Социальные проекты в работе с родителями
консультация

Социально значимая деятельность – это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и решение проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней среде. Главное отличие социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной деятельности, направленность на решение социальных проблем.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация52.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

     Социально значимая деятельность – это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и решение проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней среде. Главное отличие социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной деятельности, направленность на решение социальных проблем.            

Нормативные основы

Указ Президента РФ  от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Сформировать социальную ответственность учеников. Главная цель работы школы – воспитать не только гармонично развитую, но и социально ответственную личность      на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

 - развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Основные этапы реализации

социально значимого проекта

  1. Определение темы и актуальности, разработка и оформление проекта (титульный лист, аннотация, описание организации, обоснование необходимости, цели и задачи, методы реализации, управление проектом, план реализации, ожидаемые результаты, методы оценки, план дальнейшего развития проекта.                                      
  2. Реализация проекта в соответствии с планом, возрастом детей; осуществление посильной, интересной и полезной деятельности, проведение социально значимых мероприятий, достижение планируемых результатов, имеющих воспитательную ценность.
  3. Контроль и оценка проведения мероприятий, анализ результатов деятельности: отчёты, презентации, награждения по итогам деятельности, определение перспективы развития данного проекта.

     Социально значимый проект является долгосрочным, на его реализацию потребуется не менее двух месяцев

     Темы социальных проектов должны заинтересовать детей, позволить почувствовать себя социально активным гражданином своей страны и осознать значимость своих поступков и поведения для окружающих людей и природы.

Проектная деятельность в дошкольном

 образовательном учреждении

      Эта тема актуальна по целому ряду причин. Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Организация проектной деятельности в детском саду

       Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

       В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребенок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла.  

Типы проектной деятельности

     Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательская проектная деятельность

исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

    Первый этап исследовательской проектной деятельности предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Возможности стратегии поведения педагога:

1. педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой.

2. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.

3. третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

     На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.

     Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.

      На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

Творческая проектная деятельность

     В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.

      На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т.д.

      На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать детям о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

     На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад. При этом педагог (в случае, если дети испытывают трудности) может первым начать: «Мне кажется, что можно вырезать гирлянды». По ходу высказываний педагог должен отмечать наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их не воспроизведут), напомнить о них.

    На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того, как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.

    На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и сверстников.

    Шестой связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешивается на стенд.

    На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по решению общего замысла.

    На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

      Проектная деятельность предполагает  социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих. Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно, и на развитие его личности.

     На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Нормативная проектная деятельность

     Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, т.к. они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

      На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые достаточно часто повторяются и характеризуются нежелательными формами поведения детей.

     На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.

      На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

     На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

    На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

    На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

    На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

     Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.

    Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10-12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.

 Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства по работе с родителями.

Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учереждения....

Мастер – класс с родителями. «Хор рук» как одна из технологий социального партнерства в работе с родителями.

Театр рук в данный момент становится очень популярным видом искусства. Технику создания волшебных образов при помощи рук, можно освоить на мастер-классах, а со временем овладеть искусством создания ди...

Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

Социальный проект "Супердетки", работа с детьми группы риска с использованием технологии "клубный час"

Вовлечение детей группы риска в развивающую образовательную среду специфическими формами педагогического воздействия....

Социальный проект по работе с семьей "Наша большая семья"

В материале представлен проект по сотрудничеству с семьями воспитанников  группы компенсирующей направленности в ДОУ, активному вовлечению коллектива родителей в воспитательно-образовательны...