Работа родительского клуба "Академия мудрых родителей"
календарно-тематическое планирование

План работы родительского клуба "Академия мудрых родителей", конспекты выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №7 «Жар-птица»

Родительский клуб:

«Выбираем спортивную секцию

для ребёнка 5-7 лет».

Подготовила: инструктор

по физической культуре

Бабкина А.Е.

Консультация для родителей:

«Выбираем спортивную секцию для ребёнка 5-7 лет».

Ничто так не быстротечно как время, особенно для родителей. Не успеешь опомниться, памперсы и соски остались позади, а ваш ребенок уже ходит и даже говорит! Настает время задуматься о его дальнейшем воспитании и физическом развитии. В наше время предложений в этой области великое множество. Как же не ошибиться и сделать правильный выбор? На что же нужно обратить внимание при выборе спортивной секции для ребенка?

Очень часты случаи, когда родители стремятся реализовать себя в ребенке. Поэтому следует помнить, что вы выбираете секцию для ребенка, а не для себя.

Прежде, чем отправиться записывать ребенка в спортивную секцию, сядьте и поговорите с ним, обсудите несколько вариантов, возможно ребенок сам подскажет вам верное направление.

Природные данные ребенка

Также одним из важных факторов при выборе того или иного вида спорта являются природные данные ребенка. Попробуйте оценить ваше чадо максимально объективно. Лучше всего предрасположенность ребенка к определенному виду спорта видна в интервале от 5 до 7 лет. Отдать малыша в секцию раньше, конечно, можно, но этот выбор – пальцем в небо. Самое главное – максимально использовать детские природные данные.

Часто для полных детей родители стремятся выбрать подвижный вид спорта, обосновывая это тем, что он там похудеет. Это крайне не верно. Для тех видов спорта, где важны подвижность и координированность, дети с излишним весом не подходят, для них это сложно и тренировка будет мучительна и унизительна. Все это лишь вызовет отвращение к спорту. Для полных детей очень хорошо подойдет плавание, дзюдо и особенно хоккей, так как это тот спорт, в котором вес даже приветствуется.

Далее – рост. Не секрет, что высокие люди особо ценятся в таких играх, как баскетбол и волейбол. В этих играх рост является очень важным фактором, поэтому тренеры готовы простить некоторую медлительность и отсутствие отличной координации движений потенциальным воспитанникам. Так что если ваш ребенок хорошо растет – обратите внимание в первую очередь на «паркетные» виды спорта. Бывают и случаи, когда высокий рост, наоборот, становится помехой для достижения каких-либо результатов, например в спортивной гимнастике.

При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент вашего ребенка. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом для того, чтобы направить в организованное русло неудержимую энергию малыша – бьющую через край и все сметающую на своем пути. Желание вполне оправданное, однако не забывайте вот о чем. Более импульсивные и эмоциональные дети тяжелее адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпеливость и старательность в многократных повторениях монотонных упражнений. К ним относятся и теннис, и гимнастика, и фигурное катание. Разумеется, квалифицированный тренер способен частично исправить ситуацию и помочь своему питомцу преодолеть бушующие в юной душе страсти. Но в целом перспективы в таких случаях весьма туманны. Другое дело – командные игры. Здесь излишняя активность и энергия пойдут на пользу.

Как выбрать тренера

Важной родительской задачей является также и выбор тренера. Нанесите визит на занятия к тренеру, который обучает ребят интересующего вас возраста. Приходить лучше без ребенка, так сказать, инкогнито. Далее проявите наблюдательность.

Посмотрите, как проводится тренировка: прежде всего обратите внимание на настроение детей. Всегда бросается в глаза, занимаются ли ребята с удовольствием, или наоборот – напряженно. Хороший тренер всегда позаботится о создании позитивной атмосферы. Бойтесь тренерского сюсюканья с воспитанниками, однако еще более опасайтесь хождения детей «по струнке».

Дисциплина и муштра – отнюдь не одно и то же, и смешение этих понятий применительно к детскому спорту серьезно воздействует на психику юных спортсменов.

