Семинар - практикум "Музыкальные инструменты от древних времён до наших дней"
статья

Ельникова Елена Германовна

Семинар - практикум для педагогов "Музыкальные инструменты от древних времён до наших дней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-_praktikum.doc99.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Музыкальный рук.

Ельникова Е.Г.

МДОУ, д/с № 228

«Теремок»

Немало мифов, сказок и легенд создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. Они становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству народных музыкантов – исполнителей, великой силе которого покоряются даже могущественные явления природы.

А ведь средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. «Чтобы они (крестьяне) бесовские игры сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали». (Из юридических актов XVII века) Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты были, как мы сегодня говорим, профессионалами, они своей игрой, плясками и песнями зарабатывали на жизнь. Запрещение скоморохам играть и разрешение жителям «высылать из селений начинающих играть насильно» встречаются в восьми царских грамотах от 1470 г по

1555-й г.

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь «бесовские инструменты» отбирали на улицах, в домах, кабаках, словом, везде, где на них могли играть, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками, может быть, уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.

Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасла и русские народные инструменты, и традиции исполнительства на них от полного забвения. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.

В каждом, даже самом просом музыкальном инструменте – изящество и целесообразность, достигнутые ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений, сквозь которые шел к своей цели древний мастер.

Посмотрите на сцену сегодня. В одном симфоническом оркестре – несколько десятков различных типов инструментов. Но все это многообразие можно разделить по принципу звукоизвлечения на 3 большие группы. Ударные – барабаны, тарелки, гонги, колокольчики… Духовые – медные и деревянные: флейты, кларнеты, гобои, трубы, валторны, тромбоны… Струнные – щипковые и смычковые: арфы, скрипки, виолончели… Эти инструменты хорошо известны во всем мире, их история более или менее ясна, к их звучанию уже привыкли.

Но на свете есть еще сотни, тысячи музыкальных инструментов, которые бытуют в народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов. А есть еще и такие, которые ждут своего открывателя. И народные инструменты так же легко делятся на 3 названные группы.

Мир, в котором мы живем, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипов до ударов прибоя и раскатов грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы.

Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка.

Природа всегда была для человека великим учителем. Познавая природу, открывая ее законы, он учился использовать их. Так возникли и музыкальные инструменты. Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к XIII тысячелетию до н.э. Подобно тому как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и в Средиземноморье, и на русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки.

Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые, дудки, свистки, а потом флейты без отверстий из тростника и кости. Много позднее люди научились делать многоствольные флейты, а потом и флейты с отверстиями. Позднее появились струнные, а позже всего – их разновидность – смычковые.

От ложек до дров

Есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие, как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех их роднит оригинальность, как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. На некоторых их них, наиболее распространенных я и остановлю ваше внимание.

Ложки Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» - старинный предмет быта и он же – музыкальный инструмент. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.

Обычно в игре одного исполнителя используются 3 ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмически рисунок.

Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо. Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения.

Мастерство даже в таком, казалось бы, шуточном деле всегда высоко ценится нашим народом.

Трещотка представляет собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.

Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками из сухого дерева (желательно дуба).

При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами, коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.

Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами, цветами и т.д.

Бубенцы … «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

Кто не помнит этих гоголевских строчек! Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все то, что его окружает, привнести в самое обыденное элементы красоты и творчества! Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков?

Чем же отличаются колокольчики от бубенчиков и почему нас больше интересуют вторые? Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном вертикальном положении. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда несколько), при встряске ударяющийся и стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато звучит он в любом положении. Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали бубенцами.

На небольшой кусок кожа величиною с ладонь приклеивается ремешок, помогающий держать инструмент в ладони. С другой стороны нашивается как можно большее количество самих бубенчиков. Встряхивая бубенцами или ударяя ими о коленку, играющий извлекает серебристые звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки. Особый эффект получается в сочетании с игрой на бубне (встряхиванием) и на глеках (западноевропейский тип колокольчика). Можно навесить бубенчики не на кожу, а на какой-нибудь предмет, например на деревянную палочку или ложку.

Кокошник В одной из уральских народных песен есть такие слова:

                   Ко-ко-ко-ко, мой кокошник…

                   На кокошнике играю.

