Устойчивое развитие в дошкольных учреждениях
методическая разработка (старшая группа)

Максименко Карина Витальевна

Приложение к основной образовательной программе "Устойчивое развитие в старшей группе"

Устойчивое развитие - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustoychivoe_razvitie_v_starshey_gruppe.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

1. Традиционные для отечественной педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. Так, В.Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.

С именами этими и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным. Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50—80-е годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы.

2. Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.

3. Мировой опыт. В настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления. Наиболее известна программа «Ощущение чуда», элементы которой используются в работе с детьми дошкольного возраста. Ярким представителем данного направления является Джозеф Корнелл. К этому направлению можно отнести и не совсем удачно переведенное методическое пособие для работников дошкольных учреждений «Навоз для поля и коктейля». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области используется шведская программа школы Мулле. Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.

4. Современная школьная экология. В начале 90-х годов в отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений иногда пытались переносить содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад. При этом информация недостаточно адаптировалась, а слабое понимание самим воспитателем экологии приводило к тому, что он старался строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, недоступной и ненужной для дошкольников. Такой подход вел к потере интереса детей к занятиям и перегрузке излишней информацией. К счастью, такой подход уходит из дошкольного образования, однако некоторые его элементы нет-нет да и появятся снова. Поэтому хочу подчеркнуть, что содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя мы должны помнить о них при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.

Экологическое образование и «устойчивое развитие»

Основная идея «устойчивого развития» — сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в нашей с вами жизни? Мы должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

В качестве целей и задач экологического образования теоретики и практики дошкольного образования чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Принципы отбора экологического образования дошкольников

  • научность;
  • доступность;
  • гуманистичность;
  • прогностичность;
  • деятельностность;
  • принцип деятельностности;
  • интеграция;
  • целостность;
  • конструктивизм;
  • регионализм;
  • системность;
  • преемственность.

Какими должны быть принципы отбора содержания экологического образования дошкольников. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.

Месяц

Тема

Формы работы

Цель занятия

Сентябрь

Полиэтилен

МИМИО «Сохрани планету»

Самоделки «Эко-сумки»

Продолжать формировать устойчивое развитие детей, понимать необходимость сохранения планеты

Акция «Крышечки ДоброТЫ» - старт акции

Театрализация сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Сюжетно-ролевая игра «Сортировка мусора»

Приобщение родителей к сбору крышечек на базе группы

Продолжать учить детей правильно разделять мусор по контейнерам, воспитывать менталитет с пониманием устойчивого развития

День осеннего Солнышка

Дидактические игры «Части суток», «Когда это бывает»

Опытно-экспериментальная деятельность «Влияние солнечного света на предметы», «Испарение воды на солнце», «На ярком фоне», «Солнца луч золотой»

Продолжать формировать представления о частях суток, природных проявлениях

Знакомство с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Температура». Занятие 1

Знакомить детей с понятием температура, влиянием температуры на окружающие объекты

Октябрь

Электричество

Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Что такое электричество»

Викторина для ребят «Что я знаю об электричестве»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с янтарем», «Трение», «Электромагнетизм»

Самоделки

Мотивационные постеры своими руками, видеосюжет «Бережливость – это не экономия, а разумное потребление»

Оригами «Дом»

Знакомить детей с электричеством, формировать понимание о том, откуда оно берется и как попадает в дом человека

Акция «Батарейки, сдавайтесь!»

Создание коллажа из фотографий и рисунков

Продолжать формировать устойчивое развитие детей

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Температура». Занятие 2

Знакомить детей со способами измерения температуры, с понятием градус

Ноябрь

Осенние заботы о птицах

Создание видеорепортажа «Как мы помогали птицам»

Воспитывать бережное и заботливое отношение к ближним

Акция «Батарейки, сдавайтесь!»

Приобщение родителей к сбору батареек на базе пункта приема

Продолжать формировать устойчивое развитие детей и семей

Воздух

Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Где живет воздух»

Викторина для ребят «Что умеет воздух»

Самоделки

«Облака – белогривые лошадки»

Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер в комнате» опыт со свечой, «Упрямый воздух» опыт со шприцом, «Воздух толкает предметы»

Формировать представления детей о воздухе, его свойствах, необходимости избегания загрязнения воздуха

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Температура». Занятие 3

Закрепит знания детей о температуре

Декабрь

Воздух

Опытно-экспериментальная деятельность «5 способов обнаружить воздух», «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет», «Как образуются барханы», «Масло и вода не смешиваются»

ЭкоКрокоДил – Логическая игра

Самоделки

«Воздушный змей», «Вертушка»