Оцените ритм занятий: у хорошего тренера они всегда проходят в резвом темпе, однако упражнения обязательно перемежаются расслабляющими играми или эмоциональными эстафетами. Проследите за манерой общения объекта ваших наблюдений с ребятами. Кричащий тренер – это не беда. Более того, зычный голос для интенсивных занятий в группе – даже благо. Другое дело, что и как он кричит. Если преподаватель пытается (унижать своих воспитанников, а тем более поливать их бранью – бегите из этой школы, куда глаза глядят).

Разумеется, не упустите из виду внешний вид тренера. Подтянутость и аккуратность в одежде – почти всегда гарантия серьезного и уважительного отношения к своей работе.

Систематизировав свои первые визуальные впечатления, продолжайте исследование с помощью «опроса общественного мнения». Поговорите с родителями детей, которые занимаются у этого тренера давно. Попытайтесь собрать на потенциального гуру для вашего ребенка своеобразное досье. Уточняйте, пунктуален ли он, часто ли шутит, умеет ли разумно сочетать тактику «кнута и пряника», быстро ли запоминает имена новых воспитанников – все это идет в плюс претенденту. Если тренер способен пожалеть и поддержать воспитанника – даже в ситуации, когда на фоне коллектива проблема одного занимающегося не столь заметна, – это добрый знак.

Чтобы дополнить портрет возможного спортивного руководителя для вашего ребенка, необходим разговор с самим тренером. Это – один из важнейших тестов на профпригодность. Для начала оцените первую реакцию собеседника на ваши вопросы: если отвечает с раздражением, подчеркнуто холодно или невежливо – скорее всего, в процессе занятий будут проблемы и у ребенка. Обстоятельно расспросите наставника об условиях приема в школу, режиме тренировок и критериях отбора. Поделитесь какой-нибудь проблемой, связанной с вашим ребенком – например, пожалуйтесь на то, что он не высыпается или плохо ест. Очень важно, как тренер поведет себя в данной ситуации – постарается дать какие-то рекомендации или ограничится формальной ответной репликой. Помните: если детскому тренеру интересна его работа, он обязательно попытается вникнуть в суть ситуации, связанной с приходом в его группу нового спортсмена. Даже если человек торопится, он объяснит это вам максимально тактично. Вообще уважительное отношение к родителям воспитанников – верный признак того, что в поиске хорошего тренера вы на верном пути.

Здоровье ребенка

Ещё одним, пожалуй самым важным критерием при выборе спортивной секции является состояние здоровья вашего ребенка. Если ребенок имеет какое-то врожденное или приобретенное заболевание, тогда выбранный вид спорта должен быть направлен на профилактику заболевания. Ничего эффективнее закаливания и физических упражнений не изобретено.

Для красивой осанки и улучшения опорно-двигательного аппарата запишите ребенка на плавание, волейбол, в секцию художественной гимнастики или фигурного катания, в конноспортивную секцию. Исправить плоскостопие поможет художественная и спортивная гимнастика, хоккей.

Для детей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих простудными заболеваниями рекомендуется фигурное катание, хоккей, плавание, горные лыжи, парусный спорт, гребля.

Для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной системы выбирайте футбол, баскетбол, хоккей, волейбол. Кроме того эти командные виды спорта помогают развить выносливость, вырабатывают волевые качества, умение договариваться и быть в команде, формировать стратегию и тактику. Таким образом, ребенок будет себя комфортно чувствовать в коллективе, легко будет находить общий язык со сверстниками.

Если у ребёнка слабый вестибулярный аппарат, то для него подойдут такие виды спорта как: фигурное катание, художественная гимнастика, горные лыжи, многие виды единоборств. Для укрепления нервной системы рекомендуются: горные лыжи, верховая езда, занятия детской йогой, плаванием.

Теннис – это тот вид спорта, который положительно влияет на весь организм. Помимо того, что он улучшает работу органов дыхания, он формирует у ребенка глазомер, выдержку, внимание, а также развивает мелкую моторику рук, впоследствии улучшая почерк. Если у ребенка астма, многие виды спорта противопоказаны, но можно заниматься ушу или плаванием. Нельзя заниматься только теми видами спорта, при которых возникает взаимодействие с причинным аллергеном.

Детям, которые имеют заболевание опорно-двигательного аппарата, рекомендуется верховая езда. Во время верховой езды задействуются группы мышц, которые не задействуются при обычной ходьбе. Верховая езда это тот вид спорта, который имеет минимум противопоказаний (близорукость, аллергия на перхоть лошади) и максимум положительных результатов (нормализует деятельность нервной и пищеварительной систем, снижает судорожную готовность, уровень сахара в крови у диабетиков, дети держат крепче спину, преодолевают страх, становятся более уверенными и др.).