Люди старшего поколения, наверное, помнят, чем были вооружены в прежние времена деревенские сторожа: так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в нее, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, честно трудится. Да и воров отпугивал.

Вот именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей, бычьим пузырем или каким-либо другим упругим, хорошо звучащим материалом: тонкой фанерой, пластмассой. Идеальным материалом для обтяжки кокошника является пластик или барабанная кожа, продающиеся в музыкальных магазинах. Обтягивать можно лишь две широкие стороны каркаса. По ним и будет ударять привязанный к верхней части корпуса деревянный шар, извлекая звуки, похожие на пулеметную дробь.

Остальные четыре стенки кокошника делаются из фанеры или пластмассы, причем в верхней закрепляется узлом ремешок с шариком, а в нижнюю вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент. Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону и поочередно ударять по широким стенкам кокошника. Редкие удары невозможны. Шарик в этом случае «не слушается». Да и частые получатся лишь после определенной тренировки, умения попадать в исполняемый темп и ритм.

Рубель так же как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. Пустотелый, естественно, звучит более громко, гулко.

Рубелем хорошо подчеркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форгилагов. Злоупотреблять им не следует, т.к. звучание его может быстро приесться.

Коробочка Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный, как правило, кленовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблучков в танцах. Совершенно незаменима коробочка в передача цоканья копыт, в особенности в сочетании с ложками или кастаньетами.

Дрова редкий музыкальный инструмент. Делают из дерева: деревянные духовые, все струнные, баяны и гармоники, многочисленные ударные так или иначе связаны своей конструкцией с древесиной, которая почти во всех названных случаях играет роль резонатора. Но дерево не только помогает звучать другим телам, но и само может петь, издавая музыкальные звуки, то есть звуки определенной высоты.

Для этого нужно нарезать бруски сухого, выдержанного дерева разной величины и затем подстроить их соответственно ступеням звуковой гаммы. По такому принципу сконструирован общеизвестный ксилофон (ксило – дерево, фон – звук, звучащее дерево), инструмент яркий и колоритный.

Но в народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединятся другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.

Изготавливать инструмент желательно из клена, березы или ели. «Поленья» накладываются разной длины, но примерно одинаковой толщины.

Можно было бы много еще рассказывать о других самобытных народных ударных инструментах или различных предметах, превращенных в таковые. Играют, например, на цветочных горшках, бутылках с водой, на пиле, стиральной доске, высушенном бычьем пузыре с горохом и т.д.

Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, сверхъестественного. Все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно увязано с жизнью и бытом. Используя находки наших предков теперь, следует помнить о той обстановке, в которой обычно применялись эти затейные скоморошеские орудия. Имеется в виду народные праздники, гулянья, свадьбы. Поэтому в наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором, заботясь о том, чтобы инструмент не только услышали, но и увидели.

Духовые музыкальные инструменты

Свистящие духовые инструменты.

Семейство свистящих духовых народных инструментов – одно из самых древних и представительных. К нему относятся все духовые инструменты, звук которых образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный острый выступ.

Кугиклы: или кувиклы, кувычки – это многоствольная флейта, русская разновидность флейты Пана. Изготовлялась они обычно из стеблей куги (камыша). Годились для этой цели и другие растения – зонтичные травы с их трубчатыми стеблями или кустарники с мягкой сердцевиной, например, бузина.

Хорош для всех вообще свистящих инструментов бамбук, а в наше время пластмассовые, эбонитовые и даже металлические трубки.

Играют на кугиклах только ансамблем, группой из 3-4 исполнителей.

Это чисто женский инструмент, в народной практике мужчины на кугиклах никогда не играли.

Ансамблевая игра на кугиклах – сложное и своеобразное искусство. Как правило, такая игра носит живой, танцевальный характер и сопровождается припевками, приплясами. При этом отдельные кугикальницы не только дуют в дудочки, но в определенные промежутки делают своеобразные выкрики или прихлопывают в ладоши, притопывают, присвистывают. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: халейкой, свирелью, народной скрипкой.

Свистульки Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины или фарфора. К ним относится всемирно распространенная окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусенок (напоминает форму гусенка).

