Мастер-класс : Развитие ритмического чувства и звуковысотного слуха у старших дошкольников по методике Т.А.Боровик
методическая разработка (подготовительная группа)
Знакомство педагогов с методикой Т. А. Боровик по развитию у детей чувства ритма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Музыкального руководителя МБДОУ №6 пос. «Механизаторов»
Кузичкиной Л.Н.
Тема: Развитие ритмического чувства и звуковысотного слуха у старших дошкольников по методике Т.А.Боровик.
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с методикой Т. А. Боровик по развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Раскрыть приемы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
Вступительная часть:
Чувство ритма необходимо развивать у детей с раннего детства, но делать это необходимо только в игровой форме.
Поиск эффективной методики, применимой к дошкольному возрасту, привел меня к знакомству с методикой Т.А.Боровик ,которую я стала использовать в своей работе.
Т.А.Боровик – музыковед , педагог, исследователь (закончила Белорусскую государственную академию музыки).Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального ,общего и коррекционного воспитания детей. Методика разработана в контексте классических и современных, российских и европейских систем развития музыкальности у детей. Помимо работ, адресованных педагогам музыкантам, созданы и изданы пальчиковые игры, координационно-подвижные игры, логоритмические игры, представлена методика и дидактика работы в области новых педагогических технологий.
Игровая теория музыки «ти-ти ТА ди-ли-ДОН»Т.А.Боровик учитывает современные требования психологии и музыкальной педагогики .Книга иллюстрирует методику, в которой соединены речь- движение- музыка.
Она предназначена для детей 4-6 лет, которых знакомят с азами музыкальной грамматики в детском саду.
В основе методики лежит коллективная деятельность объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах ,танец, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Модели методики которые я использую в своей практике это: хор рук, ритмические игры, ритмодекламация, коллективные сказки.
Практическая часть:
Приветствие
Цель: Создать атмосферу доброжелательности, способствовать развитию вокально – хоровых навыков, чувству ритма.
Описание:
Дети располагаются по кругу и выполняют следующее действие: друг за другом поет имя ребенка стоящего слева, затем все дети поют
« здравствуй» и поют имя ребенка. Игра сопровождается звучащими жестами.
Ритмо-интонационные игры.
Цель: способствовать развитию чувства ритма ,темпа, тембра, интонационной выразительности.
1. Имена
Описание:
Каждый называет свое имя, проговаривая каждый слог и используя различные звучащие комбинации, а остальные дети точно повторяют ритмический рисунок.
После завершения всех имен по цепочке дети в кругу произносят свои имена одновременно. В результате получается речевое многоголосие.
( Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко – тихо.
2. Тренировка на успех
Цель: развивать чувство ритма и согласованность в действиях.
Телеграмма
Описание:
-Дети стоят друг за другом. Ведущий( последний в цепочке) отстукивает ритмический рисунок по плечу стоящего впереди участника игры. По цепочке «телеграмма приходит» к последнему участнику игры (стоящему впереди всех). Адресат « получает телеграмму».
1Оркестр
Описание:
Дети делятся на четыре команды и по очереди выполняют следующие движения:
Кыш__кыш свободное движение рук
Хлоп хлоп хлопки в ладоши
Шлеп шлеп шлепки по коленям
Топ топ топают по очереди ногами,
2 Оркестр
Описание:
Дети стоят в кругу. Ведущий задает ритм, к нему присоединяется второй участник игры, затем третий и так до конца круга. К завершению игры ритмический рисунок играют все дети.
Поезд
Описание:
Дети идут по кругу друг за другом произносят слова (так чики ,так чики, так чики)и прохлопывают ритм поезда. Поезд может ускорять или замедлять движение.
3. Игра на одной звуковой линии.
Цель: Развивать звуковысотный слух, внимание, творческие способности, быстроту реакций.
Описание:
Дети по кругу передают любой звук с звучащим жестом на одной звуковой линии. Но каждый из участников игры может изменить направление, поменяв звук и жест.
Знакомство с ритмическими группами.
В методике Т.А.Боровик используются ритмо -слоги: длинный звук ТА, короткий ТИ
Ценность ритмических слогов состоит в том,что:
- Любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- Ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять:
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции- это всегда радость и удовольствие для детей.
- Чтение ритмических групп ТА и ТИ.
- по схеме
- картинке
- используя пластические жесты руками
- с разнообразием темпа, характера, динамики
- координационное
2. Чтение слов в ритме по картинкам.
Ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания ,а не из специального растягивания слогов. Важно прививать навык слышать ударение в слове , выделять этот слог как более долгий.
Например: ДЕ- ре -во, ДЕ воч-ка (комбинация четвертей и восьмых).За—яц (комбинация из двух четвертей), Кукуруза (комбинация из восьмых).
Ритмодекламация.
Ритмодекламация - это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме.