Общеукрепляющие и универсальные виды спорта отлично развивают дыхательную систему и укрепляют сердце. К ним относятся плавание, прыжки в воду, легкая атлетика, фехтование, велоспорт, гребля, конькобежный спорт, лыжный спорт. Мышечная масса развивается правильно и равномерно.

Детей можно и нужно лечить спортом, это гораздо приятнее, чем лекарство, однако прежде чем отдать предпочтения определенному виду спорта – посоветуйтесь с врачом педиатром и со спортивным врачом.

Также, не стоит забывать, что спортивные школы и секции требуют не только дисциплины и физической самоотдачи, но и финансовых вложений. Оцените свои силы и в этом отношении. Например, хоккей очень дорогой вид спорта, т.к. профессиональная аммуниция стоит недешево.

Месторасположение спортивной секции

И последнее. При выборе спортивной секции или школы, нужно обратить внимание на ее месторасположение. Большая удача, если выбранная вами секция будет располагаться недалеко от дома. В этом случае легче будет справляться с расписанием, ребенок не будет уставать за время, потраченное в пути к ней, школьная программа тоже не будет страдать. Если место тренировки отдалено, то продумайте оптимальный маршрут, помогите ребенку добираться до нее, составьте распорядок дня, чтобы ребенок был более организованным и учился распределять свободное время.

Обязательно обсудите с ребенком все эти моменты. Совместными усилиями сделайте правильный выбор, и тогда ребенок будет получать удовольствия от своих занятий.

Желаем удачного выбора!



Предварительный просмотр:

         МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

Родительский клуб

«Здоровьесберегающие технологии»

Подготовила:   инструктор

                                                                            по физической культуре

                                                                            Бабкина А.Е.

г. Нижневартовск

В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников,  воспитание валеологической культуры осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.  Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.    

   Можно выделить виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1. Медико-профuлактические технологии   обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала:  

- организация мониторинга здоровья дошкольников;

- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

- физического развития дошкольников, закаливания;

- организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии  направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры, занятия на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Реализация осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ.

  3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников,  становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.  

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.  

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов   направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада,   развитие потребности к здоровому образу жизни.

        6. Современная технология для родителей «Образовательная кинезиология»

        Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире

        Жизнь современного ребёнка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческогоподхода к решению больших и малых проблем. 

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Благодаря тому, что упражнения кинезиологии снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Включает механизм объединения мысли и движения.  

Упражнения проводятся на основе разработанных комплексов.   В комплексы упражнений включены:  

1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

3.  Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.  

4. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.  

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению,

снятию напряжения.

1.Растяжки:

«Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

«Сорви яблоки». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Дыхательные упражнения:

«Свеча». Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом». Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. Телесные упражнения:

«Перекрестное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

4. Упражнения на релаксацию:

«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

«Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. Упражнения для развития мелкой моторики:

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе, от себя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Глазодвигательные упражнения:

«Взгляд влево- вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть её в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам зала различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

7. Массаж:

а) Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Упражнения на координацию движений:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях)
  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).

Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. Образовательная кинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

на тему: «Развитие познавательной активности,

средствами физической культуры».

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других.

Одно из необходимых условий разностороннего развития способностей детей- многоплановость и разнообразие видов деятельности. Некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях, ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков, и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных, контактных и других способностей.

При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей, я руководствуюсь тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно, если она вызывает у детей интерес.

Познавательный интерес–это направленность личности ребёнка на овладение знаниями в той или иной предметной деятельности, одним словом, желание детей заниматься и интересоваться разными видами деятельности (разминка: ходьба, бег, перестроения; общеразвивающие упражнения; основные виды движений: прыжки, метание, лазание и ползание, равновесие; подвижные игры) упражнения не только в рамках занятий, но и в свободное от занятий время, как в детском саду, так и дома. Познавательный интерес выступает перед нами как устойчивая черта характера и как сильное средство обучения дошкольников. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых детей протекает более продуктивно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.

Основными условиями для развития познавательного интереса являются: новизна; необычность; неожиданность.

