ПРОЕКТ Куклы народов Севера
проект (старшая группа)

Головнева Алла Николаевна

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста для формирования доброжелательного отношения к людям Севера, уважения к их традициям.  В проекте предлагается творческое решение задач для понимания представлений детей о куклах северных народов, как о ценном, неотъемлемом наследии  нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kukly_narodov_severa.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №4  «Радуга» (корпус «Ракета»)

Алтайский край, Поспелихинский район,

 с. Поспелиха, ул. Алтайская 33

ПРОЕКТ

Куклы народов севера.

                                                                                                                   Разработчик:

воспитатель высшей квалификационной категории

Головнева Алла  Николаевна

МКДОУ  Детский сад № 4 «Радуга»

                                                                                               (корпус «Ракета»)

                                                                   с. Поспелиха

2020 год

                                                       

                                               

        Содержание

 Пояснительная записка………………………………………………………….......3

Актуальность…………………………………………………………………… ….3

Проблема…………………………………………………………………………….3

Цель проекта ………………………………………………………………………..3

Задачи  проекта……………………………………………………………………..3-4

Предполагаемый результат………………………………………….......................4

Этапы реализации проекта…………………………………………………………4-5

Перспективное планирование……………………………………………………...5

Результаты реализации проекта……………………………………………………6

Вывод…………………………………………………………………………………6

Методическое обеспечение…………………………………………………………7

   

                 Проект «Куклы народов Севера»

Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию.

 Николай Бердяев Великий русский философ (1874—1948).

«К народным традициям должно быть величайшее внимание,

их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А.Б. Салтыков

      Пояснительная записка.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста для формирования доброжелательного отношения к людям Севера, уважения к их традициям.  В проекте предлагается творческое решение задач для понимания представлений детей о куклах северных народов, как о ценном, неотъемлемом наследии нашей Родины.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а её северный округ, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальным местом взаимодействия культур.

Народное искусство в силу своей простоты и доступности, жизнерадостного и живого характера привлекает особое внимание.

То, что создавалось народами ханты и манси столетиями, интересно для рассмотрения и детального изучения. Художественная культура малых народов Севера имеет своеобразные черты. Это отразилось в ярких колоритах одежды, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах, многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.

Одной из особенностей художественной культуры народов Севера является традиционная народная кукла. Народная кукла составляет важную часть исторической культуры народов ханты, манси и лесных ненцев. До сегодняшнего дня сохранилась традиция делать своими руками народных кукол из разных материалов, хотя, сейчас они несут совершенно другую смысловую нагрузку и значение.

Актуальность проекта:

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы других людей и своего народа. Каждый народ приносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим достижением для всего человечества.

В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов немало обычаев и традиций, облагораживающих их жизнь. Они проявляются в отношении к природе, в устном народном творчестве, в игрушках, в праздниках, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Быт и культура народов Крайнего севера отличается от жизни других народов. Уклад жизни людей Севера с их традициями достоин изучения, понимания, возрождения и сохранения.

 При изучении тем «Народные традиции» на занятиях по изодеятельности  мы познакомились с игрушками народов Севера. Эта тема нас заинтересовала, мы решили изучить ее подробнее.

Традиционные куклы и игрушки народов Севера многие десятилетия привлекают внимание исследователей. В играх и игрушках, их художественном своеобразии они ищут ключ к таинствам традиционной культуры. Но вопросы их происхождения не всегда находили ответ. Не случайно игрушки детей Севера привлекают возможностью прикосновения к уже утраченным культурным пластам. В этом и заключается актуальность данного проекта.

Вид проекта: информационно-творческий, познавательный.

 Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители

Сроки реализации: краткосрочный 2 недели (февраль)

Проблема: Необходимость данного проекта  определяется следующим противоречием: между потребностью в изучении кукол народов Севера и недостаточной разработанностью классификации кукол в разработанных ранее исследованиях.

Из противоречия вытекает проблема: «Как классифицировать кукол народов Севера по видам и типам?»

Данная проблема и противоречия привели нас к теме проекта «Куклы народов Севера»


Цель: Познакомить воспитанников  с традиционными народными куклами народов Севера.

Задачи:

-обогатить и систематизировать знания воспитанников о  жителях Севера, их жизни в быту, их народными промыслами;

-раскрыть особенности кукол народов Севера.

-классифицировать кукол народов Севера по типам и видам.

- учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи: делать выводы и обобщения;
- расширить словарный запас.
- развивать у воспитанников навыки и умения работать с акварельными красками, восковыми мелками, кусочком свечи.

- развивать глазомер, мелкую моторику рук;

-воспитывать эмоционально-положительное  отношение детей к представителям народов Севера, их игрушкам.

Методы работы:

- интегрированные занятия;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- наблюдения;

- просмотр презентаций, мультфильмов;

Форма работы: познавательная, игровая,  сотрудничество с родителями (консультации, совместные рисунки)    

 Предполагаемый результат:

1.У воспитанников будут сформированы  умения:

Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси,  населяющих северную территорию России.

 Раскрытие творческих способностей через  разнообразные виды детской деятельности.

Желание играть в национальные куклы  народов севера.

Уважение к самобытной культуре коренных народов Севера.

2. Создать соответствующую предметно-развивающую  среду;

3.Повысить активность родителей в совместной творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

         Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проекту:

Подготовка  наглядного материала. ( презентации Опрос родителей

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о куклах народов Севера.

Составлен перспективный план проекта.

Перспективное планирование проекта

Образовательная деятельность

                Вид детской деятельности

Познавательное развитие      

Образовательная деятельность:

Показ презентации: - «Игрушки детей разных народов».

Цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»;

 чтение художественной, научно-художественной и научно-познавательной литературы по теме,  сказок народов России;  игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России;  

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»;

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические  игры: «Выкладывание узора из мозаики и палочек» - учить выкладывать узор по образцу, развивать мелкую моторику.

Сюжетно-ролевые  игры «Путешествие». рассматривание картинок, иллюстраций  по теме; ситуативные разговоры, беседы с детьми

Физическое развитие

 Разучивание подвижных игр народов Севера: «Перейти болото»,  «Северные олени», «Рыбаки и рыбки», «Куропатки и охотники» с изменением темпа, «Северный и южный ветер», «Ловля оленей» «Борьба на палке» 

Пальчиковые игры «У оленя дом большой».

Художественно - эстетическое развитие

Рисование  на тему:  

Лепка  на тему:  

Конструирование на тему: «Строим северное жилище – чум»

Аппликация коллективная работа  

коллаж совместная работа «Север»,

рисунки пастелью  северных оленей

Речевое развитие

Художественная  литература

 Ознакомление с малыми формами о добре – загадки.

«Описание кукол» (Гербова, с. 38).

Беседы о добрых поступках и делах: «Сешите делать добро», «Что значит творить добро», «О добре», «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо разговаривать» , «Об отношениям к младшим»

Чтение  литературы разных жанров, в которых рассказывается о быте и национальных особенностях сибирского народа.

Сотрудничество  с родителями        

Наглядные консультации:

«Воспитываем добротой», «Нравственное воспитание детей»

Выставка совместных рисунков «Наша дружная семья», «Мой добрый поступок»

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Оформление уголка «Наше настроение», пополнение  книжного уголка: художественной литературой  про доброту.

 Коллективная работа «Дерево доброты»

Выставка совместных рисунков «Доброта», совместный коллаж с родителями «Мои добрые дела»

Папки-передвижки: «Воспитываем добротой», «Нравственное воспитание детей», «Воспитание добротой».

Результат    реализации проекта:

1.Углубили представление воспитанников о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
2.Сформировали знания об этикете, закрепили правила вежливого общения, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам;
3.Совершенствовали коммуникативные навыки, воспитали доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу;

4.Привлекли родителей к участию в воспитательный процесс на основе педагогического сотрудничества.

Вывод:

Полученные данные свидетельствуют, что в итоги реализации проекта «Добрым быть приятно», совершенствовались коммуникативные навыки, знания об этикете, представление воспитанников о доброте. Привлекли родителей к участию в воспитательный процесс на основе педагогического сотрудничества.

 В перспективе планируется:

Всё то, что было достигнуто и создано при реализации проекта, привести в систему и активно использовать в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни воспитанников в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать ещё ряд мероприятий:

- Разработка новых форм сотрудничества с семьями;

-Поиск и включение в образовательную деятельность новых современных технологий по социально-нравственному воспитанию.

Методическое обеспечение:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная          программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

 М. А. Васильевой.
3.Р.С.Буре «Дружные ребята» Издательство «Просвещение», 2004

4.Н.В.Дурова «Очень важный разговор» Москва из-во Мозаика-Синтез, 2000г.

5.Н.М.Метенова «Уроки вежливости»  ИПК «Индиго», 2014

6.Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7лет» из-во Мозаика-Синтез, 2012г.

7.О.С,Ушакова , Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»  издательство «Вентана-Граф», 2008г.

8.О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» ТЦ «Сфера» 2011г.

9. http://www.maam.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Сказки народов Севера"

Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослу...

Педагогический проект «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»

Паспорт педагогического проекта  «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры» для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация к проекту "Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры".

Презентация  проекта "Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры" для педагогов. Надеюсь, материал будет полезен....

Проект "Коренные народы Севера: уникальностьбыта и традиций"

Воспитывая удетей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию,что их край - это частица Родины....

Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."

Информационно-творческий  долгосрочный проект для детей 5-7 лет.Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращ...

Творческий проект "Игры народов Севера - путь к улучшению физических качеств детей"

Приобщение детей дошкольного возраста, проживающих на территории Крайнего Севера, к сохранению знаний о жизни, труде, быте, уникальности коренных малочисленных народов, обогащение их физических навыко...

Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".

          Сегодня каждый житель может иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проя...