«Образовательные технологии при проведении НОД с дошкольниками»
статья

Литвинова Наталья Владимировна

«Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса»

Б. Т. Лихачёв

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Образовательные технологии при проведении НОД с дошкольниками»

ВОСПИТАТЕЛЯ:

Литвинова Н.В.


Опираясь на Федеральные Государственные образовательные стандарты, каждый педагог дошкольного образовательного учреждения должен обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка, создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, а так же обеспечить охрану и укрепление здоровья детей. Поэтому, основной задачей в моей работе является – выбор методов и форм организации инновационных форм работы с детьми, а так же таких образовательных технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

«Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса»

Б. Т. Лихачёв

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в образовательной технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий, но я выбрала те, которые наиболее близки мне и подходят детям моей группы.

К числу современных образовательных технологий, используемых мной в работе при проведении непосредственно организованной образовательной деятельности можно отнести:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технология исследовательской деятельности;
  3. личностно-ориентированные технологии;
  4. технология проблемного обучения;
  5. игровая технология и др.

Здоровьесберегающие технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Занятия для малыша – труд, требующий достаточно длительного статистического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, сопряженного зрительными нагрузками. В связи с этим особую актуальность в моей работе приобретают оздоровительные мероприятия, которые я постоянно включаю во все занятия, здоровье сберегающие технологии.

Динамические паузы  и физкультурные минутки, проводятся во время занятий, от 2 до 5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.       
Подвижные игры так же являются неотъемлемой частью занятий, они помогают детям снять умственное напряжение, сменить вид деятельности, а так же отдохнуть во время занятий статистического характера.   
Игры подбираем в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
 
Гимнастика пальчиковая даёт возможность детям отдохнуть во время проведения занятий художественно-эстетического цикла, настроиться на работу по рисованию, лепке, аппликации.   
Гимнастику для глаз  я стараюсь применять во время занятий по математике, на которых иногда случается интенсивная зрительная нагрузка (работа с демонстрационным материалом) 

       
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение исследовательской технологии не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).

Поэтому при организации работы на занятиях по познавательному развитию я стараюсь предложить детям проблемную  задачу, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Так, например, во время проведения занятия по познавательному развитию «Свойства воды» мы с детьми ставили опыты, из которых узнали о том, что вода льётся, может замерзнуть, в ней растворяются сахар и соль, чистая вода не имеет запаха и вкуса. На следующем занятии, посвященному той же теме мы помогли зайчику Морковкину очистить воду от песка и мусора.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Во время проведения всех занятий, я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Слабым – дать задания полегче, детям, которые всё схватывают на лету – предлагаю дополнительное задание, либо сразу задаю вопрос труднее, чем остальным. В ходе занятия всегда прислушиваюсь к желаниям и ответам детей и получается так, что не я учу детей, а сами дети ищут пути решения проблем, и иногда учат меня.


Технология проблемного обучения

Помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. В своей практике я только начинаю применение данной технологии, но уже видны результаты: дети становятся более пытливыми и любознательными, учатся доказывать своё мнение. Так проводя занятие по формированию элементарных математических представлений, дети столкнулись с проблемой куклы Тани, которая пригласила гостей и теперь не знает, сколько тарелок и чашек нужно поставить на стол. Дети спросили, сколько гостей будет, научили Таню считать и сервировали стол.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые я предлагаю детям. Часто на занятиях использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Таким образом, проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.


Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Эта технология считается наиболее близкой мне и моим детям.

Ведь игра является основным видом детской деятельности. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Часто на занятия к нам приходят «Гости», которых необходимо чему-то научить, в чем-то помочь и дети с удовольствием откликаются на просьбы, забыв о том, что это всего лишь игрушка или кукла-бибабо. Такие занятия проходят наиболее интересно и увлекательно, а главное способствуют получению знаний у детей в игровой форме. Например, во время проведения итогового занятия по теме «Осень» мы отправились в путешествие по осеннему лесу. Там мы помогли белочке сделать запасы на зиму, вспомнили признаки осени, разложили грибы по корзинкам в гостях у ёжика, а в конце уложили Мишутку спать, объяснив ему, что зимой все медведи ложатся в спячку в своих берлогах. Дидактические игры, широко применяемые мной на занятиях, позволяют развить память, речь мышление моих воспитанников. Дети иногда даже не замечают, что мы занимались, ведь обучение с увлечением, в игре наиболее близко детям дошкольного возраста.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют получение знаний моим детям, не только в преподнесенном на блюдечке виде, дети учатся нестандартно мыслить, узнавать что-либо самостоятельно, что в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе.

И закончить я бы хотела словами Чарльза  Диккенса «Человек не может по-настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» и мне, в этом оказывают большую помощь педагогические технологии, применение которых не заканчивается только на занятиях, но и используется мной в течение всего совместного пребывания с детьми.

Литература:

  1. И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
  2. Н. В. Новоторцева, Н. Н. Васильева «Развивающие игры для дошкольнико».
  3. В. В. Алексенко, Я.И. Лащинина «Играем в сказку. Формирование иразвитие личности ребёнка 2-7»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Мы-волшебники» (с использованием новых образовательных технологий) педагога-психолога для старших дошкольников

Вариант занятия со старшими дошкольниками, целью которого является развитие творческого воображения и творческой активности, с использованием новых образовательных технологий....

Использование образовательных технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

Что такоесоциально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить....

Доклад «Образовательные технологии при проведении НОД с дошкольниками»

Опираясь на Федеральные Государственные образовательные стандарты, каждый педагог дошкольного образовательного учреждения должен обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка...

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...

«Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в ДОО»

laquo;Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в ДОО»...