Система вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность образовательной организации
статья (средняя группа)

Марина Александровна Шестакова

Учебный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Система вовлечения родителей  непосредственно в образовательную деятельность образовательной организации».

Искусство воспитания имеет  ту особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,

а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.

К. Ушинский

 

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если  взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились.

Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены приоритеты, цели, задачи и принципы построения взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и родителями:

- одним из основных принципов дошкольного образования является: «…сотрудничество с семьей» (п.1.4);

Ведущей целью является,  «взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания».

Для достижения данной цели, необходимым условием будет решение следующих задач:

  • знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • создание атмосферы взаимопонимания общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  •  активирование и обогащение воспитательных умений родителей,

поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях; умение знать и понимать своих детей;

  •  привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях, организуемых в районе (городе, области).

 Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в ДОУ из семьи  и возвращается в свою семью. Семья для ребенка – первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка.

Для себя я разработала некий критерий, который позволил мне оценить активность родителей и их включенность в педагогический процесс. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. 

Родители-  активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;

Родители - заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;

Родители - наблюдатели, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

В своей работе использую как традиционные формы работы, так и инновационные.

Формы работы с родителями

Общие

Групповые

Индивидуальные 

Создание фотовыставок, выставок, конкурсов фотоальбомов

Презентация  образовательной деятельности ДОУ, педагогические консультации, родительские собрания, презентация ДОУ, «Круглый стол», «День открытых дверей»,  проведение мастер-классов с родителями и детьми: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания. Аудио- и видеозаписи открытых занятий, режимных моментов, прогулок, экскурсий.

Совместное проведение занятий, проектов, досугов, праздников, развлечений. Беседы с детьми и родителями, работа с родительским комитетом.

Клубы по интересам, национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы.

Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.

Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. Повышение правовой культуры родителей

Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.

Информационно-просветительские

стенды, ширмы, памятки, буклеты, рукописные журналы, устные журналы, «Почтовый ящик», открытки, выставки.

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада.

Для этого:

• Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду.

• Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

• Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

• Призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.

В нашей группе были организованы «Дни добрых дел», когда родители помогали ремонтировать игрушки, мебель или книги, изготавливали дидактический материал для игр, убирали на участке листья или снег, делали косметический ремонт группы, занимались озеленением и оформлением участка летом. Совместно с родителями я создавала предметно – развивающую среду в нашей группе.

В своей профессиональной деятельности я пользовалась примерным кодексом общения с родителями:

• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

• Всегда улыбаться родителям и детям.

• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Родители являются неотъемлемой частью образовательного процесса,  без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка.

С моими родителями было непросто, но поставив для себя  общую цель,  мы получали результаты, благодаря которым хотелось идти дальше.

Мои родители – мои помощники, и помогают они мне во всем. В организации предметно-пространственной среды: дидактические игры, пальчиковые театры, маски, книги, центр природы,  центр уединения. В благоустройстве участка, изготовили спортивный-оздоровительного комплекса.    Участие в праздниках, в выставках, в мастер-классах, совместные походы, консультации, родительские собрания, спортивные состязания, шашечный турнир, дни открытых дверей, участие в конкурсах, фотоконкурсках,  а также участие в семейном клубе: «Мы вместе». Изготовлении лэпбуков к проекту «Насекомые»,   участие в театрализованном представлении по сказке «Колобок», где родители стали непосредственными участниками представления,  в подготовке к экологической кейс-игре: «Green Team» .

Таким образом, мною сделан вывод, что положительная устойчивая динамика включенных родителей в образовательный процесс обеспечила возможность:

  • Активизировать родителей в образовательном процессе;
  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Обогащать воспитательные умения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности. Образовательная деятельность «Познание, коммуникация» «Волшебные превращения»

Программное содержание:Проконтролировать знания детей о воздухе, воды, льда, умение находить свойствах общее свойство: прозрачность, применять полученные знания на практике, проверить навыки дет...

Образовательная деятельность "Образовательная деятельность на тему : "Весенние цветы""

Образовательная деятельность на тему : "Весенние цветы" к индивидуальной программе педагогического развития "Экологическое воспитанме через народные приметы и традиции русского народа&q...