1.1.5.Информационный отчет воспитателя старшей группы Джабиевой Л.Д. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
материал (старшая группа)

Лариса Дмитриевна Джабиева
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.5_otchet_o_rabote_s_roditelyami_1.docx362.17 КБ

Предварительный просмотр:

1.1.5.Информационный отчет воспитателя  старшей группы

Джабиевой Л.Д. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Я начала работу над проблемой взаимодействия  детского сада и семьи по теме «Социальное партнерство и взаимоуважение педагогов и родителей – основной принцип благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и дошкольного учреждения». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ запланировала по четырем направлениям.

  • Информационно – аналитическое;
  • Познавательное направление;
  • Наглядно – информационное;
  • Досуговое.

Поэтому первейшими задачами передо мной и родителями стали: ремонт и подготовка группы к новому учебному году. Вот с этого и началось наше непосредственное знакомство. А уже потом я стала воплощать свой план по взаимодействию с родителями в жизнь.

1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта с её членами, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка, мы начинаем работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику общения педагогов с каждым родителем. Это помогло всему коллективу лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая ее индивидуальные особенности.

Для себя я разработала критерий, который назвала «вовлечение» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях ДОУ:

  • посещение родительских собраний и консультаций;
  • присутствие родителей на детских праздниках;
  • участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;
  • участие в выставках;
  • выпуск газет;
  • посещение «Дня открытых дверей»;
  • помощь родителей в обустройстве группы и участка.

Позднее выделила для себя качественные показатели в работе: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью воспитателя, других родителей или специалистов;
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же и моему ребенку сойдет».

У педагогов появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2. Познавательное направление.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из задач всего учреждения, мной и педагогами были сформулированы задачи:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление социального партнерства, доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия, досуги и праздники с участием родителей;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • выставки детских поделок, изготовленных вместе с родителями;
  • Дни общения;
  • Дни открытых дверей;
  • оформление праздничных стенгазет и групповой комнаты;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинары-практикумы;

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию и активизации их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовимся, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбираю музыку, готовлю угощение, подарки или сюрпризы, стараюсь создать в группах атмосферу добра, уюта и тепла. Начинаются такие собрания с приветствия и благодарности за проведенную работу в подготовки групп и участков к началу учебного года. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить» объединяет взрослых (все встают в круг и рассказывают немного о себе). Сначала все родители смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе, да и многие из них пришли в группы на собрание первый раз и не были еще знакомы.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.

Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Совместная работа и подготовка к различным мероприятиям сблизила педагогический коллектив ДОУ и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группах. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришли к нам в ДОУ.

Проведенная работа в ДОУ будет способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получат рекомендации по развитию речи, им будут предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

3. Наглядно – информационное направление.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • стенды для родителей;
  • папки-передвижки;
  • фотостенды;
  • библиотека для родителей
  • семейные поделки;
  • газета для родителей «Колосок»

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала педагогам активизировать родителей, они используют стенды: «Для Вас, родители»», «Газета для родителей» На них воспитатели помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть дома или по дороге из детского сада, советы, небольшие консультации, рекомендации, задания.

Активность родителей в создании фотостендов и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось для педагогов ДОУ самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группах проведены и запланированы:

  • праздники «День Матери», «А ну-ка, мамы и бабушки»,
  •  «День смеха»
  • спортивные досуги «Здоровый образ жизни»,
  • выставки работ «Дары осени», «Вот, что мы умеем», «Новогодние игрушки от моей семьи»;

Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями и другими специалистами (музыкальным руководителем )

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  2. Консультации для родителей;
  3. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  4. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  5. Индивидуальные встречи и консультации;
  6. Изготовление атрибутов, пособий.

Данная работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений.

При подготовке к праздникам педагогами ДОУ подбирается совместно с музыкальным руководителем музыка, проводится консультирование с об интересных играх, готовятся призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень рады и счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы с педагогами ДОУ решили – пусть праздничные встречи проходят в нашем детском саду постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их  проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты не только с ними, но и с нами, воспитателями.

Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда советую педагогам хвалить родителей при любом удобном случае,  и они отплатят им тем же.

Итог наших совместных усилий – уютные отремонтированные группы и спальни с красивыми шторами и нежными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми, деликатными, уважительными, любящими и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нашего педагогического коллектива сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает желаемые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения и партнерства во всем.

Опыт работы показал: позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании и образовании своих детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 80% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни групп и ДОУ, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0013.jpg

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0015.jpg

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0016.jpg

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0019.jpg

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0020.jpg

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0021.jpg

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0022.jpg

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211210_0023.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный отчет Нурматовой Л.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников

Информационный отчет Нурматовой Л.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников...

Информационный отчет воспитателя старшей группы Тотиевой А.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в рабо...

Информационный отчет воспитателя младшей группы Кодзаевой Л.В об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействия между семьей и ДОУ тесно связаны с решени...

Информационный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников

Информационный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников...

Информационный отчетвоспитателя средней группы Дзангубековой Ф.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в детском саду решается мною в трех направлениях:повышение педагогической культуры родителей;вовлечение родителей в деятельность д...

Информационный отчетвоспитателя старшей группы Цакоевой М.Д. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в ра...

1.1.5 Информационный отчет воспитателя Дзигоевой Инги Темуровны, об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников

Содержание и формы работы с семьями воспитанников в ДОУ имеют свою особую значимость, потому что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и и...