статья ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья

Калинина Елена Ивановна

Статья,  в котрой содержится информация о о внедрении в ДОУ Кейс-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 18.29 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО 

Е.И. Калинина, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №155» городского округа г. Воронеж .

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на комплексном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. В условиях реализации требований ФГОС ДО одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология». Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать комплексный подход. Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. © Калинина Е.И., 2021 13 Данная установка регламентирована ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2]. Кейс-технология, указывает Р.П. Шульга, – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, позволяющая взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса, включая педагога [3, с. 9]. Она направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия, при этом я выступаю в роли организатора процесса сотворчества. К.М. Романова рекомендует использовать в работе с детьми дошкольного возраста следующие виды кейсов [1, с. 44]: - кейс-текстовая информация, представленная воспитателем в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, очень хорошо подходят короткие рассказы о природе М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки, К. Паустовского, стихи о природе и т.д.); - кейс-иллюстрация (специально подобранные картины, фотографии, имеющие многоплановый сюжет или драматическую неоднозначную ситуацию); - кейс-аудио- или видеоматериал (это могут быть отрывки из мультфильмов или даже детских песенок). Важно подобрать такое содержание ситуации, которое позволяет детям не только получить какую-то информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего, вызывает желание активно участвовать в обсуждении и предлагать свои идеи и решения. Чтобы воспитателю подготовить кейс необходимо придерживаться следующего алгоритма: Определить цель создания кейса, например, подвести детей к пониманию какого-то явления, сформировать способы какой-то деятельности и т.д. Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Это могут быть интернет, художественная литература (как я уже упоминала), статьи из детских познавательных журналов, газетные публикации (например, в последние недели в наших местных газетах много материалов о медведях, которые выходят к людям) и даже прогноз погоды. Оформить материалы в доступном для детей варианте. Подготовить задания, вопросы для дискуссии детей. Рассмотрим этапы работы на примере использования кейса-иллюстраций: Первый этап – создаём проблемную ситуацию (на столе лежат четыре книги сказок о весне 14 без иллюстраций; злой волшебник стёр картинки или ветром унесло, размыло картинки). Воспитатель задает вопросы: - Такую книгу интересно читать? - Что же делать? Дети предлагают варианты решения проблемы, воспитатель читает детям все сказки. Второй этап – ищем и подбираем вместе с детьми и семьями воспитанников наиболее «удачные» иллюстрации к сказкам (с использованием интернет-ресурсов); происходит деление на четыре команды-группы на основе выбранной сказки. Третий этап – делаем атрибуты и декорации для инсценировки с использованием разных видов театра (дети выбирают сами). Четвертый этап – учим роли, готовим (инсценируем) спектакли по выбранным сказкам. Пятый этап – реализуем готовый продукт через игру в «Театр» в группе (театр на «волшебном экране (фланеллеграфе)» с набором персонажей и декораций; театр «БИБАБО» с динамично меняющейся ширмой с набором персонажей и декораций; театр «в песке» с набором персонажей и декораций; настольный театр «в телевизоре» с набором персонажей и декораций). Шестой этап – используем кейс-иллюстрации в самостоятельной игровой деятельности детей по выбору. Седьмой этап – показываем сказки друзьям, мамам, папам. Работа с использованием кейс-технологии способствует решению воспитательно-образовательных задач работы с дошкольниками и помогает педагогам осуществлять воспитательно-образовательный процесс в соответствие с целевыми ориентирами для дошкольников: – способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение других детей; – способность соблюдать общепринятые элементарные нормы и правила поведения в обществе; – способность применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях. Достоинством данного метода является не только получение конкретных знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, социально-коммуникативных позиций. Этот метод позволяет уйти от прямого изложения материала, включает детей в активную познавательную деятельность, позволяет применить знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать другую точку зрения, аргументировано доказывать свою. Результатом являются не только знания, но и личностные приобретения ребенка. Достоинством является и то, что это технология коллективного обучения и ее составляющей является работа в подгруппах и взаимный обмен информацией. Базовым основанием технологии является создание ситуации успеха – общее достижение. Формируется позитивная мотива- 15 ция к познавательной деятельности, познавательная активность. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность в более ценных формах сотрудничества. Завершая, отметим, что кейс-технология актуальна, соответствует требованиям государственной образовательной политики, нацелена на личностно ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода и развитию интегративных качеств ребенка. Литература 1. Романова К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста: пособие для студентов пед. ун-тов / К.М. Романова. – М.: Просвещение, 2017. – 185 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2016. – 50 с. 3. Шульга Р.П. Кейс-технология как инструмент повышения интереса к познавательной деятельности дошкольников / Р.П. Шульга // Детский сад от А до Я. – 2016. - № 12. – С. 9–10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психологическое сопровождение воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье рассмотрены основные моменты профессиональной деятельности современного воспитателя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Систематизированы формы и м...

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС Кратко об истории технологии «Родиной» являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в у...

Статья: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

В  условиях реализации ФГОС ДО и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятель...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...

Статья "Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"

В настоящее время невозможно не применять образовательные технологии - статья посвящена данному вопросу...