Впоследствии во всем мире подобного рода инструменты стали делать то в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого животного. Но суть его всегда оставалась одна: это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота ее звучания.

У нас на Руси инструменты такого тира народ просто назвал свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями.

Эти примитивные духовые инструменты в глубокой древности имели обрядовое значение. В одной из книг описываются своеобразные поминки по умершим предкам в Вятской губернии. К часовне, построенной на месте погребения, приносили со всей округи различные глиняные изделия в форме людей, животных, рыб и птиц. Среди них были и свистульки. После панихиды начиналось стихийное гулянье, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Весь этот обряд так и назывался свистопляской. Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и поныне слово, означающее теперь уже всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье. Это скорее музыкальные игрушки. И именно в детских самодеятельных ансамблях и оркестрах они могут сыграть определенную украшающую роль. Через игрушку затем можно приобщать ваших младших товарищей к другим, более богатым по своим возможностям инструментам. Использование свистулек в ансамблях требует большой изобретательности и находчивости.

Свирель Вот мы подошли к одной из наиболее распространенных у нас разновидностей семейства флейтовых.

В наше время все чаще подобный инструмент со вставленным в верхнюю его часть свистковым устройством называют свирелью.

Суть этого инструмента – открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части.

Язычковые духовые инструменты

Как видим, классификация инструментов на виды и семейства подсказывается особенностями их конструкции и способа звукоизвлечения. Если у свистящих в основе заложен свисток, то у язычковых специальные пластинки – «язычки», двойные или одинарные.

Жалейка Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний коней ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. До сих пор встречаются парные или двойные жалейки, настроенные и используемые также как парные свирели. В отличие от свирелей парные жалейки скреплены вместе и объединены одним раструбом.

Волынка – Что ты тянешь волынку? Не волыниться!

Разве не употребляем мы этих и им подобных выражений и сейчас?

Разве не употребляем, мы этих и им подобных выражений и сейчас?

Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, сто вставляемыми в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищикам. На игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук.

Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно. Вот именно монотонное звучание бурдонов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.

Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления – Волыни.

Волынка была распространена фактически по всему миру.

Первые сведения о волынке в России относятся к XVI-XVII векам. Этот инструмент неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках.

                Заиграй, моя волынка,

                Заходи, моя дубинка…

Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже – у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоемкими конструкциями. Однако, например, в Шотландии волынка культивируется как национальная реликвия и даже входит в состав военных оркестров. У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры.

Сурна, иногда называемая сурьмой или суренкой, делалась обычно из карагача (южная порода дерева, очень плотного и крепкого). Этот инструмент регулярно упоминается в письменных исторических памятниках, начиная с XIII века, но никаких достоверных описаний, рисунков его не сохранилось.

Звук у сурны резкий и гнусавый. Употреблялись они либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе, вплоть до царствования Петра I. Постепенно сурна почти вышла из употребления, может быть отчасти потому, что постоянно упоминалась в царских и церковных указах в числе запрещенных, и народ вынужден был заменить ее другими инструментами.

Брелки Это одни из наиболее мягких и благозвучных по тембру инструментов семейства язычковых. Представляет собой как бы промежуточную разновидность жалейки и сурны. Предполагают, что брелка появилась в тверской губернии и получила столь малопонятное наименование от местного названия ивы – бредины, из которой она изготовлялась.

Амбушюрные духовые инструменты.

История пастушьего рожка

Рожок принадлежит к семейстру так называемых амбушюрных инструментов, то есть тех, звук которых образуется от вибрации самих губ, сложенных особым образом (слово амбушюр происходит от французского bouche – рот). В строгом смысле слова амбушюр используется всеми исполнителями и на других духовых инструментах (флейте, кларнете и т.д.). Но вибрация губ возможна только при соприкосновении со специальным наконечником, имеющим чашечку для губ, называемую мундштуком. Поэтому группу амбушюрных еще называют мундштучными.

Манеры и приемы игры на рожках и обычных медных инструментах духового или симфонического оркестра очень схожи. Именно народные инструменты явились прототипами почти всех современных инструментов.

Струнные музыкальные инструменты.

Щипковые инструменты.

