Статья "Развитие речи младших дошкольников через сказкотерапию"
статья по развитию речи (младшая группа)
Статья "Развитие речи младших дошкольников через сказкотерапию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи младших дошкольников через сказкотерапию». Воспитатель 1 квалификационной категории Солонина Юлия Ивановна.
МБДОУ «Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
Новохоперского района Воронежской области.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»
Д. Родари .
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказкотерапии в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования сказкотерапии для развития речи детей. С помощью сазкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому общению.
Очень важно отметить тот факт, что сказкотерапия — это наиболее эффективный способ воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе
сказкотеропию, как средство для развития речи детей дошкольного возраста.
Работа по развитию речи с применением приема сказкотерапии ведется в различных видах деятельности.
В самостоятельной деятельности, в процессе игры используются различные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, магнитный, перчаточный театр на ложках, шапочки-маски, ширмы для кукольного театра, аудиотека набор для прослушивания сказок. Дети учатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, воссоздавая в действительности сказочные сюжеты. Разыгрывать сюжеты сказок в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра. Так же дети рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании личности ребенка, в развитии положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.
В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы и приёмы
1. Игровые: игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.
2. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.
3. Наглядные: иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи.
4. Практические: моделирование сказок.
В своей работе я придерживаюсь принципам:
• от простого к сложному;
• доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;
• доброжелательность, заинтересованность;
• системность игр и занятий;
• введение проблемных ситуаций;
• поощрение.
Занятия провожу с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия, они помогают адаптироваться ребенку к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.
Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю. В течение недели я провожу предварительную работу: рассматриваем иллюстрации, обыгрываем проблемные ситуации с героями сказок, обсуждаем пословицы, поговорки, загадки, которые можно подобрать к сказке. Планируя занятие, реализую определенный замысел, я не навязываю его детям, а даю возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными. Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф. драматизация сказок, мнемотаблицы сказок.
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Дидактические игры; Театрализация сказок; Показ инсценировка; Дидактические игры:
За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети.
Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
Театрализация сказок:
В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:
• чтение или выразительное рассказывание сказки;
• беседа по содержанию;
• показ воспитателем настольного театра;
• инсценировка сказки детьми.
Мнемотехника
Также в своей работе по формированию развития речи детей использовала интеллектуальные карты , которые способствовали лучшему запоминанию.
Целью моей работы с интеллект картами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование интеллект карт заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования интеллект карт при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Показ инсценировка
Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.
4. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
5. Страунинг А. М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258064-1369154853.jpg)
Развитие речи младших дошкольников через сказку
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Оп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-561185-1420821262.jpg)
Рекомендации для родителей: "Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность"
Данные рекомендации могут быть использованны как часть родительского собрания в младшей группе детского сада...
Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
Система равития речи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-392943-1395168697.jpg)
Проект по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через сказкотерапию».
Проект по самообразовнию...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-421030-1395065350.jpg)
ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/07/picture-291660-1378498066.jpg)
Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.
Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....
Развитие связной речи младших дошкольников через дидактическую игру.
Это мастер-класс, может быть кому-то будет интересно посмотреть....