Проект по работе с семьей
проект (старшая группа)

Ульяничева Марина Анатольевна

Проект по работе с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи

 «Вместе мы- одна семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_roditelskiy_klub_okt.2021.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №133 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект по работе с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи

 «Вместе мы- одна семья».

Воспитатель: Ульяничева М.А

Учитель-логопед: Кузнецова А.И.

Санкт – Петербург

 2021

Актуальность: Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого необходимо в своей работе использовать нетрадиционные формы общения с родителями, т.к. обычных рекомендаций родители чаще всего могут не слышать, или даже воспринимать агрессивно. Необходимо приобщить родителей         к процессу обучения и воспитания, дать им возможность прочувствовать, попробовать и убедиться на собственном опыте.

Цель: создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и родителей между собой:

Задачи:

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития
  • Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников.
  • Познакомить родителей с разнообразными  формами работы по активизации речевого развития детей.
  • Способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу.
  • Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка,
  • Установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду,
  • Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Проектная идея. 
Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей.

Тип проекта. 
Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Участники  проекта: дети, родители, учитель-логопед, воспитатель группы «Сказка» ГБДОУ д\с №133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Методы реализации проекта:

  • Анкетирование, мониторинг социального состава семьи.
  •  Проведение родительских собраний.
  • Беседы, индивидуальные консультации,
  • Заседание «Родительского клуба».
  • Экскурсии
  • Прогулки по городу
  • Посещение театров и музеев.
  • Участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;

  развлекательные, игровые досуги, спортивные мероприятия, дни здоровья;

  совместные занятия родителей с детьми;

Этапы реализации проекта:

  • Первый этап — подготовительный (оформление стендов наглядной информации, работа с детьми, родителями и педагогами).
  • Второй этап — организационно-практический (определение форм работы с родителями в группе, планирование этапов работы на год по взаимодействия с родителями, анализ, обработка материалов по проекту)
  • Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы)

Формы взаимодействия родителей и педагогов:

  • информационно-аналитические
  • досуговые
  • познавательные
  • наглядно- информационные формы.
  • Дистанционные

Информационно-аналитические формы 

Цель: выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

(опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.)

Досуговые формы 

Цель: устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. (совместные досуги, праздники, выставки)

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими и речевыми особенностями детей дошкольного возраста, уровнем развития речи каждого ребенка, глубиной проблемы и способами ее решения, формирование практических навыков воспитания детей.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, что на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, коррекции речевых расстройств, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Наглядно – информационные формы 

Цель: правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. (открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.)

Дистанционные формы.

Цель:  расширение возможности эффективного общения с родителями   и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей .(социальные сети, электронная почта ,сайт учреждения, дистанционные родительские собрания, смс- рассылка, газета группы, дистанционное обучение.                     

Предполагаемые трудности:

  • Недоверие родителей по отношению к воспитателю на начальном этапе сотрудничества;
  • Разобщённость родителей между собой;
  • Стереотипное мышление в области анализа событий происходящих в группе;
  • Отсутствие потребности участия в жизни детского сада.

Ожидаемые результаты:

  • Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,
  • Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
  • Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями

Продукты проектной деятельности:

  • Анкеты;
  • Семейные стенгазеты;
  • Декорации, костюмы;
  • Папки «Консультации с родителями».
  • Фотоматериалы
  • Презентация.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашей группы стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей.

Особенности организации работы родительского клуба как формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. В связи с этим стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии и включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, в нашей группе создан родительский клуб «Подсолнушки».

Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности при выполнении рекомендаций логопеда в домашних условиях, формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь логопеда и воспитателя.

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. 

Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Цель «Родительского клуба» – способствовать гармонизации детско-

родительских взаимоотношений, повышению психолого-педагогичекой компетентности родителей.

Задачи:

  • повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателем и логопедом группы;
  • создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
  • привлекать родителей к использованию здоровье сберегающих технологий, которые  влияют на формирование гармоничной, творческой  личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
  •  формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
  • внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
  •  переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Программа деятельности клуба разрабатывается по трем направлениям:

1.Обучение родителей.

2.Консультирование родителей.

3.Организация  и проведение утренников и праздников.

В соответствии с поставленной целью и задачами разрабатываются темы работы клуба, способствующие своевременному устранению речевых нарушений, и предупреждению их отрицательного влияния на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

При выборе тематики заседаний Родительского клуба учитываются возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, лексико-грамматические темы, изучаемые в детском саду, а так же наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений.

Встречи в родительском клубе проводятся 1 раз в месяц, во второй половине дня.

План работы клуба.

 

месяц

тема

цель

форма

Сентябрь

«Давайте познакомимся!»

Познакомиться с участниками клуба.

Наметить план работы клуба на год.

Обсудить выявленные у детей речевые нарушения и причины их возникновения

Круглый стол

Октябрь

Октябрь

« Прогулка в летнем саду»

«Осень в Петербурге»

Учить взаимодействию детей и родителей в процессе совместной деятельности. Научить родителей проводить предварительную работу с детьми.

Пополнение знаний и кругозора  о достопримечательностях родного города, об истории строения и развития культурных ценностей. Развитие внимания и памяти.

Интегрирован-ная  образователь-ная деятельности по речевому развитию с элементами  художественно-эстетического  развития для детей и родителей.

