«Математика повсюду, математика везде»
проект (старшая группа)

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. 

   Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshey_gruppy_po_matematike.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад№273 «Стрижи»»

Творческий проект

старшей группы

«Математика повсюду, математика везде»

Выполнила: Гурьева

Екатерина Александровна

Барнаул, 2021г.

Актуальность.

    Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. 

   Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

 

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: ноябрь 08.11 -19.11. 2019г

Состав участников: групповой (воспитатель, дети группы, родители).

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проектная деятельность осуществлялась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

 Задачи:

1.     Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

2.     Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 ,способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

3.     Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством.

4.     Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

5.     Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

6.     Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

7.     Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

8.     Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

 

Предполагаемые результаты:

  1. 1.     Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. 2.     У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. 3.     Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. 4.     Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  5. 5.     Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

 

Подготовительный этап:

v Определение темы проекта.

v Постановка цели и задач проекта.

v Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

v Подбор дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта.

v Изготовление развивающих игр по математике.

v Составление плана основного этапа проекта.

v Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.

v Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

v Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».

v Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

модель 3х вопросов

Что мы знаем

Что хотим узнать

Как будем узнавать

  1. Математике учат в школе.
  2. Умеем решать примеры.
  3. Умеем считать до 100.
  1. Кому нужна еще математика?
  2. Научиться разгадывать кроссворды.
  1. Спросим у родителей.
  2. Спросим у воспитателей.
  3. Посмотрим в интернете
  4. Посмотрим энциклопедии

 Основной этап:

Формы реализации проекта:

Вид деятельности

задачи

Методы и приемы

ОО "Познание"

Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

НОД « Математика важна, математика важна». Беседы «Раз, два, три, четыре, пять – все мы можем посчитать» (врач, бухгалтер, швея). Икт игра «Математическая игра». Презентация «Веселые фигуры»

ОО "Речевое развитие"

Углублять знания детей о  фигурах, цифрах, линиях.

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов. Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события.

«Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;Рольф Каука «Медвежонок Миша. Учимся считать» Н. Самоний «Раз, два, три, четыре, пять – будем кошек мы считать»; Г.Харенко, К. «Ткаченко «Мамины и папины профессии»;

ОО "Художественно-эстетическое развитие

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку, аппликацию, рисование.

Превращение фигур, цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры» и др. НОД «Что напутал Незнайка»

ОО "Физическое  развитие"

Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм.

«Смелый охотник», «Линеечка», «По местам», «Части – тела», «Запретный номер», «Кому нужен этот предмет», «Кем хочешь быть», «Передай мяч».

Игровая деятельность

Через разнообразную игровую деятельность  закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

«Кто где работает», «Кто это знает и умеет», «Кто это делает», «Кто что делает», Для человека какой профессии это нужно?», «Подбери признак», «Исправь ошибку», «Продолжи предложение», «Нарисуй портрет»,  «Подскажи словечко», «Один – много», «Назови ласково».

Настольно-печатные игры: «Профессии», «Мягкий пазл», Домино: «Цифры», «Вычитание», «Приключения кота Леопольда», «Ну, погоди!», Лото «Магазин».

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Кукла Катя заболела», «Поликлиника»,

«Скорая помощь», «Аптека»,

Самостоятельная деятельность

Развивать умение детей систематизировать информацию и презентация проектов

Презентации воспитанников

Заключительный этап:

v Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

v Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

v Использование дидактических, ИКТ игр по ФЭМП

v Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».

v Обработка и оформление материалов проекта.

Литература:

1.Козина Л. Ю. « Игры по математике для дошкольников»-М.: Сфера, 2008 г.

2.Михайлова З. А. « Игровые задачи для дошкольников»- СПБ.: Акцидент, 1996г.

3.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. « Обучение математике в детском саду»-М.: Академия,1997г.

4.Сербина Е.В. « Математика для малышей»-М.: Просвещение, 1992г.

5.Шарыгина Т.А. « Точные сказки. Формирование временных прдставлений» М.: Книголюб, 2005г.

6.Крашенинников Е.Е. , Холодова О.Л. « Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).

Приложение

Приложение 1

Предварительная беседа в рамках проекта

«Раз, два, три, четыре, пять - всё мы можем посчитать»

Цель: подвести детей к проблеме: зачем нужна математика в профессиях.

- Посмотрите сказку (мультфильм) «Про козлёнка, который умел считать до десяти» (автор Альф Прейсен, пересказ с норвежского В. Островского) и ответьте на мои вопросы.

Жил – был маленький Козлёнок, который научился считать до десяти. Как – то раз подошёл он к озерцу и вдруг увидел своё отражение в воде. Он остановился как вкопанный и долго разглядывал самого себя. А теперь послушайте, что было дальше.

- Раз, - сказал Козлёнок.

