Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника" (из опыта работы)
материал (подготовительная группа)

Рахманова Анастасия Викторовна

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии

А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"

(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии

А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"

(из опыта работы)

 Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение людей: активное, любознательное, думающее. И в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, какими качествами должен обладать выпускник дошкольного учреждения – первой ступеньки образования. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, не давать готовые знания, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
  Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? 
   На сегодняшний день ответить на эти вопросы помогает нам один из самых эффективных технологий развития исследовательской деятельности дошкольника- технология А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника» , которую я изучила и попыталась применить на практике с подготовительной группы.
    Цель данной методики  – активизация поисковой деятельности дошкольника, которая в свою очередь способствует формированию исследовательского поведения. Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются :
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
-создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.

Методика А.И. Савенкова предлагает не давать детям знания в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, исследовательских докладов, сообщений. Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

Работая над данной темой я изучила специальную литературу, опыт работы других воспитателей и пришла к выводу, что эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является не только развитие любознательности детей, но и создание предметно-развивающей среды, способствующий исследовательской деятельности детей, в группе:
• подборка энциклопедической литературы, 
• карточки-схемы и материалы для опытов в уголке ОЭД;
• дидактические игры и упражнения, 
• различные картотеки;
• различные коллекции ( бумага, ткань, ракушки и пр.)

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители приносят игрушки, книги, пособия, помогают проводить исследования дома. Для них оформлен стенд по методике Савенкова, проводятся консультации, на персональном сайте выставлены рекомендации и фотографии проводимых в саду исследований.

Таким образом, я создала единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей.
Каковы же преимущества данной методики ?

1. Способствует развитию познавательной потребности и творческой деятельности.

2. Процесс усвоения знаний происходит при продуктивном  или развивающем обучении.

3.  Ребенок сам определяет интересующую его тему исследования, сам определяет методы исследования, сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы.

4. Способствует творческому развитию личности.

5. Развивает детскую способность быть исследователем.

Так как этой методикой я занимаюсь с данной группой недавно, говорить о результатах преждевременно, поэтому я расскажу о ходе проведения методики.
 А.И. Савенков предлагает два этапа проведения исследовательской способности  дошкольниками: тренировочные исследования и самостоятельная исследовательская деятельность детей. Мы, конечно, находимся пока на тренировочном уровне.

Для проведения тренировочного исследования я приготовила карточки - темы исследований  , для того, чтобы сами дети определили тему будущего исследования и карточки - методы исследования, по которым дети последовательно проводят исследования, т.е. составляют план исследования. Приготовила презентации по разным темам, обогатила книжную зону энциклопедиями и познавательной литературой.

 На первом тренировочном занятии детей заинтересовала тема «Змея». Каждый выбрал себе картинку и попытался высказать гипотезу «Что это?». Затем мы решали вопрос, где можно узнать интересующую каждого информацию. При этом дети называли многие методы, но главный «Подумай сам» не назвали. Затем мы распределили методы по значимости и стали искать информацию, фиксируя в пиктограммах полученные знания. На первых порах дети пытались изобразить её достоверно, со всеми подробностями, но потом научились обозначать все значками, символами. Они так увлеклись исследованием, что привлекли к нему и родителей. Самым интересным для них была защита своих исследований в мантиях ученых. Конечно, доклады были примитивны, просты, слушатели вопросов почти не задавали, иногда дополняли выступающего. Но сколько было эмоций, переживаний, гордости! Хочется отметить, что дети, не пожелавшие участвовать в исследовании, увидев выступление товарищей, выказали желание тоже участвовать в исследованиях.
  Поэтому при исследовании темы «Соль» желающих было больше. Тем более, что тема эта каждому знакома. При исследовании дети уже смело высказывали гипотезы, называли методы. Для удобства использования методов поиска информации по плану пользовались "фартуком информации". Это исследование захватило всех . Чтобы использовать такие методы как " Понаблюдай сам", "Проведи эксперимент" мы привлекли к исследованию и  родителей – они с детьми находили информацию в интернете о соли, ее использовании. Систематизация полученной информации, выделение первостепенной, второстепенной – задача сложная. Да и выступление на ученом совете требует определенных навыков и умений. 

   Какие же результаты я жду от данной работы?

 -  Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми;

-  стараются сами сделать какие - то выводы, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.

-  знания, полученные в результате исследовательской деятельности, используются в дальнейшей жизни;

- ребенок научится преодолеть трудности, размышлять, искать выход из трудных ситуаций самостоятельно.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)
   И моя главная задача как педагога: создать условия и помогать, а не выполнять за ребенка исследование.
  В заключение хочу сказать, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя исследовательскую деятельность при решении этой задачи мы обеспечим качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников и поможем им стать творческими, активными , уверенными в себе членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова. Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в  старшей  группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.Тема: « ...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

Организация исследовательской деятельности дошкольников по методики А.И.Савенкова

  Исследовательскую деятельность в дошкольном детстве следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности. В последнее время  познавательно &ndash...

Рекомендации по организации исследовательской деятельности дошкольников по методике А.И. Савенкова

Краткая рекомендация по организации исследовательской деятельности дошкольников...

Презентация по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы).

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально раз...

«Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы)

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать н...