Диагностики
материал

Дулько Светлана Викторовна

Диагностика для воспитателя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx12.65 КБ
Файл diagnostika.yu_.docx48.15 КБ
Файл metod_diagnostiki.docx13.27 КБ
Файл volshebnaya_strana_chuvstv.docx108.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

  • Отсутствие ответа – один балл.
  • Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.
  • Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.
  • Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.



Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативной сферы дошкольников

Методика «Поставь крестик…»
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.

Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?

Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?

Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

image001_689.jpg

2.jpg

image003_269.jpg



Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативной сферы ребенка

«День рождение»

Метод диагностики: «День рождения»

Ход работы:

Кирилл, пошли поиграем с тобой и я покажу тебе интересный рисунок. Представь, что скоро у тебя день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены стулья. Выбери стул, на который ты сядешь.

— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? И с другой стороны?

Рядом с собой Кирилл посадил подругу с детского сада и сестру

По левую сторону:

11. Папа

8. Стёпа (друг с детского садика)

7. Гриша ( друг с детского садика)

6. Айсем ( друг с детского садика)

10. Мама

5. Ольга Валерьевна (воспитатель)

По правую сторону:

12. Паша (брат)

2. Андрей (дядя)

8. Авсюша (двоюродный брат)

4. Света ( студентка, проводящая диагностику)

Качественный анализ полученных результатов:

При проведении диагностики ребёнок не задавал вопросы, а чётко выполнял указания.

Потребность в общении: желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» и добавляет новые;

Эмоциональные предпочтения в общении:  близкие отношения со сверстниками, доверительные с родителями, приятные отношения с другими

Значимость социального окружения:

количественное преобладание взрослых составляет 4 человека, а детей 8 человек. С детьми ребёнок общается хорошо. Папу, брату и сестру посадил рядом, а маму напротив это значит, что в семье доверительные отношения друг к другу. Мальчиков 7 (Папа, Паша, Андрей, Авсюша, Айсем, Гриша, Стёпа). Девочек 5 (Ксюша, Света, мама, Эля), и ребёнок посадил воспитательницу Ольгу Валерьевну, рядом с мамой. Больше всего детей преобладает из детского сада, так как ребёнок большую часть дня проводит в детском саду и хорошо, бесконфликтно общается со сверстниками.  



Предварительный просмотр:

Диагностики, направленные на изучение эмоционально- волевой сферы детей дошкольного возраста

Методика «Рисунок несуществующего животного»

 (М.3. Друкаревич)

Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.

Метод проведения теста: Детям предлагается на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.

Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.

Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносит данные в протокол.

Выполнение задания оценивается в баллах.

1 – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.

0.5 – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.

0 – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.

Методика «Волшебная страна чувств»

(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: исследование психоэмоционального состояния.

Возраст: от 5 до 13 лет

Ход: Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый,

фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.

Инструкция 1:«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная

страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина,

Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках.

Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то

живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только

встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы

ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали

ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели

свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но

слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты,

жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес

ветер.»

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась

домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где

изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил

страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана

жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил

каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик.

Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету

домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в

которой перечислены названия чувств.

В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка

определенное чувство.

Инструкция 3:«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог

жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать,

где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без

карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы.

Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны

чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После

восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить

карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже

помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется ».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит,

что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и

узнают много интересных историй.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта

человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5

зон:

· голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

· туловище до линии талии, исключая руки (символизируют

эмоциональную деятельность);

· руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);

· тазобедренная область (символизирует область творческих

переживаний);

· ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также

возможность «Заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела.

Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове

живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В ногах живут чувства, которые дают человеку

психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились

«негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться

от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены

по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами,

распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень

психоэмоционального состояния ниже нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...