- Что хотел сделать Козлёнок, сказав «Раз»? (ответы детей)

- Кого первого он сосчитал? (ответы детей)

- Правильно ли он это сделал? (ответы детей)

- Какой цифрой можно обозначить первого по порядку? (ответы детей)

- Сравните такие понятия, как «один» и «первый». Как они связаны? Какое между ними различие? (один – указывает на количество; первый – на порядок предметов при счёте.)

- Посмотрите, что было дальше.

Раз! – сказал Козлёнок.

Это услышал Телёнок, который гулял поблизости и щипал травку.

- Что ты делаешь? – спросил Телёнок.

- Я сосчитал сам себя, - ответил Козлёнок. – Хочешь, я и тебя сосчитаю?

- Ой, что ты! Я очень боюсь. И моя мама, наверное, не разрешит, - пролепетал Телёнок, пятясь назад.

Но Козлёнок скакнул вслед за ним и сказал:

- Я – это раз, ты – это два. Один, два! Мэ-э-э!»

- Кого Козлёнок сосчитал вторым? (ответы детей)

- Мама! – жалобно позвал Телёнок.

Тут к нему подбежала Корова с колокольчиком на шее.

- Му, ты чего ревёшь?

- Козлёнок меня считает! – пожаловался Телёнок.

- А что это такое? – сердито промычала Корова.

- Я научился считать до десяти, - сказал Козлёнок. – Вот послушайте: один – это я, два – это Телёнок, три – это Корова. Один, два, три!

- Ой, теперь он и тебя сосчитал! – заревел Телёнок.

Когда Корова это поняла, она очень рассердилась.

- Я тебе покажу, как потешаться над нами! А ну-ка, Телёнок, зададим ему!

- Кого третьего сосчитал Козлёнок? (ответы детей)

- Сколько теперь животных сосчитал Козлёнок? (ответы детей)

И Корова с Телёнком бросились на Козлёнка. Тот помчался по лужайке. А за ним – Корова с Телёнком. Неподалёку гулял Бык.

- Почему вы гонитесь за этим куцехвостым малышом? – спросил Бык.

- А он нас считает! – заревел Телёнок.

- Один – это я, два – это Телёнок, три - Корова, четыре – это Бык. Один, два, три, четыре! – сказал Козлёнок.

- Ой, теперь он и тебя сосчитал! – жалобно сказал Телёнок.

- Ну, это ему даром не пройдёт, - проревел Бык и вместе с другими бросился в погоню за Козлёнком.

- Кого Козлёнок посчитал первым, вторым, третьим, четвёртым? (ответы детей)

- Сколько животных теперь сосчитал Козлёнок? (ответы детей)

По обочине дороги неторопливо прохаживался Конь и жевал траву. Услышав топот и увидев, как пыль поднялась столбом, он ещё издали закричал:

- Что это за спешка?

- Мы гонимся за Козлёнком, - ответила Корова.

- Он нас считает,- заныл Телёнок.

- А как же он это делает? – спросил Конь, увязываясь за остальными.

- Очень просто, - сказал Козлёнок. – Вот так! Один – это я, два – это Телёнок, три – это Корова, четыре – это Бык, а пять – это Конь. Один, два, три, четыре, пять!

- Кого Козлёнок посчитал пятым? (ответы детей)

- Сколько животных теперь сосчитал Козлёнок? (ответы детей)

А у самой дороги, в загоне, спала большая, жирная Свинья. Топот копыт разбудил её.

- Хрю – хрю – хрю! Куда это вы все? – спросила любопытная Свинья и пустилась трусцой вслед за другими.

Тогда Козлёнок сосчитал и Свинью.

- Один – это я, два – это Телёнок, три – это Корова, четыре – это Бык, пять – это Конь, шесть – это Свинья. Один, два, три, четыре, пять, шесть!

- Кого шестым сосчитал Козлёнок? (ответы детей)

- Сколько теперь животных сосчитал Козлёнок? (ответы детей)

Они мчались сломя голову, не разбирая дороги, и добежали так до речки. А у причала стоял небольшой парусник. На борту парусника они увидели Петуха, Пса, Барана и Кота. Петух был капитаном, Пёс – лоцманом, Баран – корабельным поваром.

- Остановитесь! – закричал Петух, увидав животных, которые неслись не чуя под собой ног. Но уже было поздно. Козлёнок оттолкнулся копытцами от причала и прыгнул на борт парусника. За ним бросились все остальные. Парусник покачнулся, заскользил по воде, и его понесло в самое глубокое место реки. Ох и перепугался же Петух!

- Ку-ка-ре-ку! На помощь! – закричал он не своим голосом. – Парусник тонет!

Все так и затряслись от страха!

Петух опять закричал громко-прегромко:

- Кто из вас умеет считать?

- Я умею, - сказал Козлёнок.

