Статья на тему: "Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста"
статья по теме

Хамидова Юлия Валерьевна

Советы родителям  детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и задания на развитие внимания, памяти, мышления и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время все чаще можно заметить появление у детей различных нарушений речевого развития.  Проблемы семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушениями речи, проявляются во всех сферах ее жизни. Очень частой является ситуация, когда родители не знают как и чем помочь своему ребенку, как научить его общаться с окружающими, помочь  познать мир. В настоящее время существует множество образовательных учреждений, способных оказать помощь ребенку с нарушениями речи, важно не упустить время, ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем легче будет малышу достичь того уровня речевого развития, который соответствует его возрасту. В данной статье приводятся некоторые виды игр и упражнений, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, которые могут использовать родители в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

          Игры и задания для развития мелкой моторики пальцев рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста с простого массажа пальчиков ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует активность зон головного мозга, отвечающих за речь. В старшем дошкольном возрасте этот вид деятельности является неотъемлемой частью подготовки к школе, в частности к письму.

                                  Примерные виды заданий:

1. Обучение ребенка навыками бытового обслуживания ( застегивание - расстегивание пуговиц, молнии, кнопок, завязывание шнурков, лент, развязывание узелков)

2. Изготовление поделок из природных материалов (шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов)

3. Лепка из пластилина, глины или соленого теста, изготовление поделок из бумаги. Данный вид задания хорошо развивает воображение ребенка, дает ему возможность проявить фантазию.

4. Сортировка мелких предметов (по цвету, форме, величине), предметы могут быть заменены крупами, например фасолью и рисом.

5. Работа с прищепками, которые могут крепиться как на веревочку, так и на различные формы, вырезанные из картона, например можно сделать тучку с дождиком или солнышко с лучиками.

6. Нанизывание бусинок различного размера и формы на нитку. Задание можно усложнить, описывая предметы по различным признакам. Например: Эта бусинка красного цвета..........

7. Очень интересными для детей дошкольного возраста будут занятия с использованием цветного песка, из которого можно создавать небольшие картины.

8. Рисование и раскрашивание картинок- одно из любимых занятий детей, можно усложнять задание, путем использование различных техник рисования. В этом виде работы могут использоваться штриховки, обводки предметов по точкам или пунктирным линиям.

             Игры и задания для развития внимания и памяти

Внимание - это один из самых важных процессов, благодаря которому ребенок может изучать и познавать что-то новое. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, родители помогают ему овладеть такими необходимыми для процесса обучения качествами как сосредоточенность и осознанность выполняемых действий. Развитие же памяти является залогом успешного обучения ребенка, произвольная память позволяет малышу воспринимать, запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию.  Работу по развитию внимания и памяти необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно.

                             Примерные виды заданий:

1.  Ребенку на непродолжительное время показывается картинка, затем ее убирают и задача ребенка заключается в том, чтобы как можно более подробно описать увиденное на ней.

2. Игра "Найди отличия". В данной игре могут использоваться как картинки с предметами, имеющими отличия, так например и игрушки. Для усложнения задания необходимы сюжетные картины.

3. Игра "Что изменилось, чего не стало?". Перед ребенком выкладывают игрушки, различные предметы или картинки (их количество зависит от возраста), непродолжительное время ребенок их рассматривает и пытается запомнить последовательность предметов, затем ребенок закрывает глаза и один их предметов убирается, его задача назвать этот предмет (картинку) и показать место где она находилась. Задание может усложняться увеличением количества предметов (картинок), так же можно не убирать их со стола, а менять местами, чтобы усложнить задачу.

4. Игра "Сделай как я". Может проводится в паре, в игре используются счетные палочки из которых выкладывается произвольная композиция, второй участник должен повторить фигуру по памяти, ненадолго увидев ее.

5. Игра "Где чей домик?". В игре могут использоваться карточки с изображением животных, (насекомых, птиц) задача ребенка подобрать подходящую по смыслу картинку, найти каждому  свой домик. Первый раз задание может быть выполнено с участием взрослого, затем ребенок выполняет задание по памяти.

6. Для развития внимания могут использоваться различные виды лабиринтов, задания на нахождения предмета по его тени или нахождение логической последовательности предметов, событий, изображенных на сюжетных картинках.

                     Игры и задания для развития мышления и речи

Развитие мышления у ребенка проходит несколько этапов от наглядно - действенного в раннем возрасте  до словесно-логического. Процесс мышления непосредственно связан с речью, поэтому важной и необходимой составляющей полноценного развития ребенка является постепенная и непрерывная работа по совершенствованию мыслительной деятельности.

                            Примерные виды заданий:

1. Игра "4 - лишний". Ребенку предлагается ряд картинок с нарисованными предметами, его задача найти лишнюю картинку и объяснить почему она является лишней. (например: стол - стул - кукла - диван; яблоко - груша - земляника - апельсин), для усложнения задания предметы могут отличаться по форме, 3 предмета круглой формы, 1 овальной и т.д. или по размеру.

2. Игра "Угадай - ка". Взрослый дает описание предмета, а ребенок должен догадаться о чем ( или о ком) идет речь. (например: Это овощ, он круглый, красный, гладкий......), если ребенок затрудняется с ответом, взрослый выкладывает карточки с предметами, ребенок подбирает подходящую картинку.

3. Игра "Съедобное - несъедобное". Проводится с мячом, взрослый кидает мяч и называет предметы, ребенок должен поймать мяч только тогда, когда услышит название того, что можно кушать.

4. Задание на знакомство со свойствами предметов, с помощью загадок. Для усложнения задания можно предложить ребенку придумать загадку самостоятельно.

5.  Игра "Назови одним словом". Взрослый перечисляет несколько предметов и просит назвать их одним словом.

(например: - яблоко - груша - апельсин - мандарин - это............фрукты

                    -туфли - сапоги - ботинки - босоножки - это .............обувь

                    - машинка - робот - кукла - плюшевый мишка - это.......игрушки.

6. Для развития мышления могут быть использованы следующие виды заданий,  работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В данной статье приведено лишь небольшое количество игр и заданий, направленных на полноценное развитие ребенка. Многие игры могут проводиться в простых бытовых ситуациях и от них будет не меньше пользы, чем от целенаправленных занятий. Самое важное для родителей захотеть помочь своему ребенку, положительно настроить малыша, заинтересовать его в различных видах деятельности, не принуждать к выполнению заданий, ведь ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - это игра. И самая главная задача родителей и педагогов сделать эту игру интересной и познавательной, вот тогда мы увидим самый лучший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару

Тема   самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной  работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года  по  30 декаб...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"

Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....

Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...