитесь, ведь кругом лед. Давайте мы с вами спрячемся за айсберг и понаблюдаем, кто же здесь живет?

(перед детьми макет Арктики с животными)

Ребята, попробуйте описать зверя, а мы будем угадывать

Игра «Море волнуется»

Молодцы, ребята, давайте и для Незнайки разместим всех этих животных.

(вызываю 4-5 детей)

Ну, что ж пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки можно открывать

Разные деревья, кустарники, цветы

заяц

дети составляют описательные загадки

Дети по порядку рассчитываются: первый, второй, третий и т.д.

Сосны, ели, лиственницы.

Ответы детей

тигр

люди убивают, погибают

Дети выбирают из предложенных вырезанных картинок животных, которые можно встретить в лесах тайги

Ребенок смотрит в бинокль

-я вижу леса и поля…

-я вижу, как белка скачет по деревьям…

- я вижу рыбака, который ловит рыбу…

К пустыне

Потому что там пусто

Рассказ Леши, с опорой на мнемотаблицу о природе Колмыкии и ее обитателях. По мере рассказа я выставляю животных на макете пустыни.

Дети размещают животных на карте

Холодный. Потому что белый цвет – это снег

Пилот

9 часов

4 яблока

3 пирожка

У этого зверя гладкая кожа черного цвета, у него есть клыки

И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "День России"

Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие "Родина"....

Конспект НОД "Символы России" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Символы России»Цель:  уточнить представления воспитанников о государственных символах Росси...

Конспект занятия "День России" в средней группе.

Коспект занятия "День России" Интеграция областей:социализация,коммуникация, музыка....

Конспект образовательной деятельности "Россия -Родина моя!"

Интеграция образовательных областей "Познание", "Социализация", "Художественное творчество"...

Конспект комплексного занятия «Россия: большая и малая Родина» для разновозрастной группы (от 4 до 7 лет).

Конспект комплексного  занятия «Россия: большая и малая Родина» для   разновозрастной группы  (от 4 до 7 лет).       Цель: Продолжить формирова...

Конспект праздника "День России"

конспект праздника для старших дошкольников...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...