Преемственность устойчивого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений. Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего образования - дошкольному образованию, так как именно этот период является во многом определяющим для дальнейшего обучения и жизненного становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования. Ключевые слова: преемственность, начальная школа, дошкольное воспитание, воспитание,обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_na_sayte_ns_portal_aprel2024.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений. Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего образования - дошкольному образованию, так как именно этот период является во многом определяющим для дальнейшего обучения и жизненного становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования.
Ключевые слова: преемственность, начальная школа, дошкольное воспитание, воспитание, обучение.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
СП « Детский сад №62»
ГБОУ СОШ №4 г.о Сызрань
Воспитатель: Мальцева С.С
В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения. Одной из важных концепций является разработка единой образовательной стратегии, применимой для всех ее звеньев. В «Концепции содержания непрерывного образования» отмечается значимость преемственность разных ступеней образовательного процесса для достижения гармоничного развития ребенка.
Переход ребенка из одной образовательной среды в другую предполагает его погружение в некоторое культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальное окружение. Отметим, что успешный переход всецело зависит от грамотности и единства педагогов как детского сада, так и начальной школы.
Многие педагоги и психологи современности называют период поступления ребенка в школу – переломным этапом жизни. Действительно, это новый этап для ребенка, а сам факт того, что попадание ребенка в новое социальное окружение сопровождается необходимостью построения новых отношений со сверстниками, педагогом, и другими людьми, входящими в его окружение, вызывает у ребенка некоторые переживания и тревогу. Переход в новое социальное окружение совпадает с возрастным кризисом у ребенка, в ходе которого наблюдаются такие процессы, как: становление внутренней позиции ребенка, формирование сложных психологических новообразований, что в конечном итоге сказывается на переменах в образе жизни, социальном положении и общей обстановке, в которой он развивается. Не смотря на то, что данная проблема изучается относительно давно, стоит отметить, что но-вые условия развития общества, постоянные нововведения в области образования, не позволяют назвать эту проблему полностью решенной и неактуальной, так как ее решение требует постоянного практического апробирования и непрерывного психолого-педагогического исследования [1].
В общем понимании, преемственность дошкольного воспитания и начального обучения в школе, не должна рассматриваться только как процесс подготовки детей к дальнейшему обучению. Основная сущность состоит в том, что образовательный процесс должен быть построен на основе непрерывного образования, в сочетании с усложнением требований к умственной деятельности, формированием личного и общественного поведения будущего школьника.
В педагогическом аспекте изучение преемственности позволяет определить ее сущностные основания по отношению к образовательному процессу. Российский педагог С.Т. Шацкий в своих исследованиях отмечал, что для данного возрастного периода важна последовательность смены этапов социокультурного развития ребенка, а также подчеркивал необходимость сохранения и укрепления опыта, который он получил на предыдущем этапе развития [6]. Ш. И. Ганелин, рассматривая преемственность, отмечал, что это опора, на которую будущий школьник ссылается при поступлении в школу, от которой зависит освоение необходимых компетенций, и на основе чего формируются новые связи, расширяются его знания, представления. Особое значение приобретает позиция педагога о том, что преемственность предполагает качественные изменения в развитии различных сфер личности, которые проявляются с возрастанием физических и интеллектуальных возможностей ребенка [3].
Т. А. Ерахтина обращает внимание на необратимый характер преемственности развития, так как именно этого процесс способствует появлению новообразований, связанных с ранее имеющимся опытом. Также отмечается, что наиболее важными компонентами этого процесса является: воспитательный аспект, физическое здоровье детей, индивидуальные особенности каждого ребенка, их личностное и психическое развитие [5].
Как уже было отмечено выше, организация преемственности полностью определяется един-ством и сплоченностью работы педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Это двухсторонний процесс и тесное взаимодействие педагогов обеих ступеней определяет эффективность дальнейшего развития детей. Главная задача дошкольных образовательных учреждений – это развитие социально-коммуникативных навыков будущего школьника, усложнение требований к интеллектуальной деятельности, частичное создание предпосылок учебной деятельности. Со стороны школьного обучения, преемственность предполагает более углубленное освоение и постижение тех компетенций, которыми ребенок обладал до прихода в школу. Для достижения эффективности и положительных результатов своей деятельности, на начальном этапе обучения детей, педагогу необходимо использовать игровую деятельность, которая пользовалась своей популярностью в детском саду. Важным моментом в планировании и ожидании результативной работы построения преемственных связей является четкое понимание целей, содержания и задач осуществления преемственности.
Не смотря на степень изученности данной проблемы, многие педагоги допускают ошибки в организации преемственности. Например, одним из больших заблуждений, которое педагоги не считают своим упущением, это процесс подмены воспитательной работы, собственно подготовкой к школьном обучению. Довольно часто это приводит к тому, что содержание дошкольного образования заменяется рассмотрением элементов учебных программы начальной школы. При этом психологический, социальный и личностный опыт и вовсе игнорируется [2].
Особенно сильно усугубляют ситуацию преемственности образовательные учреждения, которые, так сказать, организуют специальный отбор на основе требований к знаниями и умениям ребенка, вплоть до того, что существует некоторых проходной балл, определяемый тестированием. При этом, родители уже с ранних лет отправляют своего ребенка к репетиторам с целью «подтянуть» его знания, для прохождения этих тестов. Данный подход далек от принципов преемственности, не соответствует желанию и возможностям самого ребенка. В большей степени акцент делается на статус и престиж того или иного образовательного учреждения.
Данная ситуация отрицательно сказывается не только на самом процессе преемственности развития, но и общем психологическом здоровье ребенка. Г.Е. Гун в своих исследованиях отмечает, что большинство детей по своему развитию не всегда соответствуют своему возрасту, что в итоге определяет неработоспособность процесса преемственности, и в конечном итоге сказывается на дальнейшем обучении в школе [4].
Подводя итог, хотелось бы отметит, что преемственность развития на этапе дошкольного воспи-тания и школьного обучения является результатом непрерывной работы, направленной на развитие ребенка, его творческих возможностей, социального интеллекта, приобщения к пониманию внутреннего и внешнего мира. Проблема преемственности может быть решена только в результате тесного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений и школы, его итогом будет успешная адаптация детей в школе. Е. Н. Крупская отмечала: «Если мы правильно организуем дошкольное воспитание, тем самым мы поднимем школу на более высокую ступень.
Список источников
1. Белошистая, А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошколь-ным и начальным звеньями системы образования /А.В. Белошистая //Начальная школа : плюс-минус . – 2012. – № 2. – С. 39 – 42.
2. Владимирова, Т. В. Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования / Т. В. Владимирова, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагоги-ческое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 46-52.
3. Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 22 с.
4. Гун Г. Е. Здоровье детей — категория педагогическая / Г. Е. Гун // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 1.
5. Ерахтина Т.А. Теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального общего образования: дис. д-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2015. – 364 с.
6. Шацкий С. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Сост.: В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»
Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...
Статья на тему: "Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Советы родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и задания на развитие внимания, памяти, мышления и речи....
Преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
В чем заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста? В преемственности в содержании художественного образования; преемственности способ...
Программа мероприятия -Круглый стол «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»,2018
Программа мероприятия -круглый стол "Премственость в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста",2018...
Программа Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста "...
Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...