Густи звончатые – были известны и в древнем Киеве – трапецеобразный кузов – резонатор  и от 5 до 25 струн, натянутых на него параллельно.

Искусство гусляров было, как говорят теперь, синтетическое. Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и сказателем.

Гусли щипковые – как бы синтезировали в себе элементы арфы, древнеславянских гуслей и форму цимбал.

Струны исполнителей защипываются пальцами обеих рук, откуда и название – щипковые.

Гусли клавишные Если в свое время на основе арфы, гуслей и цимбал было создано современное фортепиано, то позже уже оно оказывало влияние на реконструкцию старинных инструментов.

Одноголосные мелодии на этих гуслях играть не принято; на них играют арпеджированные аккорды.

Домра К сожалению, ни время появление домры на Руси, ни ее сколько-нибудь достоверные сохранившиеся экземпляры не известны. Даже само название инструмента не находит себе объяснения в русском языке.

Домра же на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, демократическим. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности – все это особенно пришлось по душе вездесущим скомороха.

«Рад скоморох о своих домрах» - гласит старая пословица. Домра в те времена звучала всюду: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и в минуты грусти. Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? Вот почему так ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства. «Где появятся домры, сурны и гусли, - гласит царский указ XV века, - то всех их велить вымать и изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут – велеть бить батоги.»

Понятно теперь, почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла и о ней не сохранилось почти никаких сведений.

По вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.

Домра и сейчас известный и распространенный у нас музыкальный инструмент.

Балалайка Есть инструменты, ставшие музыкальным символом того или иного народа.

Например: гитара – испанский национальный инструмент;

                мандолина – итальянский;

                волынка – шотландский;

                бандура – украинский и т.д.

Все в мире знают, что балалайка – это русское.

Любопытно уже самое название инструмента, типично народное, звучание слогосочетание передающее характер игры на нем. Корень слов «балалайка», или, как еще называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Балалайка – инструмент легкого, забавного, бренчливого характера. Первое из известных письменных упоминаний о балалайке относится к 1688 году. «Не легко найти в России дом, - где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек» (из книг тех времен).

О популярности балалайки говорит и довольно частое упоминание ее во многих русских народных песнях. Собраны многочисленные выдержки из русского фольклора, связанного, так или иначе, с балалайкой. Например, в песне «Во поле березка стояла» есть слова:

                Сделаю я себе три гудочка

                Четвертую балалайку …

Есть и загадки про балалайку, например:

                В лесу выросло,

                Из лесу вынесено,

                На руках плачет,

                А на полу скачет.

Многие пословицы и поговорки как бы оттеняют характер этот инструмента, увязывают с ним характер и поведение того или иного человека:

        Вывернулся, как Мартын с балалайкой.

        Наш брат Исайка – без струн балалайка.

        На словах, что на гуслях, на деле – что на балалайке.

Чаще же всего упоминания об этом инструменте разбросаны в много численных частушках и припевках, исполнявшихся, как правило, именно под балалайку.

Балалаечка гудит,

Жалко милого будить…

Балалаечка – гудок

Разорила весь домок…

Как на эти балалаечку

Навешаю цветов.

Чтобы эта балалаечка

Играла про любовь.

Популярность и демократичность инструмента отразилась и в творчестве русских писателей-классиков, всегда бывших внимательными к мельчайшим подробностям народного быта и, тем более, искусства. У Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строки:

        Иные нужны мне картины:

        Люблю песчаный косогор,

        Перед избушкой две рябины,

        Калитку, сломанный забор,

        На небе серенькие тучи.

                Перед гумном соломы кучи

                Да пруд под сенью ив густых,

                Раздолье уток молодых;

                Теперь мила мне балалайка…

А вот у Лермонтова (стихотворение «Русская мелодия»):

        Так перед праздною толпой

        И с балалайкою народной

                Сидит в тени певец простой

                И бескорыстный и свободный.

Немало добрых слов о балалайке сказано Л. Толстым, А. Чеховым, И. Тургеневым, А. Островским, В. Майковым.

Гитара слово «гитара», как предполагают, происходит от древнегреческого cythare (кифара). Этим словом называли по преимуществу все инструменты, имевшие кузов, ручку и струны.