Экскурсия

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

«Петропавловка»

«Говорить красиво – это здорово!»

«Что такое театр»

«День матери»

Продолжать знакомить детей и родителей с достопримечательностями города, способствовать  формированию детско-родительского коллектива группы.

Обучение родителей артикуляционной гимнастике и  введению поставленных звуков в речь на различных этапах автоматизации.

Обучение родителей некоторым формам работы по развитию фонематических процессов у детей.

Закрепить правила поведения в театре. Познакомить детей и родителей с новым видом театра.

Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. 

Экскурсия

Практикум для родителей

Посещение спектакля «Волк и семеро козлят» в детской филармонии.

Совместное мероприятие с родителями

Декабрь

Декабрь

Декабрь

«Снова в театр мы идем»

«В гостях у сказки»

«Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики играть»

приобщение детей к одному из направлений искусства – театру; воспитывать интерес и любовь к театру; вызвать у детей положительный отклик от просмотра спектакля; формирование дружеских отношений между детьми и родителями нашей группы.

Продолжать знакомить детей и родителей с достопримечательностями города.

Довести до сознания родителей, что тренировка движений пальцев рук    является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Обучение родителей элементам самомассажа.

Посещение «Детского театра на Неве»,спектакль «Баба Яга и гуси лебеди»

Посещение музея-макета «Петровская Акватория»

Консультация.

Семинар-практикум

Январь

«Мой театр»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения театра. Знакомить детей с разными видами театрального искусства.

Посещение спектакля в «Театре сказки у Московских ворот» «Щелкунчик»

Январь

«Использова-ние нейропсихоло-гических методов в развитии речи детей с ТНР»

Познакомить родителей с некоторыми  методами  нейропсихологии  для мозговой организации психических процессов: внимания,

 памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирова-ния, слухового и тактильного восприятия, пространствен-ных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики  мозга.

Мастер-класс родителей,

обмен опытом Семенович Н.С.

Февраль

«Мы по городу гуляем»

Продолжать знакомить детей и родителей с достопримечательностями города.

Экскурсия на «Стрелку Васильевского острова»

Февраль

«Влияние шитья на развитие мелкой моторики рук у детей с диагнозом ТНР»

Обучение родителей методам способствующим развитию точности  и координации движения руки и глаза (мелкую моторику рук). Показать, как возможно совершенствовать психические процессы – произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память,

 автоматизировать поставленные звуки в словах и предложениях, развивать диалогическую и монологическую речь в процессе шитья.

Мастер-класс для родителей, проводимый Кондратьевой Ю.А.

март

«Жизнь диких зверей весной»

Расширить культурно-образовательное пространство воспитанников и родителей; формирование целостной биологической картины мира.

Задачи:

1) образовательные

овладение поисковыми, исследовательскими, проектными навыками; закрепление  и систематизирование  знаний о многообразии живой природы;

2) развивающие:  развитие  умения  анализировать информацию, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать.

Экскурсия в Зоологический музей

Март

Влияние театрализован-ной деятельности на речевое развитие дошкольников

Приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества.

Развитие творческих способностей родителей.

Мастер-класс для родителей. Совместная  подготовка спектакля.

Список литературы

  • Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника  М.: Педагогика, 1993.
  • Арнаутова Е.П. Педагог и семья.  М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
  • Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей.  М, 2004.
  • Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.// Управление ДОУ.  2004. №5. С. 18
  • Виноградова Н.А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993.
  • Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008.
  • Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.]  М: Просвещение, 2005.
  • Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. / Под ред. Т.А.Марковой.   М. Педагогика, 1979.
  • Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного

      учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание.  2000.  №2. С.44

  • Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду.  2003.  №6. С.27.
  • Зверева О.Л.      Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:

современные подходы.  М.: ГПИ, 2003.

  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.

Методический аспект.  М.: ТЦ Сфера, 2005.

  • Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.  М.: Академия, 2000.
  • Общение детей в детском саду и семье./Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной.  М.: ИНТОР. 1990.

 Психолого-педагогический словарь для учителей   и руководителей общеобразовательных учреждений  Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998г.

  • Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание.  2004.  №11. С.57.
  • Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ.  2005.  №3. С.75.
  • Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.  
  • Н.Н.Давыдова. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. //
  • Е.Якушкина. Какие сетевые сообщества нужны педагогам? // Народное образование. - 2009. - №4.
  • Закон РФ «Об образовании» ред. от 28.02.2012.
  • Л.Е.Осипова. Работа детского сада с семьей. - М. : Издательство Скрипторий, 2008.
  • О.В.Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1.
  • Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655.
  • Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ .
  • Ю.В.Микляева. К вопросу о педагогической культуре родителей. // Ребенок в детском саду. - 2005 - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ...

Педагогический проект по работе с семьей «Главное – вместе»

Педагогический проект по работе с семьей«Главное – вместе»Тема: «Главное - вместе!»...

Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»

Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» - направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по работе с семьями воспитанников логопункта «Трудный звук, Я твой друг!»

Проект «Трудный звук, Я твой друг!» направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьм...

Социальный проект по работе с семьей "Наша большая семья"

В материале представлен проект по сотрудничеству с семьями воспитанников  группы компенсирующей направленности в ДОУ, активному вовлечению коллектива родителей в воспитательно-образовательны...

СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и досуга с детьми».

СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и до...