Статья. Развитие речи у дошкольника.
статья

Статья. Развитие речи у дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rechevoe_razvitie.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у дошкольника.

Шарова Татьяна Владимировна , воспитатель первой категории

ГДБОУ Детский сад № 40 Комбинированного вида, Колпинского района

Санкт – Петербурга.

«Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.»

Монтень

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет  начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Дети, у которых имеются нарушения в речи,  начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Формирование основы интеллектуальных способностей детей, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и дошкольники больше  проводят время  за экранами телевизоров , телефонов и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую родную речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Важнейшим средством развития речи является общение.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью.  Так как ребенок находится большую часть времени в детском саду , особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Очень важным фактором для развития речи является полноценный слух. Необходимо поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет довольно трудно преодолеть.

В педагогических исследованиях подчеркиваются, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух – ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Взаимосвязь воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Сегодня нам  предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по ...

статья развитие речи у дошкольников

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи....

Статья "Развитие речи у дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр"

В статье раскрывается роль игры, как ведущей деятельности ребенка-дошкольника. Особое место в жизни ребенка занимают игры созданные самостоятельно, то есть творческие игры. Игра выступает связующим зв...

Статья "Развитие речи у дошкольников"

В этой статье даны рекомендации для родителей по развитию речевой активности детей....

Статья: «Развитие речи у дошкольников посредством русской народной сказки». Выполнила воспитатель группы №8 ГБДОУ № 15 Письменная Л.В.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка.Сказочно- фольклорный мир представляет собой систему, оптимальную для восприятия пониман...

Статья "Развитие речи слабослышащих дошкольников – рекомендации для родителей"

Развитие речи слабослышащих дошкольников –рекомендации для родителейРебенок, страдающий нарушением слуха, не способен к полноценному общению посредством речи с окружающими. Он приходит в специал...

Статья "Развитие речи младших дошкольников через сказкотерапию"

Статья "Развитие речи младших дошкольников через сказкотерапию"...