- Тогда пересчитай всех нас поскорее! Парусник может выдержать только 10 пассажиров.

- Скорее считай, скорее! – закричали все хором.

А Козлёнок начал считать:

- Один – это я, два – это Телёнок, три – это Корова, четыре – это Бык, пять – это Конь, шесть – это Свинья, семь – это Кот, восемь – это Пёс, девять – это Баран и десять – это Петух.

- Ура Козлёнку! Ура-а-а-а! – закричали тут все в один голос.

Потом пассажиры переправились через речку и сошли на берег. А Козлёнок с тех пор так и остался на паруснике. Он теперь работает там контролёром. И всякий раз, когда Петух сажал на свой парусник зверей, Козлёнок стоит у причала и считает пассажиров.

- Сколько всего животных сосчитал Козлёнок? (ответы детей)

- Кого он сосчитал седьмым, восьмым, девятым, десятым? (ответы детей)

- Сосчитайте всех героев сказки.

- Смогут ли они все вместе плыть на паруснике? (ответы детей)

- Почему нужно уметь считать и знать математику? Для чего нужно знать математику детям? (ответы детей) Для чего нужно знать математику взрослым? (ответы детей) Зачем нужно папе и маме на работе уметь считать? (ответы детей)

Приложение  2

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

«Математика важна, математика нужна»

Программное содержание:

  • закреплять умение измерять жидкие вещества с помощью условной меры;
  • совершенствовать умение составлять группы предметов по заданному числу;
  • закреплять умение сравнивать предметы по ширине и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности;
  • закреплять умение ориентироваться по схеме;
  • продолжать развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность;
  • закреплять представление о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек;
  • воспитывать коммуникативные способности, умение рассуждать и высказывать свое мнение, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Материалы, инструменты и оборудование:

  • проектор;
  • презентация;
  • письмо от Незнайки;
  • столы для принадлежностей врача, строителя, бухгалтера;
  • принадлежности врача, сварщика, бухгалтера;
  • доска;
  • схема моста;

Для каждого ребенка:

  • мерные стаканчики;
  • «микстура»;
  • "таблетки»;
  • полоски разной ширины;
  • листы бумаги;
  • счетные палочки;
  • монеты: рубли и копейки.

Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методические методы:

  • Словесные (Объяснение педагога, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения).
  • Наглядные (Использование ИКТ (компьютерная презентация); схема моста; инструменты профессии врача, сварщика, бухгалтера).
  • Практические (работа с «микстурой», со счетным материалом («таблетки»), с блоками Дьенеша, составление моста из счетных палочек, выкладывание разных по ширине полосок в убывающем и возрастающем порядке, работа с монетами, физминутки с использованием художественного слова).

Ход занятия:

К детям приходит письмо от Незнайки.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо. Давайте его прочитаем (зачитываем письмо).

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Помогите, пожалуйста, нам со Знайкой разрешить спор. Знайка утверждает, что математика нужна в любой профессии, а я так не думаю. И, как раз, сейчас я решаю кем мне стать. С одной стороны, мне хочется стать врачом, как доктор Пилюлькин, чтобы лечить людей. С другой стороны, мне хочется быть сварщиком и помогать Винтику и Шпунтику, а еще я хочу быть бухгалтером, как Знайка. Неужели во всех этих профессиях важна математика? Ребята, помоги мне, пожалуйста, определится и сделать правильный выбор. Спасибо!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Незнайке разобраться нужна математика в профессии врача, сварщика и бухгалтера или нет?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по станциям. И первая станция – станция Врача.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова.

«Повернись, повернись и на станции врача очутись».

Дети подходят к столу, на котором лежат инструменты врача.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим атрибуты врача. А теперь давайте поможем врачу разлить «микстуру» пациентам.

Дети наливают определенное количество «микстуры» в стаканчик.

Воспитатель: Молодцы! Мы справились с этой непростой задачей. А теперь нам необходимо помочь врачу посчитать таблетки.

Выложите на верхней полоске 6 больших круглых таблеток. Хорошо, теперь на следующей полоске выложите на 3 маленькие желтые таблетки больше, чем больших круглых. А на следующей ступеньке на 2 таблетке больше, чем желтых.

Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями, а теперь нам пора двигаться дальше.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова.

«Повернись, повернись и на станции сварщика очутись».

Дети подходят к столу, на котором лежат атрибуты строителя.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим инструменты строителя.

И вот нас с вами ждет первое задание от строителя. Нам надо выложить «трубы» по ширине, от самой широкой «трубы» к самой узкой.

Хорошо, это задание мы выполнили быстро. А теперь нам предстоит построить мост с помощью счетных палочек по чертежу. Молодцы! Отличный мост у нас получился! Ну, а нам пора двигаться дальше.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова.

«Повернись, повернись и на станции бухгалтера очутись».