Сегодня мы рассмотрим формирование познавательного интереса через следующие формы организации двигательной деятельности такие как:

утренняя гимнастика; непосредственно образовательная деятельность; подвижная игра; физкультурные праздники и досуги.

Утренняя гимнастика

В традиционных утренних гимнастиках использую разнообразный инвентарь (различной формы, величины, материала и веса: погремушки, большие и малые мячи, кубики, палочки, деревянный флажки, разноцветные ленточки, пластмассовые и железные обручи и т.д.). Хотелось бы отметить,чтобы мотивировать детей на качественное выполнение упражнений я провожу разные виды утренних гимнастик: полоса препятствий, на подвижных играх, с использованием музыкально-ритмических композиций (посвященные праздникам:  осенние- «Гномики»; Новый год- «Новогодняя», «Зима», «У леса на опушке»; День матери- «Губки бантиком», «Сегодня праздник у девчат», 23 февраля- «Богатыри», «Русский парень», «Экипаж- одна семья»,«Брат мой десантник»; праздник дружбы- «Я, ты, он, она»…) т.к. в них присутствует тот или иной образ, который вызывает у детей живой интерес и желание качественно выполнять движение, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации знаний, об окружающем мире, развивает воображение, память, речь.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие).

Для того, чтобы занятия были интересными,использую разные формы проведения: традиционные, сюжетные, занятия-тренировки (гибкость, пресс, прыжки в длину с места, бег на 10 метров и челночный бег, метание набивного мяча), музыкально-ритмические (музыкальное сопровождение применяется с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, а также творческих способностей, раскрепощённости), с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон), на подвижных играх (малой и средней подвижности, хороводные, разных национальностей) и играх-эстафетах.

Подвижная игра – одно из важных средств не только физического, но и всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности.

Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счете. Использование во время подвижных игр ярких атрибутов, масок, вызывает у детей воссоздающее воображение, зрительное восприятие и стимулирует их к эмоциональному выполнению роли.

В заключительной части занятия предлагаю выполнить массаж частей тела. Использование образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.

Физкультурные праздники и развлечения.

В системе физического воспитания ребёнка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги всегда сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, развивает музыкальный слух, память.

Привлекаем внимание дошкольников и эстетическим оформлением зала. Перед каждым праздником проводятся познавательные беседы, ведь на празднике дети не только выполняют физические упражнения, но и расширяют свои знания, обогащают словарь. Например, на празднике «День Защитника Отечества» нужно было назвать рода войск, технику.

Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента». Приход героя, который контролировал выполнение заданий.

Без предварительной и совместной работы с педагогами такие праздники проводить очень сложно.

Применение в процессе физического воспитания вышеперечисленных средств, методов и методических приемов, способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физического воспитания, повышению уровня физической подготовленности детей к школе и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

на занятиях по физической культуре»

Математика – наука

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее нам жизнь сложна.

    Математику недаром называют «царицей наук».  Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции.  Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества.

   Начиная работу по данной теме,  я ознакомилась с существующими ныне методиками таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон.

   Естественно все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее что определяет все эти методики то, что, все выше перечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.

    Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

       В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.  

   Формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно – чувственную деятельность, чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.

     Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми

сталкивается ребенок на физкультурном занятии. Важно грамотно выстроить

процесс ознакомления с ними детей, предложив сначала рассмотреть их,

обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал из

которого сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря мяч круглый, красный, гладкий; палка длинная, синяя. Предложить детям взять два одинаковых с виду предмета, которые отличаются по весу - деревянный кубик и кубик из поролона. Выполнив упражнения с разными кубиками, дети легко смогу сравнить их свойства – твердость, тяжесть; мягкость, легкость. Действия с предметами способствуют выделять их качества, например, дети бросают вдаль разные по весу мячи. Воспитанники могут отметить, что легкие мячи летят далеко, а тяжелые падают близко.

    Для определения и сравнения качеств материала предлагали детям пройти по дорожкам, сделанным из разного материла: дерева, линолеума, клеёнки, поролона, искусственного меха, ткани с гладкой и структурной поверхностью.

Предлагаемые упражнения, игры можно проводить на физкультурных занятиях и в свободной двигательной деятельности детей.

    Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, обручи круглые, окно в спортивном зале квадратное, скамейки гимнастические прямоугольные и т.д. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

    Практика показывает: у детей легче формируются знания о цвете и величине, если задания выделения этих свойств, включить в игровую двигательную деятельность. Для этого на занятиях по физической культуре подбираются пособия основных цветов, одинаковые и разные по величине мячи, кубики, обручи, гимнастические палки и т.д.

    Сначала игровые задания строятся на соотношении двух контрастных по цвету или величине предметов (дети шагают друг за другом, держа в руках разные по цвету и величине мячики).  После выполнения задания (ходьба, бег, подскоки) детям предлагается поднять мяч такого же цвета и величины как у педагога (мячи по ходу задания взрослым меняются). Условия игрового упражнения можно усложнять (подойди к кубику, мячику, палочке в соответствии с цветом флажка) местоположение предмета можно менять.

    На закрепление цвета предмета можно проводить такие игры как:

«Светофор»

Цели: Учить детей узнавать цвет и в соответствии с ним выполнять движения. Тренировать внимание, быстроту реакции.

Материал: 3 флажка - жёлтый, красный, зелёный.

Ход игры: Ведущий поднимает флажок любого цвета. Дети в соответствии с цветом выполняют движения: красный – остановиться, жёлтый – ходьба на месте, зелёный – бег.

«Цветные автомобили»

Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, формировать знания о цвете.

Материал: ориентиры, рули разного цвета.

Ход игры: У детей в руках цветные рули. Дети бегают с рулями по площадке врассыпную. В разных  местах площадки стоят ориентиры разного цвета. По сигналу взрослого (на слуховой сигнал – «синий») к ориентиру должны подбежать дети, в руках которых синие рули.

Усложнение: по сигналу каждый ребёнок должен найти свой ориентир на быстроту.

«Гусеничка».

Цели: Развивать координацию движений, внимание. Формировать знания о цвете.

Материал: пособие «Гусеничка».

Ход игры: ходьба, прыжки по «следам», наступая по направлению «следа».

«Кто больше соберет».

Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость, умение различать цвета.

Материал: Шары, кубики, корзинки разного цвета.

Ход игры: Дети складывают шары в соответствующие по цвету корзины.

«Маяк».

Цели: Развивать быстроту реакции, внимание, память, ориентировку в пространстве. Формировать знания о цвете.

Материал: 3 флажка (красный, жёлтый, зелёный), кубики.

Ход игры: В разных местах площадки на расстоянии 1-2 метра друг от друга расставлен кубики - подводные камни. Ведущий стоит на возвышенности с тремя флажками – «маяк». Дети – «лодки, корабли» размещаются по сторонам площадки. В зависимости от цвета «маяка» дети выполняют следующие действия:

Жёлтый флажок - лодки огибают «подводные камни», не задевая их;

Зелёный флажок - лодки двигаются свободно по краям площадки;

Красный флажок - остановка.

    Для сравнения величин предлагаем детям такие подвижные игры как:

«Карлики и великаны».

Цель: Развивать зрительный, моторный, слуховой анализаторы, внимание, умение различать величины.

Ход игры: По сигналу ведущего дети выполняют команды: «Карлики» - ходьба в полуприседе, «Великаны» - ходьба на носочках.

«За высоким, за низким».

Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, умение различать величины, по сигналу воспитателя изменять направление движения.

Ход игры: По команде ведущего дети идут в колонне за высоким, за низким ребёнком.

«Кто больше соберёт».

Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость, умение различать величину предмета.

Материал: Большие, маленькие и среднего размера кубики, шарики.

Ход игры: дети собирают предметы определённого размера.

«Кто скорее до кубика».

Цель: Развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве, умение различать величину предметов.

Материал: Разные по величине кубики.

Ход игры: По сторонам зала стоят кубики разного размера. По сигналу воспитателя дети бегут к кубику определённой величины.

Для ознакомления с формами служат геометрические фигуры. Мы используем плоскостные и объёмные фигуры. Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник) применяем для игровых упражнений: «Перешагни», «Пройди по квадратам (кругам)», «Прыжки из круга в круг (из обруча в обруч)», «Перепрыгни». Введение объёмных фигур (куб, шар, параллелепипед, цилиндр) в двигательную деятельность помогает детям лучше понять их отличие от плоскостных, так они применяют предмет в действии: «Прокати мяч», «Брось и поймай», «Перепрыгни через кубик (набивной мяч)». На занятиях и в индивидуальной работе с детьми используются игры:

«Волшебный ковёр».