Цель ритмодекламации - это прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог или звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может сопровождаться звучащими жестами, музыкой, шумовыми инструментами, а также различными телодвижениями, Что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Ритмодекламации представлены множеством форм:
- Унисонные
- Диалогические
- С куплетным строением
- Многоголосные
- Унисонная ритмодекламация «Стеснительный Снеговичок»
Цель: Выразительно, ритмично декламировать текст,сопровождать текст движениями в различном темпе с элементами актерского мастерства.
1. Во дворе Снеговичок, - ритмичные хлопки в ладошки,
Чешет варежкой бочок — чешем бока.
Загрустил Снеговичок — грустное выражение лица, качаем головой
Потерял свой сундучок -ладошка возле лба, смотрим вдаль «ищем»
2. Что лежало в сундучке? — пожимаем плечами, с поворотом
Расскажу сейчас, тебе -три хлопка, затем указательными пальчиками показываем «тебе»
(С каждым словом ускорение) Показывать предметы можно как угодно, предложите детям — они придумают свои замечательные варианты.
Бублик, зонтик, поварешки,
грузовик и две матрешки.
Много веток для метлы
Небывалой красоты.
Ну и главное!!! Обновка!
Была для носика — морковка! — указательный пальчик дотронулся до носа, «жест Буратино»
Теперь стоит — стесняется — глазки опустили, носиком ноги «ковыряем» на полу«стесняемся», руки за спинку
Ладошкой прикрывается — лицо закрыли — открыли.
- Элементы актерского мастерства (нарисовать носиком ,воображаемой палочкой ,разбиться на пары- «слепить».Этот же снеговик участвует и в творческой игре ,где дети изображают как снеговик « тает», -тем самым учатся владеть своим телом.)
- Диалогическая «Часы».
Цель: Воспроизводить ритм в хлопках.
Описание: дети стоят парами в двух концентрических кругах:
внутренний круг стрелка, внешний круг циферблат. Двумя приставными шагами дети внутреннего круга подходят к следующей паре внешнего круга и одновременно воспроизводят ритм рисунок часов.
Бьют часы на старой башне Бим Бом Бим Бом
А настенные стучат Тик так тик так тик так тик так
А карманные спешат тики таки тики таки тики таки тики так
- Диалогическая « Весна»
Снег почти совсем растаял
Цвет у неба голубой
Мы сегодня посчитаем
Все что связано с весной.
От сосулек звон ,звон Динь, дон, динь, динь, дон
Просыпайся клен, клен Динь дон динь дон, дон
Растопился снег ,снег Кап кап кап кап кап кап
Ручейки все в бег, бег Кап кап кап кап капкап
Гром шагает топ ,топ Топ топ топ топ топ топ
Почки слышно хлоп, хлоп Хлоп хлоп хлоп хлоп хлоп хлоп
- Многоголосные « Колыбельная» «Бабушка
кисель варила»
Цель: Способствовать развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, развивать ритмо- речевое многоголосие.
Этапы разучивания:
- Беседа с последующим обсуждением произведения (настроение, звуковые образы, элементы выразительности.)
- Выразительное проговаривание (пропевание) в ритме каждой партии.
- Соединение ритмо - речевого многоголосия.
- Хор рук
Цель: развивать у детей координационную свободу движения, чувство ритма, внимание, ансамблевую слаженность, способность импровизировать.
Предложить педагогом исполнить импровизацию
«Колыбельная» муз. Брамса
Рефлексия: проводится по результатам совместной деятельности.
Приложение
«Осенняя гамма»Т.А Боровик
До Пусто ласточек гнездо
Ре Осенены на дворе
Ми Плачет осень за дверьми
Фа У него тиха строфа
Соль У него своя есть роль
Ля Затихает вся земля
Си Дождик скуку унеси
До Пусто ласточек гнездо
Колыбельная
2/4 а - ю а - ю а - ю а - ю
2/4 чу-чу чу ба - ю чу-чу чу ба - ю
2/4 кич-кич кич-кич кач -кач кич- кич кич-кич кач - кач
2/4 е- ще се-ры - е ко- ты из-за мо ря шли
2/4 из-за мо ря шли ко-лы бель - ку нес-ли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Данный материал поможет педагогам организовать поисково-исследовательскую деятельность старших дошкольников. На примере покажет, как у детей старшего дошкольн...
мастер-класс "Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ"
трансляция опыта работы...
Мастер – класс по теме: «Использование игр в домашних условиях со старшими дошкольниками»
Совместное мероприятие педагоги – дети – родители.В рамках проекта «Игра». Мастер – класс по теме: «Использование игр...
Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников»
Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников»...
Мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности старших дошкольников»
Цель - познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для родителей подготовительной к школе группы "Экспериментальная деятельность старших дошкольников"
Ребенок старшего дошкольного возраста познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремиться к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Информация, д...
Мастер-класс «Проектирование утреннего круга с целью воспитания дружелюбия у старших дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах проектирования утреннего круга для воспитания дружелюбия у старших дошкольников. Задачи: Познакомить педагогов с технологией утр...