Дети подходят к столу, на котором лежат атрибуты бухгалтера.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим принадлежности бухгалтера.

Ребята, скажите, пожалуйста, с чем связана профессия бухгалтера?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами, как настоящие бухгалтеры будем считать деньги.

Воспитатель каждому ребенку дает несколько монет, дети считают

Воспитатель: Очень хорошо. Но это еще не все, для нас приготовлено еще одно задание. Нам нужно решить задачи. Итак, приготовились, слушаем первую задачу: «У Кости было 5 наклеек, вечером мама ему купила еще 4 наклейки. Сколько наклеек стола у Кости».

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Слушайте второю задачу: «На тарелке лежало 10 яблок, 6 яблок съели ребята. Сколько яблок осталось лежать на тарелке?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все задания мы выполнили и теперь нам надо написать письмо Незнайке и ответить ему на его вопрос.

Дети вместе с воспитателем пишут ответное письмо Незнайке.

Приложение 3

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной к школе группе

«Что напутал Незнайка»

Программное содержание:

- совершенствовать умения свободно владеть карандашом при выполнении рисунка, упражнять в плавных поворотах руки;

- совершенствовать умения изображать человека;

- конкретизировать знания детей о профессиях и инструментах;

- способствовать совершенствованию диалогической формы речи;

- развивать воображение, чувства цвета, эстетическое восприятие, композиционные умения;

- воспитывать самостоятельность и аккуратность;

- вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие».

Материалы, инструменты и оборудование:

  • письмо Незнайки;
  • обруч;
  • инструменты врача, бухгалтера и сварщика;
  • клеёнка;
  • фотоаппарат;
  • иллюстрации «Что перепутал художник».

Для каждого ребёнка:

  • гуашь разного цвета;
  • кисти разного размера;
  • альбомный лист;
  • баночки с водой;
  • простой карандаш;
  • ластик.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы получили письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте ребята! Я нарисовал три чудесных картины и хотел их подарить Знайке, доктору Пилюлькину, Винтику. А Тюбик, сказал, что их нельзя никому дарить, так как там всё напутано. А я с ним не согласен, мне кажется, что у меня на картинах всё правильно. А как вы считаете могу я подарить эти картины своим друзьям. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Незнайка».

Дети рассматривают картины.

- Понравились ли вам картины Незнайки? (ответы детей)

- Можно ли такие картины подарить? (ответы детей) Почему их нельзя дарить? - Что перепутал Незнайка? (ответы детей)

- Какие профессии изобразил Незнайка на своих картинах? (ответы детей)

- Давайте вспомним какие инструменты нужны врачу, бухгалтеру и сварщику. (ответы детей)

- Давайте поможем Незнайке и нарисуем правильные картины.

- Чтобы определиться кто какую профессию будет рисовать, мы поиграем в игру.

Дети становятся вокруг обруча, в котором лежат инструменты для врача, бухгалтера, сварщика. Под музыку они бегают вокруг, как только музыка закончится, нужно будет взять любой инструмент, а затем рассказать кому и зачем он нужен. Игра повторяется три раза. Выбранный в третий раз инструмент определяет профессию, которую будет рисовать ребенок.

- А теперь, ребята, давайте пройдём за стол и начнём рисовать. С одной стороны, мы рисуем человека той профессии, которая вам выпала, а с другой стороны инструменты, которыми он пользуется. Приступаем к работе. Сначала мы рисуем карандашом, а затем – в цвете. (Дети рисуют)

По завершению работы дети рассказывают какую профессию, какие инструменты они нарисовали.

- Как вы думаете помогут ваши рисунки исправить ошибки Незнайки? (ответы детей)

- Давайте сфотографируем ваши работы и отправим Незнайке фотографии.

После продуктивной деятельности оформляется выставка детских работ.

Приложение 4

Игровая деятельность

Дидактические игры

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

бухгалтер – в школе, на заводе, в магазине;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

сварщик – на заводе, на стройке.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Знает математику, умеет пользоваться счётными устройствами, начисляет зарплату… бухгалтер.

Умеет работать со сварочным аппаратом, знает технику безопасности…сварщик.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает? »

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Считает, прибавляет, начисляет, вычитает … бухгалтер.

Лечит, перебинтовывает, выписывает, назначает … врач.

Сваривает, измеряет, строит, отрезает … сварщик.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает…

Врач лечит, ставит градусник, обрабатывает рану….

Бухгалтер начисляет зарплату, считает, прибавляет….

Сварщик сваривает, ремонтирует…

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Сварщик воспитывает, а воспитатель строит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Бухгалтер рисует, а художник считает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

«Для человека какой профессии - это нужно? »

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Сварочный аппарат, строительная рулетка, специальная одежда… - сварщик.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворник.

Градусник, бинт, вата, лейкопластырь, лекарства, шприц…- врач.

Компьютер, калькулятор, ручка, карандаш, блокнот… - бухгалтер.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т. д.

«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду).

Врач ставит… (карандаш, градусник, книгу, клизму).

Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия).

Сварщик сваривает … (трубы, бумагу, железную балку).

Бухгалтер считает … (деньги, цифры, фантики).

«Нарисуем портрет» (речевой)

Цель: учить детей составлять речевые портреты людей той или иной профессии.

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т. п.) о людях той или иной профессии по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Подбери признак»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Строитель (какой?) ..., врач, бухгалтер, сварщик, учитель, художник, продавец, повар.

«Назови ласково»

Цель: совершенствовать умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Завод - заводик

Укол - укольчик

Блокнот – блокнотик

Кабинет – кабинетик

Карандаш – карандашик и т.д.

«Один –много»

Цель: совершенствовать умения образовывать существительные во множественном числе родительного падежа.

Учитель – много …(учителей)

Врач – много…

Бухгалтер – много…

Сварщик – много ...

Дворник – много…

Строитель – много…

Воспитатель – много…

«Подскажи словечко»

Цель: учить подбирать слова, подходящие по смыслу.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Самолётом правит (лётчик)

В школе учит нас (учитель)

Строит здания (строитель)

Стены выкрасил (маляр)

Песни нам поёт (певец)

Торговлей занят (продавец)

От болезней лечит (врач)

Потушит в миг пожар (пожарный)

Рыбу ловит нам (рыбак)

Служит на море (моряк)

В машине груз везёт (шофёр)

В жаркой кузнице (кузнец)

Все, кто знает - молодец!

«Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.

«Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

«Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.

Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.

«Математический планшет ». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,

«Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.

Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».

« Часики» Цель: упражнять в определении и установлении времени по часам.

« Математические весы» Цель: обучать детей сложению чисел, сравнению чисел между собой.

« Математические пазлы» Цель: развивать умение составлять целое из частей, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

« Клубника в варенье» Цель: развивать умение считать, графическое и буквенное написание цифр, понятие количественного состава.

« Посчитай-ка» Цель: упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.

« Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме и размеру.

« Реши правильно» Цель: закреплять навыки устного счета в пределах 10 и умение обозначать число цифрой.

« Что сначала, что потом» Цель: совершенствовать представления о временных отрезках.

« Состав числа» Цель: упражнять в раскладывании числа на два меньших и составлять число из двух меньших.

« Прятки» Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.

« Добавь фигуру» Цель: закреплять умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме, находить закономерность.

«Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из

Развивающие игры с блоками Дьенеша

«Как обнаружить необыкновенные камни»

Цель: развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам, закрепление навыков вычислительной деятельности.

У каждого ребенка по одному листу, на каждом листе 4 ряда знаков-символов - символы формы, цвета, толщины, размера. А под каждым символом – два примера. Всего на листе 8 заданий. Каждое выполненное задание дает возможность найти один драгоценный камень. Решать примеры задания нужно по вертикале – сверху вниз. А ответ примера позволит выбрать знак – символ.

«Магазин»

Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка три логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.

Правило покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и тд.).

«Мозаика цифр»

Цель: развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам, закрепление навыков вычислительной деятельности.

Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

Подвижны игры

«Линеечка»

Цель: воспитывать самоорганизацию.

Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.

«Части тела»

Цель: развивать быстроту реакции и сообразительность.

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

(Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос).

«Найди своё место»

Цель: развивать внимание и быстроту реакции.

Цифры написаны на стульях, у детей карточки с различными цифрами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

«Найди и промолчи»

Цель: развивать внимание.

Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыть глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько предметов (атрибуты той или иной профессии) в разные места. На слова воспитателя: «Ищите предметы!» дети идут искать. Тот, кто увидел предмет, спрятанный воспитателем, не поднимают его, а идёт и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на своё место.

«Смелый охотник»

Цель: развивать умение ползать и бегать.

Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии 6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя драконов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника.

«Что умеем, мы не скажем, что умеем мы покажем»

Цели: закрепить названия профессий, расширить и активизировать словарный запас, развитие воображения.

Взрослый или ребенок, группа детей, молча, показывает действие, характерное для той или иной профессии. Например, меряет температуру, ставит укол, считает деньги, сваривает трубы. Ребенок должен отгадать. Каждый показ предваряется известной фразой: «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем». Ребенок внимательно наблюдает и отгадывает, что действие и профессию.

«Запретный номер»

Цель: способствовать развитию внимания.

Ход игры: играющие встают в круг. Нужно выбрать цифру, которую нельзя говорить, вместо нее надо хлопнуть в ладоши, молча нужное количество раз.

«Кому нужен этот предмет?»