Цель: Развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет, формировать знания о форме, цвете.

Материал: Коврик с цветными фигурами.

Ход игры: Прыжки с фигуры на фигуру на одной, двух ногах по заданию.

«Попади в круг».

Цель: Развивать глазомер, меткость, координацию движений правой - левой рукой, умение различать геометрические фигуры.

Материал: Коврик с плоскостными фигурами, мячи.

Ход игры: У детей мячи. Все бросают в круг рукой указанной педагогом. Выигрывает тот, кто попал в цель.

«Кто больше соберёт».

Цель: Развивать быстроту реакции, умение различать геометрические фигуры.

Материал: Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Ход игры: Дети собирают определённые фигуры. Можно разделиться на команды, одна собирает круги, другая - квадраты.

Усложнение: Добавить прямоугольник, овал, многоугольник.

«Прокати – поймай».

Цель: Развивать глазомер, умение отталкивать мяч, определять объемную фигуру.

Материал: Мячи по количеству детей.

Ход игры: Дети катят мячи до ориентира, догоняют их.

«Доползи до кубика».

Цель: Развивать быстроту, умение различать геометрические фигуры.

Материал: Кубики, мячи, прямоугольники, конусы.

Ход игры: По сторонам зала расставлены разные геометрические фигуры, дети ползут до заданной.

Усложнение: К объёмным фигурам добавить плоскостные.

«Быстро возьми».

Цель: Развивать быстроту реакции, внимание, умение определять геометрическую фигуру.

Материал: Геометрические фигуры.

Ход игры: Дети выполняют активную ходьбу, по сигналу воспитателя берут заданную геометрическую фигуру.

Усложнение: Добавить к геометрическим фигурам различный спортивный инвентарь - флажки, мешочки для метания и т.д.

 

   Для определения формы предмета и сравнения разных геометрических фигур мы проводили игры-эстафеты. Соревновательный момент повышал интерес к выполнению заданий. Детям предлагали такие эстафеты:

«Поменяй предмет».

У ориентира лежит кубик. У первого участника команды в руках шарик. Он бежит до ориентира, меняет предмет, возвращается к команде, передаёт кубик. Следующий участник тоже меняет предмет и т.д.

«Перенеси - не урони».

Участники команд переносят шарик на ракетке, стараясь его не уронить.

«Принеси кубик».

У ориентира находятся геометрические фигуры кубики и квадраты по количеству участников в команде. Дети по очереди бегут до ориентира, выбирают заданную фигуру (кубик), возвращаются к команде.

Усложнение: Добавить шарики, круг.

 

   Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

    Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру. Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

«Классики».

Цель: Развивать прыжки на одной, двух ногах, определять цифру, счёт до десяти.

Материал: Нарисованные классики разной формы, обозначенные цифрами

Ход игры: Прыжки на одной, двух ногах по-прямой и обратно.

«Составь число»

 Цель: закрепить знание состава чисел из двух меньших.

 Материал: Набор карточек с числами.

Ход игры: Ведущий держит  карточку с любым числом, например, 8. Дети должны встать в пары так, чтобы числа на их    карточках вместе составляли число 8.

Поиграйте в подвижную игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок.    

    Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра («что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

    Применение элементарно математических представлений в ходе физкультурной

деятельности, подвижных играх создает условия для закрепления математических

понятий, помогает приобрести необходимые навыки, знания и умения,

обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к

количественной деятельности, формирует положительное влияние на дальнейшее

усвоение математического материала в школе.

    Вывод: Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Памятка мудрого родителя".

Если вы считаете своего ребёнка умным – он будет умён, если любуетесь им, он вырастет красивым, если вы любите его – он научится любить и сам будет любим. А также: как воспитать своего ребёнка уд...

консультация для родителей:"Заповеди мудрого родителя"

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не при...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Четыре заповеди мудрого родителя"

Памятка поможет понять родителям, что ребёнка надо не только любить, но и уважать его и видеть в нём личность....

Перспективный план работы родительского клуба «КОМПЕТЕНТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»

Перспективный план работыродительского клуба«КОМПЕТЕНТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»...

План работы родительского клуба «Заботливые родители»

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет...