Педагогический проект «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»
проект на тему

Дударева Марина Константиновна

Паспорт педагогического проекта  «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx147.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»

для детей старшего возраста

Воркута новости - городской портал на севере Республики Коми столица мира. Воркутинская 67 параллель и форум, доска " Страница 7

МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты

Дударева Марина Константиновна

инструктор по физической культуре

 I кв. категории

г. Воркута

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры». 

Адресация проекта

Дети подготовительной группы.

Руководитель проекта

Дударева Марина Константиновна, инструктор по физической культуре  МБДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка»)

Участники проекта

Дударева Марина Константиновна – инструктор по физической культуре.

Дети подготовительной группы,  педагоги и родители воспитанников.

Возраст воспитанников

6-7лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта:  практико-ориентированный информационный    

по количеству создателей: индивидуальный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по профилю знаний: межпредметный проект

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Цель педагогов: формирование у детей дошкольного возраста социальной и личностной мотивации заниматься физической культурой и спортом через ознакомление со спортивным мероприятием «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры».

Цель, поставленная перед детьми: создание альбома «Воркута спортивная»

Задачи проекта

1.  Познакомить детей с доступными  сведениями об истории Спартакиады в городе Воркута.

2.   Познакомить детей с видами спорта, входящие в программу игр.

3.   Расширять кругозор в вопросах спортивной жизни города.

4. Расширять двигательный опыт детей за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством инструктора по физической культуре.

5. Воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за высокие спортивные достижения своего города.

6.   Воспитывать у детей социально значимые личностные качества: целеустремленность, организованность, инициативность, выносливость, трудолюбие.

7.    Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.

8. Повысить компетентность родителей и педагогов в области физического воспитания и развития детей.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  • Материалы к занятиям: мультимедийное оборудование; иллюстрации с изображением различных видов спорта; спортивное оборудование: баскетбольные и футбольные мячи, клюшки и шайбы, обручи, ленты.
  • Дидактическая игра «Собери картинку», «Найди пару», «Спортивное лото».
  • Информационная обеспеченность:

энциклопедии, учебно-методическая литература.

  • Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Интегративные качества ребенка:

- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

- Любознательный, активный. Способный самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому, принимают живое, заинтересованное участие в занятии.

- Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует на художественные и музыкальные произведения.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Планирует свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

-  Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту. Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения задач (проблем), поставленных взрослым (выполняет разминку, гимнастические упражнения), способен предложить собственный замысел и воплотить его в упражнении. 

- Ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и  по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

- Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками в рамках образовательной области:

«Здоровье»: имеет сформированные представления о ЗОЖ, о значении двигательной активности в жизни человека;

«Физическая культура»: выполняет правильно все виды основных движений, физические упражнения из разных  исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

«Безопасность»: знает и соблюдает правила безопасности на занятии;

«Познание»: имеют представления о видах спорта;

«Чтение художественной литературы»: слушает стихи в исполнении педагога;

«Музыка»; выразительно  и ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов: 

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки, учебное пособие.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

- альбом «Воркута спортивная».

Аннотация

       Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации. Изменения в социально-политической и экономической жизни страны сказывается на подходе к образованию, в том числе дошкольному. Дошкольное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности. Вся работа по физической культуре  и развитию спорта среди дошкольников должна осуществляться с учетом реальных потребностей, занятия должны быть интересными для воспитанников. В конечном счете, мы должны добиться такого положения, когда у воспитанников будет формироваться устойчивый интерес и потребность в занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельных, ведении здорового образа жизни не только во время образовательного процесса, но и в последующей жизнедеятельности. Мы, педагоги, постоянно находимся в поиске новых решений и подходов для осуществления активной спортивной жизни детей.

        Ежегодно в нашем городе проходит «Спартакиада народов севера «Заполярные игры» с целью массового привлечения населения к регулярным занятиям спортом. Мы считаем, что формирование представлений о Спартакиаде может стать частью не только физического, но  эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Проблемы патриотического воспитания также могут решаться через формирование у дошкольников чувства гордости за Воркутинских  спортсменов. Интегрируя познавательно – исследовательскую деятельность и двигательную активность в образовательном процессе, дети получают знания связанные с  видами спорта и спортивной жизни Воркуты.

     Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников, педагогов и родителей о спортивной истории родного города.    Настоящий проект даёт большие возможности для проявления творческой инициативы детей, родителей, педагогов, всех, кто заинтересован в укреплении здоровья детей через физическую культуру и спорт. Непосредственная работа с детьми реализуется через образовательные области и в свободной совместной деятельности взрослых и детей.

Этапы работы над проектом

I этап  - Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы.

II этап  - Организация деятельности.

1) создание перспективного плана;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3)  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети:  альбом);

2) презентация альбома «Воркута спортивная» детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям.

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МБДОУ.

Пояснительная записка.

Проблема ухудшения здоровья и гиподинамия подрастающего поколения  приобретает все большую актуальность. Почему, ведь все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым? Причина -  дома дети в основном заняты просмотром телепередач или какими-нибудь спокойными играми, чтобы не слишком беспокоить взрослых, а старшие дети заняты компьютерными играми. В редкой семье есть физкультурное и спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребенка в движении подавляется. А как известно, спортивная, физкультурная деятельность влияет на качественные изменения  личности ребенка, способствует формированию чувства «взрослости», основ самосознания, рефлексии на собственное поведение. В коллективных формах спортивной деятельности совершенствуется умение ребенка учитывать чувства, интересы, позиции других людей, развиваются отношения эмпатии, потребность принести благо людям, а это уже является формированием основ социальных норм поведения, что имеет большое значение. Поэтому так важно формировать у детей дошкольного возраста положительную мотивацию и устойчивый познавательный интерес к занятиям физической культурой и спортом. Исходя из этого, разработала проект «Спартакиада народов севера «Заполярные игры» для детей старшего возраста. Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста социальной и личностной мотивации заниматься физической культурой и спортом через ознакомление со спортивным мероприятием «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры».

Исходя из цели, наметила задачи:

  1.  Познакомить детей с доступными  сведениями об истории Спартакиады в городе Воркута.

2.   Познакомить детей с видами спорта, входящие в программу игр.

3.   Расширять кругозор в вопросах спортивной жизни города.

4. Расширять двигательный опыт детей за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством инструктора по физической культуре.

5. Воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за высокие спортивные достижения своего города.

6.   Воспитывать у детей социально значимые личностные качества: целеустремленность, организованность, инициативность, выносливость, трудолюбие.

7.    Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.

8. Повысить компетентность родителей и педагогов в области физического воспитания и развития детей.

Цель определила систему психолого-педагогических принципов:

  • принцип развивающего образования;
  • принцип деятельности;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип интеграции;
  • принцип оздоровительной направленности;
  • принцип гуманизации и демократизации;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип единства с семьей.

        Методологической основой проекта  являются идеи таких учёных и педагогов, как:

-В.Х.Килпатрика, заложившего в понятие «проект» идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий;

-Авторов Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» - О.В. Акуловой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, Т.А.Березиной, A.M. Вербенец и др., отмечающих, что современный дошкольник отличается тем, что его внутренние резервы раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, «потому что так ему комфортнее и всё можно успеть». Именно в ходе проектов он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности.

        Мотивация.

Беседуя с воспитанниками подготовительной группы о зимнем виде спорта хоккей, Рома П. рассказал, что в нашем городе проходит Спартакиада и он вместе с папой ездил в спорткомплекс «Олимп» на эту игру. Ребята спросили, что такое Спартакиада.  Чтобы ответить на этот вопрос я предложила детям самостоятельно  узнать как можно больше о Спартакиаде, о ее истории и традициях.

На втором этапе разработала перспективный план по данной теме  на  основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей и уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила  в перспективное планирование игровую, художественную,  литературную деятельность и систематизировала работу.

        Разработала комплекс ОРУ : «Спортсмены на тренировке», «Гимнасты», «Зарядка лыжника», «Спортсмены». Разработала комплекс занятий  «Спортивные игры». Подобрала  материал для бесед «Спартакиада в нашем городе», «Физкультура и спорт в нашей жизни», «Спорт и спортсмены».

        Запланировала экскурсии в музей спорта МО ГО Воркута, в библиотеку на поселке Северном.

        Изготовила необходимые методические пособия «Удивительные рассказы о видах спорта», «Спортивные игры на прогулке», «Художественное слово о спорте». Подобрала дидактические игры «Назови вид спорта», «Найди пару», «Что перепутал художник».

        Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.  В ходе проекта пополнила развивающую среду спортивного зала новыми пособиями. Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. Подобрала книги на спортивную тематику.

        Совместно с детьми выработали план действий:

        1. Постановка проблемы: Что мы знаем о Спартакиаде? Что хотим узнать?

                           Что мы знаем

                           Что хотим узнать

  1. Проходит в городе Воркута.
  2. Название видов спорта
  3. Умеем играть в подвижные игры
  4. Что надо делать, чтобы быть здоровым.
  1. Что такое  Спартакиада.
  2. Ее историю и традиции.
  3. Какие виды спорта участвуют в этом мероприятие.
  4. Польза от занятий физической культурой и спортом.

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

-спросить у родителей

-изучить энциклопедии

-посетить музей

- посетить библиотеку

-чтение худ. литературы

- беседы со спортсменами нашего города

        При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. При реализации непосредственно образовательной деятельности по физической культуре: «Спортивная игра - баскетбол», «Спортивная игра - футбол», «Спортивная игра - хоккей» ребята узнали историю и правила спортивных игр. В познавательных  беседах «Спартакиада народов севера «Заполярные игры» познакомились с историей и традициями мероприятия.

2) В самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали книги, энциклопедии по данной теме, играли в дидактические игры. На прогулке ребята устраивали  соревнования с  элементами спортивных игр.

3) для работы с родителями  воспитанников подготовила  анкеты по теме «Спорт в вашей жизни». Анализ анкет  подтвердил актуальность выбранной теме, все родители понимают необходимость в занятиях спортом, но не во всех семьях   происходит популяризации физической культуры. Подобрала информацию в родительский уголок: «Советы спортивного психолога», «Роль семьи в физическом воспитании», «Рекомендуемые виды спорта для дошкольников», «Внимание! На старт! »

4) Совместно с родителями каждый из воспитанников нарисовал рисунок к альбому «Воркута спортивная».

5) Организовала экскурсию:

- в библиотеку на поселке Северном по теме «Азбука спорта»;

- в связи с реконструкцией музея спорта при администрации МО ГО Воркута, экскурсия была перенесена на январь месяц 2015 года.

6) совместно с родителями и воспитанниками, провела итоговое мероприятие - Спортивно-развлекательная викторина «Воркута – столица спорта».

7) Для педагогов изготовила картотеки:  «Удивительные рассказы о видах спорта», «Спортивные игры и упражнения», «Художественное слово о спорте».

        На следующем IV этапе  оформила  продукты проектной деятельности:

 -педагог.: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия, картотеки.

 -дети: дидактические игры, альбом «Воркута спортивная».

        Прошла презентация альбома «Воркута спортивная». Дети, участники проекта, рассказали своим  сверстникам, ребятам старшей группы и родителям о спортивном движение в нашем городе, демонстрируя свои знания и эрудированность.

        На  заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.

        Я считаю, что в ходе подготовке и реализации проекта дошкольники получили возможность узнать много интересного о спорте в Воркуте, в частности о «Спартакиаде народов севера «Заполярные игры», у детей появился познавательный  интерес к спорту. Дети стали активно использовать в речи названия видов спорта, спортивных объектов города Воркуты.  Познакомились с художественными произведениями, песнями и выучили стихи о спорте. Увеличилось количество семей, которые предпочитают активные формы досуга. У детей сформировались основы патриотизма, гражданственности и любовь к родному городу. Также дети приняли участие в созидательной деятельности. Следовательно, мой проект - познавателен и полезен.  

        Данный педагогический проект рекомендуется использовать в своей работе воспитателям и инструкторам по физической культуре ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста социальной и личностной мотивации заниматься физической культурой и спортом через ознакомление со спортивным мероприятием «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

проект "Сказки народов Севера"

Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослу...

Сообщение для педагогов « История Спартакиады народов Севера России «Заполярные игры»

История спортивного мероприятия «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»....

Сообщение для детей «Спартакиада народов севера «Заполярные игры»

Сообщение для детей  «Спартакиада народов севера «Заполярные игры»...

Презентация к проекту "Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры".

Презентация  проекта "Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры" для педагогов. Надеюсь, материал будет полезен....

Презентация проекта "Культура и быт народов севера России"

Проект по ознакомлению с  окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Культура и быт народов севера России"...