Конспект ОД."Удивительная соль"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Надежда Викторовна Дмитриева

Занятие по опытно-экпериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Удивительная соль"39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской обл

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе №14 «Капитошка»

«Удивительная соль»

Воспитатель 1 категории: Дмитриева Н.В.

2020

С.Печерск

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Материал и оборудование:  стаканы с кипяченой водой (11 шт.), стаканы с холодной водой(11шт.) , чайные ложечки (11шт.), одноразовые тарелки (11 шт), лупы (11 шт.), трубочки (11шт.), 2 яйца или картофельные кубики, , одноразовые стаканчики (11 шт.), стаканы с цветным измельченным мелом (10 шт.), стаканы с  солью (10шт), прозрачная бутылка для декорирования (1 шт)., мнемокартинки (10 шт.)

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

И занятие начнем.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в нем. Возьмите мешочки. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь - что же это может быть?.Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Ребята, оставим мешочки на подносе.

Педагог задает вопрос: «Для чего нужна соль?

Соль - полезное ископаемое, природный элемент

 Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

1.Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

2.Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

3.Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

4.Без денег торговать, как без соли хлебать.

5.Без попа, что без соли. Без попа не приход.

6.Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

7.Без соли, без хлеба – половина обеда.

8.Без соли, без хлеба – худа беседа

9.Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

 - А сейчас мы с вами посмотрим презентацию  и мы узнаем какая же соль удивительная? Присаживаемся на стульчики. Педагог демонстрирует презентацию «Удивительная соль».

Слайд №1

Соль - один из важнейших минералов на земле. Соль-это полезное ископаемое.

Соль бывает каменная, морская и поваренная

Соль, которая находится в природе – это каменная соль. Ее месторождение находится высоко в горах.. Каменную соль добывают из каменных месторождений.

Слайд№2

Морская соль – это соль, содержащаяся в морской воде.

Слайд №3

Поваренная соль – это  отбеленная и очищенная каменная соль в виде кристаллов.

Слайд №5

В далекие времена соль считалась драгоценностью, ценилась как золото. . Ее хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю

Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к несчастью

Слайд №6.

Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века это делалось вручную

Слайд №7

Со временем  на смену ручному труду по добыче соли пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.

Слайд №8

Люди научились добывать соль различными способами. На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли: шахтный метод, вакуумный, озерный, путем вымораживания, карьерный.

Слайд №9

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто, месторождение каменной соли находят высоко в горах. Очень давно на месте гор был когда-то океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристализовалась. Образовались горы.

Слайд№10

В выработках соляных шахт создают поземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Слайд №11

Соль используют в народной медицине. Делают ингаляции, промывают нос, из соли делают солевые компрессы при ушибах, поласкают горло.

Слайд №12

Соль полезна не только людям, но и животным

Слайд №13

Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используют в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Без соли человек не может жить. Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Но большое количество соли вредно для организма.

Слайд №14

Не обойтись без соли и при консервировании овощей

Слайд №15

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того. Чтобы человек не поскользнулся и не упал

Вот, ребята, какой важный минерал соль

А теперь, давайте поиграем в игру. Выходите ко мне. Ровненько становитесь. Я буду вам передавать мешочек с солью, а вы мне будете говорить для чего нужна соль

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

ВыводСоль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.  

Вперед за знаниями пойдем

И опыты мы проведем

Руками поработаем,

Ногами мы потопаем,

Повернемся, наклонимся

И в ученых превратимся

И откроется для нас научная лаборатория

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем»

- А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. (Как настоящие ученые надевайте специальные защитные костюмы и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.  При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

. И так внимание.

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель:  Перед вами на столах тарелочки Берем свои мешочки и высыпаем на тарелочки.(Воспитатель  на подносе дает каждому мешочек с солью). Итак, перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Какого цвета соль? (белая)

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что похожа соль? (соль похожа на порошок). (Воспитатель выставляет мнемокартинку №1)

_Понюхайте соль. Имеет ли она запах? (Нет) (Мнемокартинка №2)

Воспитатель: Действительно соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите?  Из чего состоит соль?(соль состоит из белых кристаллов) (Мнемокартинка №3)

«Соль сыпучая, без запаха»

Дети, а теперь подуйте тихонько на соль через трубочку. Только запомните дуть надо очень-очень аккуратно. Что произошло? Соль рассыпалась. (Мнемокартинка №4)

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, у нас в тарелочках соль,  надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день. (Мнемокартинка №5)

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Мои дорогие ученые, у вас на столах есть пустые стаканы .Добавьте в стакан ложку соли из тарелочки и налейте туда ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (Вода впиталась в соль)

Воспитатель: значит соль поглощает воду. (Мнемокартинка №6)

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде). (Мнемокартинка №7) А как можно проверить , что соль не исчезла, а растворилась? (Попробовать на вкус).

Молодцы, правильно. Какого вкуса стала вода? (Соленая) (Мнемокартинка №8)

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой под номером 1 и 2, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее). (Мнемокартинка №9)

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

-А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

-Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). (Мнемокартинка №10)

-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

-Выходите все ко мне и ровненько становитесь

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

(Во время игры помощник все убирает со столов и ставит стаканчики с мелом и солью)

-Ребята, вы молодцы. Но посмотрите, наша научная лаборатория превратилась в творческую мастерскую. Я приглашаю вас

 в творческую мастерскую. Проходите, пожалуйста, на свои места.  Мы увидим  для чего еще можно использовать соль. У вас в стаканчиках разноцветный порошок. Как вы думаете, что это? Это, ребята, измельченный мел. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков

Творческая работа.

Насыпьте в стаканчики с солью по 2 столовых ложки цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль. По желанию можно добавить еще цветного порошка

А сейчас мы с вами будем заполнять цветной солью  сосуд. Вот такая красивая разноцветная соль у нас получилась. Сосуд с разноцветной солью мы поместим в уголок экспериментирования.

А сейчас, снимите свои костюмы, ровненько повесьте на стульчики и подойдите ко мне.

Итак, дети, мы с вами были сегодня учеными и много нового узнали о соли.

Давайте вспомним, что такое соль? /соль- полезное ископаемое, минерал, полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.

. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы, а еще соль добывают из каменных месторождений, при помощи специальных машин)

- Как вы думаете ребята

Соль полезна или вредна(соль полезна)

- Конечно, полезна и нужна нашему организму

 -Что еще мы узнали о соли?

Соль белая, не имеет запаха, состоит из кристаллов, в воде растворяется.

-Где используют соль?

(Ее используют в кулинарии, в медицине , а также она необходима животным.)

Еще соль  можно использовать для творчества .

 -Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

/ закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? Да

Ребята, вы были хорошими учеными, спасибо вам за отличную работу на занятии. А теперь нам пора отправится в группу.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект Это удивительная соль

совместная образовательная деятельность...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

конспект опыта "Удивительная соль"

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,И становится вся пища несъедобной вдруг!Если в ранку попадет – испытаешь боль.Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)...

конспект НОД "Удивительная соль"

Развитие познавательных способностей детей  через экспериментирование с солью....

Конспект занятия "Удивительная соль"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе....

Конспект ООД "Удивительная соль"

Познавательное развитие...