ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)

Александра Робертовна Иванова

Дети по природе своей - исследователи. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жаж­да новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляе­мое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети по природе своей - исследователи. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск). Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно. На первых этапах экспериментальной работы использовалась методика, построенная на игровой основе, предполагающая использование «исследовательского фартука» и карточек. Эти приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый этап этой работы отражается в надписях на кармашках фартука. Выделяется четыре этапа исследования. Первый этап - выбор темы. Второй этап - постановка вопросов. Третий этап - проведение исследования. Четвертый - подведение итогов. Первый этап. На первом этапе ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее на карточке (либо берет заранее подготовленные картинки). Карточку с этой записью (картинкой) кладет в кармашек с надписью «Тема». На втором этапе осуществляется постановка вопросов. 1.Какие бывают виды исследуемого объекта 2.Какие функции выполняют данные объекты 3.Какими свойствами и качествами обладают данные объекта 4.На что влияют. Другие кармашки фартука посвящены вопросам. Написанные на них слова являются ключевыми для вопросов. Третий этап – этап проведения исследования. Дети собирают информацию и записывают ее на листочках: те, кто не умеет писать, делают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки, заранее подготовленные для этого рисунки, на которых эта информация содержится. Четвертый этап - подведение итогов. Информация, собранная в каждом кармашке, анализируется. Путем сравнения выделяются наиболее важные факты. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка. Деятельность, выполняемая ребенком на уровне самостоятельности, превращается в форму и средство саморазвития индивидуальности. Для нас важно, чтобы каждый ребенок, и каждый воспитатель создавал свой индивидуальный стиль в той или иной деятельности, овладевал им как для достижения успешности в деле, так и для самореализации своей неповторимости, особого таланта. На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Методика проведения учебных исследований с дошкольниками. Методика проведения учебных исследований включает в себя два – три тренировочных занятия с группой, на которых каждый ребенок знакомится с техникой проведения исследования. Подготовка. Для этого понадобится карточки с символическим изображением методов исследования 1.Подумать 2.Спросить у взрослого 3.Прочитать в книге 4.Посмотреть видеофильм Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа. На таких же по размеру карточках надо заготовить картинки – «темы» будущих исследований, т.е. наклеить изображения животных, растений, зданий и др. Первый этап – тренировочные занятия. Посадим детей на ковер кружком и объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской деятельности понадобятся два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа: все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как зрители. Определение темы исследования. Выбранные добровольцы определяют тему своего исследования. Чтобы они смогли это сделать, предложим им, заготовленные заранее карточки, с различными темами. Защита результатов исследования. «Обучая других, обучаешься сам» - эта мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что – либо, стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, при проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил. Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (воспитатели, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формировали жюри. По ее итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал интересные вопросы. 

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
  • Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:

  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;
  • уметь доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. 2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Главной целью экологической работы нашего сада  – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

«Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Наверное, каждый из участников, готовясь к сегодняшней встрече, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать. Я хочу начать свое выступление со сл...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию пор...

Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – ...

«Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период»

     Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решен...