«Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
статья на тему

Наверное, каждый из участников, готовясь к сегодняшней встрече, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать. Я хочу начать свое выступление со слов Ральфа У. Эмерсона «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_raspechatat.docx96.92 КБ

Предварительный просмотр:

Наверное, каждый из участников, готовясь к сегодняшней встрече, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать. Я хочу начать свое выступление со слов Ральфа У. Эмерсона «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам».

Тема моего выступления «Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Это естественное состояние ребенка. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

В своей работе я руководствуюсь целью: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи, которые вы видите на экране.

Образовательную деятельность я организую в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Опытно-экспериментальную работу я строю по пяти взаимосвязанным направлениям, которые вы также можете увидеть на экране.

  • живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);
  • неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);
  • человек («наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа);
  • рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, резины, металла, мыла);
  • физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука).

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды. В группе созданы экологическая гостиная, мини-музеи «Коры» и «Природы», исследовательская лаборатория «Познайкин», центр «Песка и воды».

В экологической гостиной представлены разнообразные виды комнатных растений и календарь природы.

          Мини – музеи «Коры» и «Природы» содержат коллекции альбомов, камней, ракушек, тематические подборки, которые дети используют для самостоятельной исследовательской деятельности.

В лаборатории «Познайкин» дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты.         

Мы с детьми ставим опыты с водой, воздухом, со снегом, с бумагой, с мыльными пузырями, с песком, с землей.

Широко использую экологическую тропу, которая позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми. Дети усваивают не только научные знания о природной среде, но и эстетические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Летом с детьми я провожу наблюдения за насекомыми. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела. Выношу на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны.

Наши наблюдения и опыты мы фиксируем в календаре погоды, календаре природы, дневнике наблюдений. Всю информацию, полученную в результате исследовательской деятельности, мы систематизируем в лепбуках.  

Для развития исследовательской деятельности  детей мне особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности.   Проектная деятельность это взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Мною были реализованы проекты: «Юные исследователи», «Злаки», «Экологическая тропа», «Русь моя березовая» и т.д..

Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Родители являются моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности. Они помогают мне в оформлении разнообразных коллекций, привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вместе с детьми экспериментировать и проводить опыты.

Так постепенно, шаг за шагом, я добиваюсь результатов. Мои дети умеют многое: совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...

Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – ...

«Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период»

     Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решен...