Цель: совершенствовать знания о профессиях.

(На ковре лежат каска, жезл, градусник, половник, руль, калькулятор, фотоаппарат, ведро, щетка, бинт, строительная рулетка)

Дети под музыку движутся по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

Сюжетно – ролевые игры

«Дом, семья»

Задачи:

- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

- совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

- раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Поход в магазин», «Папа собирается на работу» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

«Скорая помощь»

Задачи:

- вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры;

- воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение литературных произведений: В. Маяковского «Кем быть?», сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т.д.)

Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Поликлиника»

Задачи:

- вызвать у детей интерес к профессии врача;

- воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.

Игровые ситуации: «На приеме у лорврача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Чтение литературных произведений: сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», Э. Успенского «Играли в больницу», В.Маяковского «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, медсестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Больница»

Задачи:

- вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры;

- воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.

Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Экскурсия к детской больнице. Чтение литературных произведений: сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Э.Успенского «Играли в больницу», В. Маяковского «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Аптека»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)

Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Загадки о лекарственных растениях. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)

Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лекарственные травы.

«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа: Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в магазине?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: весы, касса, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров.

«Строительство»

Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Роли: строитель, каменщик, сварщик, шофёр, грузчик.

Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну.

«Строим дом»

Задачи: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей.

Роли: строитель, каменщик, сварщик, шофёр, грузчик.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Сварщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Игровой материал: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, сварщика, крановщика, шофера и т. д.

«В кафе»

Задачи: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта, бухгалтера.

Роли: повар, официант, директор, бухгалтер.

Игровые действия: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание. Бухгалтер кафе считает деньги за заказы.

Игровой материал: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

«Завод»

Задачи: Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит. Воспитание у детей положительного отношения к профессиям рабочих.

Роли: директор завода, сталевар, грузчик, шофер, крановщик, сварщик, сборщик, контролер, строитель, заказчик.

Игровые действия: игру «Завод» можно проводить в различных вариантах: «Автозавод», «Авиазавод», «Фабрика игрушек» и др. Педагог рассказывает дошкольникам, что каждый человек на заводе имеет свое рабочее место, дети распределяют роли, делают станки для изготовления той или иной продукции. Директор завода контролирует работу на заводе. Грузчики грузят продукцию, шофёры отвозят её заказчикам.

Предварительная работа: Беседа о труде рабочих, о заводе, о том, что могут производить на заводах. Чтение отрывков из книг В. Маяковского «Кем быть?».

Рассматривание иллюстраций по теме. Конструирование грузовиков.

Игровой материал: Машины легковые, грузовые, подъемный кран, флажки для украшения построек, защитные очки, трубы для завода из бумаги, картона, катушек, защитные рукавицы, пропуска.

Приложение 5

Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы «ЗНАЙКИ И СМЫШЛЁНЫШИ».

Цели:
Обучающие:
1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
3. Закрепить умение отгадывать математические загадки;
4. Закрепить умение правильно расставлять знаки сравнения;
Развивающие:
1. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
2. Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
3. Способствовать формированию расширенного кругозора;

Воспитательные:
1. Доставить детям радость от проведения совместных развивающих, интеллектуальных игр;
2. Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
3. Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;
4. Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;
5. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Раздаточный материал:
1. Наборы цифр;
2. Простые карандаши;
3. Деревянные палочки и карточки с графическим изображением фигур;
4. Цифры для детей и ведущего от 1 до 10;
5. Карточки с нарисованными звёздами из пары цифр для конкурса «Сравни»;
6. Карточки с графическим изображением геометрических фигур для конкурса «Волшебники»;
7. Призы

Ход викторины.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в математической викторине и проверить, насколько вы готовы к школе по математике. Но для начала нашей викторины вы должны разделиться на две команды. И в этом нам поможет игра «Найди свой домик».
Дидактическая, подвижная игра «Найди свой домик».
Каждый ребенок берет с подноса одну из фигур – треугольник или круг. Под музыку дети свободно перемещаются в группе, а по окончании музыки им нужно занять своё место рядом с опознавательным знаком соответствующим их фигуре.
Воспитатель: Теперь у нас есть две команды. Каждому члену команды даю значок с названием. Первая команда называется ЗНАЙКИ, вторая - СМЫШЛЁНЫШИ. В каждой команде выбираем капитана. Даю вам время выбрать самого ответственного и смелого капитана. Теперь вручаем ему отличительный значок капитана. Но для начала викторины нужно ещё и жюри, которое будет оценивать, как вы справляетесь с заданиями и выставлять вам баллы. Такое жюри у нас есть. Сегодня ваши математические знания и умения будут оценивать заведующий (ФИО) и старший воспитатель (ФИО). За каждое правильно выполненное задание команда будет получать одну фишку. Если команда неправильно выполняет задание, то другая команда может выполнить это задание и за правильное решение получить одну дополнительную фишку. Готовы проверить свои силы? Тогда начинаем!
Итак, наша ВИКТОРИНА начинается (команды стоят напротив друг друга).

