Методическая разработка Тема: «Флаг, герб и гимн России: история и современность»
методическая разработка (старшая группа)

Чернышкова Татьяна Викторовна

Цели: Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях. Развивать познавательный интерес к истории государства. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.  Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл flag.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Флаг, герб и гимн России: история и современность».

Цели: Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях. Развивать познавательный интерес к истории государства. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.  Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

Развивать познавательный интерес к истории государства;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;

воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу, гимну).

   Материалы и оборудование: 

Карта России, глобус, политическая карта мира,  аудиозапись гимна РФ; презентация, проектор, мультимедийный экран, ноутбук.

Предварительная работа: создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель:

Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас не найти. (Слайд 2)

-Ребята, сегодня я вам расскажу о самом дорогом - о своей родине. Что такое родина? А у вас есть родина?

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом(Слайд 3)

Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много – много лет назад. В те давние времена ещё не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие домишки, в которых жили наши предки. (Слайд 4) Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – это восточные славяне. Они жили по берегам рек. (Слайд 5)Жили славяне в небольших избах. Деревни строились вблизи городов.

Самым главным у них был князь. Много княжеств было в древней Руси – так тогда называласьРоссия.

(слайд 6) Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда нападали враги из других стран (например немцы, шведы, князья объединялись и вместе побеждали своих врагов.

Князья объединились, а самым главным стал Иван 3.(слайд 7) Иван III вел очень продуктивную, мудрую политику. Во внутренней политике он собирал русские земли под московским началом. Присоединил к Москве Ростовское, и Тверское, Рязанское, Белозерское и Дмитровское княжества. Все остальные князья стали ему подчиняться, так и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.

 Раньше одним из главных символов государства был герб. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны(Слайд8)

- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Физкультминутка:

Руки вверх я подниму.

И до солнца дотянусь.

Руки в стороны раскину

И конечно удивлюсь.

Повернусь я вправо, влево.

Красоту всю рассмотрю.

И попрыгаю от счастья.

Ведь Россию так люблю.

 У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг(Слайд 12) 

Флаг нашей страны имеет свою историю.
Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, красили ее, это был – стяг! Так раньше называли флаг. 
С ним выходили на праздник, на улицу во время какого- то мероприятия, т.е. знамения. 
Оттуда и пошло название большого и главного флага - знамя! 
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли — села или городка. 
Потом стяги стали делать из ткани.
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.

Ребята,  а вы знаете какого цвета полоски на Российском флаге? (Ответ детей)

У России флаг трёхцветный, три полосы - белая, синяя, красная. Что же они обозначают? О чем могут рассказать цвета Российского флага: белый, синий, красный. Они могут рассказать о красоте природы нашей страны? Подумайте и ответьте, что означают цвета флага в природе?

(Ответы детей: Белый – снег, чистота, березы, облака; синий – озера, моря, реки, небо; красный – цветы, ягоды, огонь, солнце, а ещё отвага, мужество, мощь нашей страны

Эти цвета издревле почитались на Руси. 
Мы говорим «синее море», «белый свет», «весна-красна», «красная девица», употребляя слово «красный» в значении «красивый». 
Видимо, не случайно белый, синий и красный цвета стали цветами Государственного флага России

Белый, синий, красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости. Использовали эти цвета для украшения своей одежды, в вышивке, орнаментах. Такое цветосочетание сохранилось в Российском флаге и поныне. Современным государственным флагом стал бело-сине-красный флаг, именуемый триколором. Существующий сегодня флаг Российской Федерации был утверждён 22 августа 1991года. Дети:

Ребенок:

Белый цвет — цвет чистоты.
Синий — неба синевы.
Третий — ярко-красный,
Что рассвет прекрасный!

Ребенок:

Три оттенка флага,
И страна им рада.
Ребенок:

Флаг наш — символ доблести.
И народной гордости.
Воспитатель:

Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет- цвет силы, это кровь, пролитая за Родину.

-Давайте  мы проведем игры-соревнования:
Игра: «Передача флага в кругу»
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. У капитанов  флаг в руках. По сигналу дети быстро передают флаг из рук в руки в одном направлении. Капитан поднимает флаг вверх.
  Игра:  «Собери Российский флаг»
1. Дети делятся на две команды по два человека. Собрать флаг в правильной последовательности.
2. Предлагается составить флаг из девяти кубиков (три белых, три синих, три красных).

Под 
флагом сражаются воины за свою странуфлаг поднимают во время спортивных побед, Флаги вывешивают во время праздников. Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.

У каждого государства обязательно есть свой гимнГимн – это торжественная песня. Её исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Под запись можно спеть часть гимна).
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
Прослушивание записи Государственного 
гимна

Самые главные слова в нем«Славься страна! Мы гордимся тобой!» Россия гордится своей историей, своим гербомгимномфлагом(Слайд 19)

8. Итог.

О чем мы сегодня говорили? Что для вас было интересно?

А теперь возьмите смайлики с улыбкой если вам понравилось. А если не понравилось возьмите грустный смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме"Развитие интереса дошкольников к истории и культуре Сестрорецка и Курортного района"

"Знакомство дошкольников с родным городом" - этот материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей....

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с историей нашего края «КАК В СТАРИНУ ВЫРАЩИВАЛИ ЛЁН»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ КОМПОНЕНТА «ИСТОРИЯ МОСКВЫ»

Работа содержит тематику бесед по истории Москвы, литературный поэтический материал для проведения недели , посвящённой дню города, список памятных дат, тематику проектной работы в рамках компонента.О...

Методическая разработка НОД с детьми старшей группы «Весенние истории»

Методическая разработка НОД с детьми старшей группы «Весенние истории»...

ООД «Герб, флаг, гимн России»

Цель: - формирование представлений о происхождении и истории российского герба, флага и гимна;- обучение детей создавать логически последовательную цепочку;- развитие познавательных интересов;- в...

«Герб, флаг, гимн России»

laquo;Герб, флаг, гимн России»...

Беседа с детьми (5-7 лет) на тему «Флаг и герб России. Государственные символы»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представление детей об окружающ...