Главные вкладки

    Социальный проект по работе с семьей "Наша большая семья"
    проект

    Лысова Надежда Валентиновна

    В материале представлен проект по сотрудничеству с семьями воспитанников  группы компенсирующей направленности в ДОУ, активному вовлечению коллектива родителей в воспитательно-образовательный процесс с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nasha_semya.docx34.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Земляничка»

    Опыт работы учителя-дефектолога

    по теме:

    Социальный   проект  «НАША  БОЛЬШАЯ   СЕМЬЯ»

    Выполнила:

    учитель-дефектолог  МБДОУ детского сада

    № 19 «Земляничка» Лысова Н.В.

    Городской округ город Бор

     В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

    Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

    Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

    Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.

    Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

    Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

    В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

    Осознание этого помогло определить проблему:

    При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов

    Актуальность проекта

    Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов

    Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

    Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

    Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Лучики» .

    Тип проекта:

    1. По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
    2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
    3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата .
    4. По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности  в контакте с семьей.
    5. По количеству участников – групповой.
    6. По продолжительности – долгосрочный.

    Цель проекта:

    Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

    Задачи проекта:

    Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;

    Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.

    Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе

    — вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

    — создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;

    — обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.

    Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:

    Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

    • Воспитание уважения к детству и родительству.
    • Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
    • Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
    • Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
    • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
    • Объединение усилий для развития и воспитания детей.
    • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
    • Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

    Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

    • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
    • Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
    • Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

    Формы работы над проектом

    1. Информационно – аналитические:
    • Анкетирование.
    • Опросы.
    • Консультации.
    • Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
    1. Наглядно-информационные формы:
    • Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
    • Фотовыставки.
    • Дни открытых дверей.
    1. Познавательные:
    • Родительские собрания.
    • Совместная работа по тематическому плану проекта.
    • Круглый стол.
    1. Досуговые:
    • Совместные праздники, досуги, развлечения.
    • Участие родителей в конкурсах, выставках.

    Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».

    Продукты проекта

    Для педагогов:

    • Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
    • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
    • Конспекты мероприятий.
    • Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».

    Для родителей:

    • Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
    • Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
    • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
    • Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
    • Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
    • Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.

    Для детей:

    • Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
    • Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый».

    Элементы творческого мышления

    Для педагогов:

    • У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
    • Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
    • Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
    • Умение планировать проектную деятельность.

    Для родителей:

    • У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
    • Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
    • Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
    • Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.

    Планируемые результаты:

    – появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

    – повышение уровня педагогической компетентности родителей.

    Материально – техническое обеспечение проекта:

    компьютер;

    фотоаппарат;

    канцелярские принадлежности;

    фонотека;

    спортинвентарь

    Наглядный материал:

    а) книжки-малышки;

    б) настольно-печатные игры;

    в) дидактические игры;

    Ожидаемые результаты.

    Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.

    Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.

    Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.

    Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи

    Совместная работа коллектива ДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых

    Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    Этапы реализации проекта

    I этап — подготовительный (накопление знаний).

    II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)

    III этап – заключительный (результат).

    Содержание проекта

    I этап : Подготовительный

    • Анкетирование родителей
    • разработка плана реализации проекта;
    • подбор методической литературы для реализации проекта;
    • подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

    II этап : Основной

    Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.

    III этап – Заключительный

    Презентация проекта: «Главное вместе»

     

    Сроки и этапы реализации проекта

    1. Подготовительный

    Сроки: сентябрь

    1. Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
    2. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
    3. Практический

    Сроки: октябрь -апрель

    Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.

    1. Заключительный

    Сроки: май

    Перечень основных мероприятий

    1. Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
    2. Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.

    Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

    1. Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.

    Цель: Создать условия для творческого самовыражения

    1. . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»

    Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника

    1. . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;

    Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.

    1. Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.

    Цель: Создать условия для творческого самовыражения

    1. «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.

    Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.

    1. Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».

    Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.

    1. Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.

    Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.

    1. Организация выставки: «Генеалогическое древо»

    Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки

    1. День 8 Марта совместно с родителями

    Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества

    1. Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».

    Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)

    1. Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.

    Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.

    1. Презентация проекта «Главное – вместе! »

    Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.

    Оценка результатов:

    -отзывы родителей;

    -выставки.

    Возможные риски:

    -не все родители будут активны.

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

    Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.

    В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.

    Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:

    Информационно – аналитическое.

    С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

    Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

    С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:

    — Общие и групповые родительские собрания.

    Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад.     Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.

    — Работа родительского комитета.

    В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.

    Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

    — Консультации.

    При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.

    — Дни открытых дверей.

    При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.

    — Наглядно – информационное направление.

    Родительские уголки

    Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

    Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

    Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семейный проект «Маленькие открытия в моей большой семье»

    Проектная деятельность в детском саду...

    Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

    Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

    В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

    Социальные проекты в работе с родителями

    Социально значимая деятельность – это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и решение проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке...

    Социальный проект "Супердетки", работа с детьми группы риска с использованием технологии "клубный час"

    Вовлечение детей группы риска в развивающую образовательную среду специфическими формами педагогического воздействия....

    Социальный проект для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»

    Цель данного проекта - фформирование чувства патриотизма, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям....

    Фотоочет к Социальному проекту для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»

    Фото к проекту отражают деятельность детей при ознакомлении и изучении истории своего города, своего края, традиций разных народов....