Образовательный диалог «Ёлка. Что лучше - живая или искусственная. Способы утилизации ёлки»

Продолжать исследовать свойства воздуха. Формировать представление детей о правильной переработки деревьев с пользой для экологии

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Свет». Занятие 1

Формировать представления детей о том, от чего зависит освещенность, может ли свет проникать сквозь предметы

Январь

Вода

Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Вода»

Опытно-экспериментальная деятельность «Вторая жизнь воды», «Вода умеет окрашивать на расстоянии», «Декор посуды с помощью воды и лака», «Сила выталкивания соленой воды» опыт с яйцом

Викторина для ребят «Что я знаю о воде»

Формировать представления детей о воде и ее свойствах. Исследовать свойства воды через экспериментальную деятельность

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Свет». Занятие 2

Формировать представления детей о свете: влияет ли плохая освещенность на здоровье человека

Февраль

Вода

Виртуальная экскурсия в Музей воды

Опытно-экспериментальная деятельность «Состояния воды», «Вода и давление», «Соленый лед и нитка», Опыт-фокус «Волшебное окрашивание воды в банке», «Как простой лист бумаги может заменить крышку для банки с водой»

Мастер-класс «Сделай сам. Экологичное чистящее средство»

Образовательная беседа с демонстрацией презентации об экопотреблении «Чем дольше будут служить тебе вещи, тем меньше будет потребление невидимой воды»

Продолжать формировать представления детей о воде и ее свойствах. Исследовать свойства воды через экспериментальную деятельность. Знакомить детей с понятием экопотребление, учить понимать его смысл.

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Свет». Занятие 3

Продолжать знакомить детей с понятиями: свет, фотоны, «скорость света», «освещенность»

Март

Вода

Презентация «Экономная система полива цветов»

Самоделки

«Моя личная история о воде»

«Система полива комнатных цветов» (стр 79)

Опытно-экспериментальная деятельность «Ледяная линза», «Домашнее облако», «В почве есть воздух», «В почве есть влага»

Видеосюжет «Как мы воду охраняли»

Продолжать формировать устойчивое развитие детей и семей

Земля

Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Земные тайны. Почва»

Знакомить детей со свойствами почвы

Мотивационное интегрированное занятие

«Сохранение популяции нерпы»

Формировать бережное отношение детей к природе

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Электричество». Занятие 1

Формировать представления детей об электричестве: смогут ли работать без него телевизор, компьютер, холодильник

Апрель

Земля

Викторина для ребят «Тайны почвоведа»

Опытно-экспериментальная деятельность «Исследования юного почвоведа», «Как образуются лужи на земле», «Потребности растений», «Фараонова змея», «Лава-лампа»

Образовательная беседа с демонстрацией презентации «Жители тайного подземелья»

Разгадывание ребусов, игры с лабиринтами

Самоделки

Оригами «Мышка»

Виртуальная экскурсия в Музей почвоведения (подземное царство)

Продолжать изучать свойства почвы, познакомить ребят с профессией почвовед

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Электричество». Занятие 2

Рассмотреть вопрос: как знаки плюс и минус связаны с электричеством, как получить электричество в домашних условиях

Май

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Кислотность». Занятие 1

Знакомить детей с понятием кислотность, можно ли ее измерить приборами, всегда ли кислота живет там, где кисло

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

Интерактивное занятие «Кислотность». Занятие 2

Продолжать формировать представление детей о кислотности. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Животные

МИМИО «Красная книга России»

Самоделки «Красная книга своими руками»

Опытно-экспериментальная деятельность «Слайм», «Зубная паста для слона», «Вулкан», «Как привлечь бабочек»

КВН «Жизнь забавных животных»

Экологический квест

Продолжать воспитывать бережное отношение детей к природе – к животным. Формировать понимание о том, что некоторые виды вымирают из-за вреда человека. Продолжать формировать устойчивое развитие детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы

Рекомендации позволяют грамотно осуществлять прием детей с ЗПР в коррекционную группу...

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».

Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении

Задержка психического развития- частичное недоразвитие высших психических функций. Если вовремя начать заниматься с ребенком , ЗПР поддается коррекции практически полностью....

Статья "Проектирование образовательного процесса через реализацию целей устойчивого развития в дошкольной образовательной организации"

В современных условиях возникает необходимость пересмотра стратегии проектирования образовательного процесса в ДОУ в экологическом образовании для устойчивого развития (ОУР), целью которого является ф...

Современные педагогические технологии в экологическом образовании для устойчивого развития в дошкольном образовательном учреждении

Для повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования педагогам доступны в использовании современные педагогические технологии. Зная основ...

Преемственность устойчивого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непре...