В 20-30-х годах XIX столетия гитара становится в России людной в самых аристократических кругах, а потом делается инструментом широкой публики.

                    Вот одна из песен того времени:

                  Вдоль по улице метелица метет.

                  За метелицей мой миленький идет,

                  Во правой руке гитарочку несет…

                Саша миленький гитарочку настрой,

                Свою песенку любезную пропой.

Смычковые инструменты

Гудок Долго не могли найти ни одного экземпляра русского гудка.

Имелись лишь упоминания об этом инструменте в народных песнях, припевках, изображения на старинных рисунках.

Только позже во время археологических раскопок в Новгороде наконец-то были обнаружены подлинные экземпляры этого уникального скоморошьего инструмента.

Гудок имел корпус грушевидной формы, с плоским дном и прямой декой с небольшими резонаторными отверстиями. Струн было три. При игре инструмент держали вертикально, чаще всего, опирая его о колено, смычком водили по всем трем струнам сразу, но мелодию извлекали на третьей струне.

Гудок неоднократно пытались реставрировать и ввести в состав русских народных оркестров. Но всякое усовершенствование гудка приведет к скрипке.

Скрипка Родина скрипки – Западная Европа, в то время как на Руси церковники с фанатической беспощадностью уничтожали все, связанное с самобытным скоморошьим искусством , отдельные экземпляры скрипок нет-нет да и проникали в Россию. Гудок не выдерживал конкуренции.

В народных песнях, как правило, упоминаются действительно распространенные и любимые музыкальные инструменты. И скрипка в их числе.

        Сватался за Катеньку из деревни скоморох,

        Сказывал он Катеньке про умение свое:

        Есть у меня, Катенька, и скрипка, и гудок…

или:

        

         У соседа во беседе

        Холосты ребята –

        Мастера в скрипку играти,

        Девок забавляти.

Колесная  лира С точки зрения эволюции струнных инструментов колесная лира (рыля) должна  была ознаменовать своим появлением высшую ступень в их развитии. Действительно, в отличие от смычка, периодически меняющего направление своего движения, от чего звук на какое-то мгновение прерывается, колесо лиры, натертое той же смолой, что и смычок, дало возможность извлекать из струн непрерывно тянущийся звук.

Колесная лира представляет собой скрикообразный деревянный ящик, над которым в другом, меньшего размера ящичке протянуты три струны. Лира держится на ремне через плечо в наклонном положении, так что клавиши сами отпадают от струны вниз, когда пальцы левой руки перестают их нажимать. Правой рукой вращают колесо, которое трется о все три струны одновременно. Получается, как правило, довольно резкий, специфически гнусавый звук.

Появление колесной лиры в России (XVII век) ознаменовало собой конец разудалого скоморошества.

Особое распространение искусство духовного стиха под лиру получило на Украине и в Белоруссии.

Дальнейшего развития инструмент этот не получил, и заложенная в нем идея непрерывности звука оказалась практически ненужной. Так же как хорошему певцу дыхание не мешает петь, так и скрипачу ведение смычка, а гармонисту движение мехом не мешают извлекать широкий, почти непрерывный звук.

Более того, сплошной, непрерывный звук противоестественно быстро утомляет слух и делает исполнение музыки маловыразительным, «бездыханным». Это одна из причин, почему механические инструменты не выдержали соперничества с инструментами, в звучании которых как бы слышится живое присутствие человека, исполнителя на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая викторина "С древних времён, до наших дней"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение центр развития ребенка № 17 « Семицветик» г. Челябинск   Конспект непосредственной образовательной деятельности по ...

Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""

Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА: С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам:а) «Богатыри земли русской»;б) «Князья -...

Презентация на тему: "Защитники России: от Древней Руси до наших дней"

С Днем защитника Отечества в детских садах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех...

Семинар - практикум "Музыкальные инструменты от древних времён до наших дней"

Семинар - практикум для педагогов "Музыкальные инструменты от древних времён до наших дней"...

Проект : "Коломенское от древнейших времён до наших дней"

Познакомить детей с достопримечательностями родного города и района....

Проект : " Коломенское от древнейших времён до наших дней"

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города и района....