Преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья

В чем заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста? В преемственности в содержании художественного образования; преемственности способах, средствах и формах художественного образования; преемственности в становлении личности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В современном мире человеку для активного участия в жизни общества мало обладать профессиональными знаниями, быть хорошим исполнителем. Сегодня требуются люди, способные нестандартно мыслить, творческие, способные к росту и развитию.

Развитие – это разностороннее и гармоническое становление способностей человека, его интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности [1, с.5].

Творческое развитие – необходимое условие жизнедеятельности человека, т.к. без творчества невозможно движение по пути прогресса. На современном этапе творческое развитие является одним из приоритетных направлений формирования личности.

По утверждению выдающихся психологов Л. С. Выготского,                    Л. А. Венгера, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений [3, c. 32].

Особое место в становлении всех способностей человека, в том числе и творческих, принадлежит дошкольному детству как периоду, когда закладывается базис личностной культуры. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться творческое воображение, которое является основой для развития творческого потенциала личности. В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее качественное развитие заложенных в дошкольном возрасте творческих способностей. Поэтому, важное значение приобретает преемственность в художественно-творческом развитии детей  дошкольного и младшего школьного возраста.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием была актуальна всегда. Преемственность – это опора на пройденное, использование и развитие имеющихся у детей знаний, представлений и способов деятельности [3, c. 315].

В чем  заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста? В преемственности в содержании художественного образования; преемственности  способах, средствах и формах художественного образования;  преемственности в становлении личности воспитанников.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, способности детей принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. А формированию таких способностей происходит в разных видах детской деятельности, в том числе и в художественно-творческой деятельности, которая осуществляется и в детском саду в процессе рисования и лепки детьми, и в начальной школе на уроках по изобразительной деятельности.

Каковы же педагогические условия преемственности в развитии творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных учреждений?  Таковыми условиями являются использование разнообразных видов и форм творческой деятельности; признание ведущей роли развивающего обучения; учет  имеющегося  уровня  творческого развития воспитанников; активное включение родителей в процесс развития творческих способностей детей; создание положительной атмосферы во всех видах творческой деятельности детей.

 Важнейшим условием художественно – творческого развития дошкольников и младших школьников является  организация интересной содержательной жизни детей в образовательном учреждении и в семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения [3, c. 132].  

 По словам Л. С. Выготского «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» [2, c. 23].

Большие возможности для развития творчества заключаются в изобразительной деятельности, в процессе которой развиваются способность к творческому воплощению художественного образа.  

Побуждением к творчеству могут явиться поездки на природу, сбор различных предметов, поиски новых форм и цвета, зарисовки узоров и т. д.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их  значение. Искусство дает ребенку богатый эмоциональный опыт. Оно не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.             Искусство ценно именно тем, что воспитывает у ребенка такой способ мышления, за которым стоят образы, воображение и изобретательность             [3, c. 133].    

Общей целью при работе с искусством является саморазвитие  личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание ребенком целей его собственной деятельности [3, c. 291].  

Задача творческого развития детей заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать творческие способности детей: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость; с другой – развивать потребность в творчестве и общении с искусством              [4, c. 101].  

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет действовала изостудия, на занятиях которой дети имели возможность осваивать простейшие умения работы с различными материалами, использовать для создания выразительных образов традиционные и нетрадиционные средства и техники  выполнения, проявлять свои таланты. Поступив в школу, дети имели возможность использовать полученные навыки в дальнейшем творчестве, посещая школьные кружки живописи, прикладного искусства.

На сегодняшний день в группах для осуществления творческого развития детей воспитателями используются разнообразные формы работы с детьми: совместные творческие проекты, занятия по рисованию, лепке, художественно-дидактические игры, организуют выставки. Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов.

Наш детский сад  осуществляет работу по обеспечению преемственности в художественном образовании дошкольников и младших школьников. На протяжении нескольких лет детский сад тесно сотрудничает с                       МОУ «СОШ № 36», именно в нее поступает большее количество воспитанников, дети имеют возможность продолжить творческую деятельность и развить свои творческие способности. В школе функционирует кружок живописи, где дети  обучаются основам изобразительного искусства и могут проявить свои творческие способности. Воспитанница детского сада Мигунова Карина принимала участие в различных творческих конкурсах, была награждена грамотами.

Осуществление задачи преемственности между дошкольным звеном и школой осуществляется в разных формах: проведение совместных мероприятий, экскурсий, походов в музей; организация совместных выставок поделок и рисунков; конкурсы детского рисунка. Воспитатели детского сада посещают уроки в начальной школе с целью осуществления преемственности в методах руководства творческим процессом детей. Родители воспитанников подготовительной группы приглашаются на совместные мероприятия, консультации, в ходе которых предоставляется информация о возможностях творческого развития дошкольников и младших школьников.

Таким образом осуществляется взаимосвязь дошкольного и начального школьного образования, достигается цель художественно-творческого развития детей.

 

  

Литература

1. Астраханцева, Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Татьяна Николаевна Астраханцева. – Чебоксары, 2002. – 190 с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.

3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 1999. – 344с.

4. Ткач, Л. Интеграция смысловых аспектов сказки в содержании художественно-творческой деятельности / Л. Ткач // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 3. – С. 101-105.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Статья на тему: "Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Советы родителям  детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и задания на развитие внимания, памяти, мышления и речи....

Программа мероприятия -Круглый стол «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»,2018

Программа мероприятия -круглый стол "Премственость в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста",2018...

Программа Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста "...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...