Тематическое занятие "Заглянем в прошлое, друзья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ельникова Елена Германовна

На занятии дети знакомятся с русскими народными песнями, интерьером русской избы, костюмами, головными уборами, играют в русские народные игры и водят хороды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_russkomu_-_narodnomu_tvorchestvu.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Заглянем в прошлое, друзья»

     (тематическое занятие для детей старшего возраста)

Цель: Продолжать знакомить с истоками народной культуры.

Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.

Задачи:

  •  рассказать о семье, как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи
  •  рассказать о связи вечности и бесконечности с жизнью людей
  •  рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей
  •  приобщать к народной культуре и образцам народного искусства
  •  познакомить с деталями – оберегами в костюме прошлых лет и  современном платье

Материал: иллюстрации по теме, выставка кукольной и детской одежды, интерьер русской избы; фонограмма русских народных песен: «А мы просо сеяли», «Пойду ль я, выйду ль я»

Дети входят в украшенный зал в виде избы с предметами утвари, дети одеты в народные костюмы.

  Ход занятия

М.р.: - Сегодня, мы побываем в нашем прошлом. Узнаем много нового и интересного

          - Как вы думаете, что мы сейчас видим? /указываем на часть избы/

- А кто раньше жил в избе? /люди/

- Как они жили – по одному или вместе? /вместе/

- Если люди связанны родственными отношениями – как их называют? /родственниками/

М.р.: - Правильно, дети. Раньше семьи были большие. Под одной крышей жили «от мала до велика», «и мал и стар». Как это понять?

             Женщины работали по дому, вели хозяйство, растили детей, ухаживали за скотиной, учились жить и работать у своих матерей. Мужчины были работниками, хозяевами. Они работали в поле, и выполняли мужскую работу в доме. Старики учили молодых – давали им советы, «учили уму разуму», передавали свой опыт. Бабушки занимались с малыми детьми. Вся семья подчинялась старшему, хозяину. В доме почитались семейные традиции.

М.р.: - Какая у Вас семья? Сколько в ней человек?

         - Бабушка и дедушка живут вместе с вами?

- Какие пироги вы печете с мамой?

- Почему люди жили вместе – большой семьей? /легче выжить с семье/

М.р.: Но не только работали люди. Умели весело отдыхать веселиться. Весной и летом молодые девушки и парни водили хороводы. Старики и дети наблюдали за ними.

  • Что такое хоровод?
  • Каким хоровод бывает?
  • На что он похож?
  • С чем связан хоровод?

С солнцем, венком. Вот почему в хороводе движение по кругу. Вся жизнь идет по кругу, всё в ней связанно (сомкнуто, соединено). Времена года чередуются, сменяются друг за другом по кругу. Отсюда название круговой хоровод.

  • Что случиться, если разрушится одно звено?  Круг превратиться в линию
  • На что линия хоровода похожа? /Ответы детей/

М.р. предлагает детям вспомнить знакомый хоровод «А мы просо сеяли»

           -Какой это хоровод , круговой или линейный?

В нем две линии состязаются, стоят друг против друга, двигаются поочерёдно вперёд- назад.

Дети исполняют хоровод.

М.р.: Были и другие хороводы. Например: «Завивание улитки», когда из одной линии прямой и ровной завивали улитку и затем раскручивались в разные стороны, а в конце брались за руки, и получался круговой хоровод.

Педагог предлагает детям попробовать самим исполнить новое движение «Улитка».

Дети выполняют его вместе с взрослыми под русскую народную песню «Пойду ль, выйду ль я»

М.р.: Хороводы были тесно связаны с обрядами, праздниками, с вечными понятиями – солнце, небо, земля, вода.

  Венок из распустившихся цветов плели в солнечный день и пускали по реке на счастье. Если венок тонул – быть беде.

М.р.: - А  какую одежду раньше носили люди? Как она выглядела,

            из чего была сделана?

  • Из каких деталей состоит костюм девушки?

К сведению педагогов: Рубаха сшита из холста с отделкой из тесьмы и вышивкой косым крестом; салн (сарафан) сшит из сатина, шерсти с отделкой тесьмой, шнурком и металлическими пуговицами; пояс шерстяной с бахромой и бисером.

М.р.: -   Из каких деталей состоит костюм молодой женщины?

  • Чем отличаются эти костюмы?
  • Что у них общего \отделка, оберег \
  • Какой колорит костюмов?

К сведению педагогов: Рубаха- холст, кулич, аппликация, шелковые ленты, тесьма, ткачество, вышивка хлопчатобумажной нитью. Понева: шерстяная, домотканая ткань, кашемир, сатин, шелковые ленты, тесьма, блёстки, вышивка двухсторонним швом, строчкой «стлань» шелковой нитью.

Праздничный костюм молодой женщины:

Рубаха: холст, бранное ткачество, тесьма, численное кружево, вышивка шерстяными нитями;

Понёва с прошвой: ткань шерстяная, домотканая, кумач, аппликация, шелковые ленты, золотое шитьё, стеклянные бусы, пуговицы, шерстяная бахрома, металлические бубенцы;

Пояс: шерсть, плетение;

Душегрейка - плечевая одежда;

Кокошник /кокош- курица/- головной убор.

М.р.: -   Чем отличается праздничный костюм от повседневного?

  • Какой цвет преобладает, доминирует в костюмах? Почему?
  • В ваших домах есть такая одежда?
  • Когда и где мы сейчас можем увидеть её?

Затем дети рассматривают головные уборы.

М.р.: Одежда имела большое значение в жизни людей. Она не только защищала от жары и от холода, но и  оберегала человека от дурного взгляда. Особенно тщательно оберегала себя женщина. Широкая одежда  скрывала от посторонних глаз её фигуру. Её наряд украшался оберегами- тесьмой, лентами, вышивкой, бусами, оборками, полосками, аппликацией. Волосы всегда были спрятаны под головным убором. Особенно тщательно скрывались от чужих глаз волосы женщины.

  • На что похожи головные уборы женшин?
  • В вашей одежде есть обереги? Какие?

Найдите их друг у друга.

Предлагается детям  рассмотреть образцы кукольной и детской одежды.

Вопросы для общения:

  • Как выглядела обувь?
  • Почему ходили в лаптях? Какие они по форме? Что напоминают?
  • Как человек сейчас использует лапти?

М.р. рассказывает о том, что обувь делали удобную, широкую, без острых углов, чтобы человек на землю наступал мягко, не ранил её при ходьбе, не обижал. Каблуки были только у жителей городов, потому что там были дороги, мощёные камнем.

Итог занятия:

Культура каждого народа создаёт свой образ жизни, жилища, одежды, которые тесно связаны с природой, с условиями существования человека, со способами выживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»

НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе  Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»...

Конспект НОД в рамках тематической недели "Пернатые наши друзья"

План - конспект НОД "Долгожданная встреча"...

Проект тематической выставки: «Наши лучшие друзья – домашние тапочки»

Цель проекта: активизация творческого потенциала родителей и детей.Задачи проекта:·        Раскрыть творческие способности родителей.·...

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Наши верные друзья» (Домашние животные и птицы))

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели "Наши верные друзья"Тема: "Коровка Буренка"Цель: создание социальной си...

Тематическая неделя "Наши пернатые друзья" во 2-ой младшей группе

Мало научить ребенка есть самостоятельно, пить, играть, разговаривать. Важно также привить бережное отношение к окружающему....