КОНКУРСЫ:

Первый конкурс «РАЗМИНКА» (отвечать можно хором)

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)
Вопросы команде ЗНАЙКИ:
1) Сколько дней в неделе (7);
2) Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок (утенок);
3) Какое число следует за числом 5 (6);
4) Какое число стоит перед числом 8 (7);
5) Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);
6) Прибор для измерения времени (часы);
7) Какое число больше 4 или 8 (8);
8) У кого из сказочных героев 3 головы (змей-горыныч);
9) Соседи числа 6 (5 и 7);
10) Как называется наш город? (Нефтеюганск).

Вопросы команде СМЫШЛЁНЫШИ:
1) Сколько месяцев в году (12);
2) Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница (бабочка);
3) Какое число следует за числом 9 (10);
4) Какое число стоит перед числом 7 (6);
5) Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
6) Прибор для глажки белья (утюг);
7) Какое число меньше 5 или 3 (3);
8) Сколько гномов повстречала Белоснежка (7);
9) Соседи числа 8 (7 и 9);
10) Как называется наша страна? (Россия).
Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать нашу викторину.
Команды занимают места за столами.
Второй конкурс «КТО БЫСТРЕЕ?»
Команды получают карточки с графическим изображением фигур. Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из деревянных палочек.
Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.
Третий конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ»
Ребята, в детском саду мы часто играем в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания.
На столах у вас наборы цифр.
Я буду задавать вопросы, а вы должны будете выбрать цифру, соответствующую правильному ответу и поднять её.
Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.
1. Сколько глаз у человека?(2)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать –
Кто их может сосчитать? (4)
4. Какая цифра похожа на лебедя? (2)
5. Какая цифра похожа на букву «О»? (0)
6. На дереве сидели 4 воробья, 1 улетел. Сколько птиц осталось на дереве? (3)
7. На елке росло 3 шишки, ветер подул и 2 шишки упали на землю. Сколько осталось шишек на дереве? (1)
8. Сколько козлят в сказке «Волк и козлята»? (7)

Здорово, ребята! Вы верно отвечали! А сейчас я приглашаю команды поиграть.
Четвёртый конкурс-игра «ЖИВЫЕ ЦИФРЫ» 
(Физкульт-разминка, без оценки жюри)
Команды становятся в круг. Объясняю правила игры. Читаю стихотворение, дети внимательно слушают и выполняют действия, о которых в нём говориться.
Сколько точек в круге, столько раз подняли руки (4)
Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов (2)
Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (3)
Сколько видите кружков, столько сделайте прыжков (5)
Игра повторяется (3 раза). После игры дети возвращаются за свои столы.
Пятый конкурс «СРАВНИ» 
Детям предлагаются карточки с нарисованными звёздами. На каждой звезде написана пара цифр: 6 и 8, 7 и 4, 2 и 5, 8 и 10, 5 и 5, 6 и 3, 2 3 и 4 и т.д. Между звёздочками с цифрами нужно правильно расставить знаки сравнения. Дети вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее заполнит пропуски и получает один бал за выполненное задание.

Воспитатель: Ребята, на этом наша викторина подходит к концу, а пока жюри подводит итоги, проведем конкурс «ВОЛШЕБНИКИ».
У каждого ребёнка листок с графическим изображением геометрических фигур фигур.
Детям предлагается стать «ВОЛШЕБНИКАМИ» и «ОЖИВИТЬ» геометрические фигуры, дорисовав их до изображения какого-либо предмета.
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания нашей математической викторины, а сейчас, давайте послушаем наше жюри, которое объявит нам, какая же команда набрала больше всех очков и победила. (Далее идёт награждение победителей и всех участников викторины).

Приложение 6

Считалки

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять –

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет.

Раз, два, три четыре, пять –

Можно всё пересчитать:

И деревья, и кусты,

И цветочки, и листы.

Поезда и пароходы,

На дороге вездеходы,

Птенчиков в саду в гнезде…

Все – повсюду и везде.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один!

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф! Не попал –

Серый зайчик убежал.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Стихотворения

«Доктор»

На уколы! На уколы!

Собирайся, ребятня!

Вы не бойтесь! Я не больно –

Ведь хороший доктор я.

Поднимите-ка рубашки,

Я послушаю живот.

Ой-ой-ой! Урчит там что-то,

Срочно выпейте компот.

Вот вам градусник по мышку,

Посидите пять минут.

Я натру вас лучшей мазью,

Наложу на руку жгут.

Может, банки вам поставить?

Я умею – верь - не верь.

И давление измерю,

Вы прилягте на постель.

Я вам выпишу рецептик,

Всё купите по нему.

Позабочусь я о детках,

Потому что их люблю.

Владимир Бредихин.

«Строитель»

Барабанит дождь по крышам.

Не пускает нас гулять.

Но скучать нам не придётся,

Будем весело играть.

Мы строителями станем

И построим новый дом.

Первым делом подойдите,

Ознакомьтесь с чертежом.

Подгоните самосвалы,

Загружайте кирпичи.

Ими кубики побудут.

-Начинайте, силачи!

А теперь возводим стены

Выше роста своего.

Кран подъёмный вызываем,

Пусть поставит нам окно.

Под конец положим крышу…

Ах! Какая красота!

Дом построен, все довольны,

И закончилась игра.

Владимир Бредихин.

«Бухгалтер»

Есть бухгалтер в ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадёт!

«Врач»

Когда головка горяча, мы поскорей зовем врача.

Болит животик перед сном – опять врача мы позовем.

Он лечит папу с мамой и бабушку мою,

Меня, хоть я упрямый, он лечит всю семью.

Пусть гром гремит и дождь идет,

Врач обязательно придет!

Врач – наш хороший, верный друг,

Он вылечит любой недуг.

«Сварщик»

Он в синей спецовке

И в синих очках,

Он синюю молнию

Держит в руках.

Она как живая:

Подвижна, сильна.

Смотрите, как яростно

Бьётся она!

«Арифметика»

Четыре года Светику,

Он любит арифметику.

Светик радостную весть

Объявляет всем:

- Если к двум прибавить шесть, -

Это будет семь! -

Услыхав его слова,

Юра стал считать:

- Нет, к шести прибавить два -

Это будет пять!

Спор горячий начался,

Разделились голоса.

Загибает пальчики

Толстенькая Тая:

- Не мешайте, мальчики, Агния Барто.

Тише! Я считаю!

Трудно шесть прибавить к двум,

Не смолкает крик и шум.

Тут как раз, на счастье,

Прибежала Настя.

Настя знает правила:

Два к шести прибавила,

И, скажи на милость,

Восемь получилось!

Агния Барто.

Есть у Ёжика работа –

Ночью звёздочки считать

На равнине небосвода –

Раз, два, три, четыре, пять.

Если пять висят на месте,

Посчитаемся ещё:

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

И на том закончим счёт.

Много звёздочек на небе

Не подсчитано опять –

Просто Ёжик не умеет

Дальше «десяти» считать…

А. Землянский.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем кошек мы считать:

Раз - трёхцветная Манана,

Два - пушистая Снежана,

Три - тигровый, весь в полоску,

Полосатый кот Матроскин.

Кот четвёртый - Золоток,

Самый рыженький коток.

Стали дальше мы считать:

Только где же номер пять?!

Очевидно, убежал:

Видно, мышку увидал...

Мы поймём, продолжив счёт,

Кто из нас сбежавший кот!

Н. Самоний.

Раз, два, три, четыре, пять -

Научилась я считать.

Пять ступенек у крылечка,

Есть один мосток над речкой,

Под окошком три рябинки,

Две косички у Иринки.

Сколько домиков у нас?

Загибаю пальчик: раз.

Все стараюсь посчитать -

Раз, два, три, четыре, пять.

Есть собачка, два котенка,

Мама-клуша, три цыпленка.

Я считаю даже тучки

Вслух по пальчикам на ручке.

Очень просто, посмотри:

Я считаю - раз, два, три...

И. Счастнева.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать:

Первый мы зовём - большой,

Указательный - второй,

Средний палец - длинный самый,

А четвёртый - безымянный,

Ну а пятый - наш любимчик,

Самый маленький, мизинчик.

Сосчитай-ка их опять -

Раз, два, три, четыре, пять!

Н. Радченко.

Компьютер – друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришел из Франции далекой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует с нами, говорит!

Передает, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает,

Всем этим занимается глава –

Микропроцессор – голова

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ФЭМП « Математика повсюду, математика везде».

Тема проекта:  « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....

Проект "Математика повсюду, математика везде"

Проект «Математика повсюду – математика везде» разработан в соответствии с ФГОС ДО и  Концепции математического развития в РФ, для обеспечения непрерывной поддержки и повышения ...

Проект по ФЭМП "Математика повсюду, математика везде"

 Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развити...

Познавательный проект "Математика повсюду, математика везде"

Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Исспользование игровых приемов ....

Проект «Математика повсюду, математика везде»

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное, эс...

Проект по логико-математическому развитию «Математика повсюду, математика везде»

Актуальность:В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания ко...

Педагогический проект "Математика повсюду- математика везде"

Данный проект является среднесрочным,  я его разработывала с детьми подготовительной группы, также с участием родителей и коллектива образовательного учреждения....