Тематическое занятие "Заглянем в прошлое, друзья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
На занятии дети знакомятся с русскими народными песнями, интерьером русской избы, костюмами, головными уборами, играют в русские народные игры и водят хороды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Заглянем в прошлое, друзья»
(тематическое занятие для детей старшего возраста)
Цель: Продолжать знакомить с истоками народной культуры.
Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.
Задачи:
- рассказать о семье, как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи
- рассказать о связи вечности и бесконечности с жизнью людей
- рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей
- приобщать к народной культуре и образцам народного искусства
- познакомить с деталями – оберегами в костюме прошлых лет и современном платье
Материал: иллюстрации по теме, выставка кукольной и детской одежды, интерьер русской избы; фонограмма русских народных песен: «А мы просо сеяли», «Пойду ль я, выйду ль я»
Дети входят в украшенный зал в виде избы с предметами утвари, дети одеты в народные костюмы.
Ход занятия
М.р.: - Сегодня, мы побываем в нашем прошлом. Узнаем много нового и интересного
- Как вы думаете, что мы сейчас видим? /указываем на часть избы/
- А кто раньше жил в избе? /люди/
- Как они жили – по одному или вместе? /вместе/
- Если люди связанны родственными отношениями – как их называют? /родственниками/
М.р.: - Правильно, дети. Раньше семьи были большие. Под одной крышей жили «от мала до велика», «и мал и стар». Как это понять?
Женщины работали по дому, вели хозяйство, растили детей, ухаживали за скотиной, учились жить и работать у своих матерей. Мужчины были работниками, хозяевами. Они работали в поле, и выполняли мужскую работу в доме. Старики учили молодых – давали им советы, «учили уму разуму», передавали свой опыт. Бабушки занимались с малыми детьми. Вся семья подчинялась старшему, хозяину. В доме почитались семейные традиции.
М.р.: - Какая у Вас семья? Сколько в ней человек?
- Бабушка и дедушка живут вместе с вами?
- Какие пироги вы печете с мамой?
- Почему люди жили вместе – большой семьей? /легче выжить с семье/
М.р.: Но не только работали люди. Умели весело отдыхать веселиться. Весной и летом молодые девушки и парни водили хороводы. Старики и дети наблюдали за ними.
- Что такое хоровод?
- Каким хоровод бывает?
- На что он похож?
- С чем связан хоровод?
С солнцем, венком. Вот почему в хороводе движение по кругу. Вся жизнь идет по кругу, всё в ней связанно (сомкнуто, соединено). Времена года чередуются, сменяются друг за другом по кругу. Отсюда название круговой хоровод.
- Что случиться, если разрушится одно звено? Круг превратиться в линию
- На что линия хоровода похожа? /Ответы детей/
М.р. предлагает детям вспомнить знакомый хоровод «А мы просо сеяли»
-Какой это хоровод , круговой или линейный?
В нем две линии состязаются, стоят друг против друга, двигаются поочерёдно вперёд- назад.
Дети исполняют хоровод.
М.р.: Были и другие хороводы. Например: «Завивание улитки», когда из одной линии прямой и ровной завивали улитку и затем раскручивались в разные стороны, а в конце брались за руки, и получался круговой хоровод.
Педагог предлагает детям попробовать самим исполнить новое движение «Улитка».
Дети выполняют его вместе с взрослыми под русскую народную песню «Пойду ль, выйду ль я»
М.р.: Хороводы были тесно связаны с обрядами, праздниками, с вечными понятиями – солнце, небо, земля, вода.
Венок из распустившихся цветов плели в солнечный день и пускали по реке на счастье. Если венок тонул – быть беде.
М.р.: - А какую одежду раньше носили люди? Как она выглядела,
из чего была сделана?
- Из каких деталей состоит костюм девушки?
К сведению педагогов: Рубаха сшита из холста с отделкой из тесьмы и вышивкой косым крестом; салн (сарафан) сшит из сатина, шерсти с отделкой тесьмой, шнурком и металлическими пуговицами; пояс шерстяной с бахромой и бисером.
М.р.: - Из каких деталей состоит костюм молодой женщины?
- Чем отличаются эти костюмы?
- Что у них общего \отделка, оберег \
- Какой колорит костюмов?
К сведению педагогов: Рубаха- холст, кулич, аппликация, шелковые ленты, тесьма, ткачество, вышивка хлопчатобумажной нитью. Понева: шерстяная, домотканая ткань, кашемир, сатин, шелковые ленты, тесьма, блёстки, вышивка двухсторонним швом, строчкой «стлань» шелковой нитью.
Праздничный костюм молодой женщины:
Рубаха: холст, бранное ткачество, тесьма, численное кружево, вышивка шерстяными нитями;
Понёва с прошвой: ткань шерстяная, домотканая, кумач, аппликация, шелковые ленты, золотое шитьё, стеклянные бусы, пуговицы, шерстяная бахрома, металлические бубенцы;
Пояс: шерсть, плетение;
Душегрейка - плечевая одежда;
Кокошник /кокош- курица/- головной убор.
М.р.: - Чем отличается праздничный костюм от повседневного?
- Какой цвет преобладает, доминирует в костюмах? Почему?
- В ваших домах есть такая одежда?
- Когда и где мы сейчас можем увидеть её?
Затем дети рассматривают головные уборы.
М.р.: Одежда имела большое значение в жизни людей. Она не только защищала от жары и от холода, но и оберегала человека от дурного взгляда. Особенно тщательно оберегала себя женщина. Широкая одежда скрывала от посторонних глаз её фигуру. Её наряд украшался оберегами- тесьмой, лентами, вышивкой, бусами, оборками, полосками, аппликацией. Волосы всегда были спрятаны под головным убором. Особенно тщательно скрывались от чужих глаз волосы женщины.
- На что похожи головные уборы женшин?
- В вашей одежде есть обереги? Какие?
Найдите их друг у друга.
Предлагается детям рассмотреть образцы кукольной и детской одежды.
Вопросы для общения:
- Как выглядела обувь?
- Почему ходили в лаптях? Какие они по форме? Что напоминают?
- Как человек сейчас использует лапти?
М.р. рассказывает о том, что обувь делали удобную, широкую, без острых углов, чтобы человек на землю наступал мягко, не ранил её при ходьбе, не обижал. Каблуки были только у жителей городов, потому что там были дороги, мощёные камнем.
Итог занятия:
Культура каждого народа создаёт свой образ жизни, жилища, одежды, которые тесно связаны с природой, с условиями существования человека, со способами выживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-374480-1388666722.jpg)
НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»
НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-427508-1396025143.jpg)
Конспект НОД в рамках тематической недели "Пернатые наши друзья"
План - конспект НОД "Долгожданная встреча"...
Проект тематической выставки: «Наши лучшие друзья – домашние тапочки»
Цель проекта: активизация творческого потенциала родителей и детей.Задачи проекта:· Раскрыть творческие способности родителей.·...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-681520-1638288806.jpg)
План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо
План конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-847870-1480773785.gif)
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Наши верные друзья» (Домашние животные и птицы))
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели "Наши верные друзья"Тема: "Коровка Буренка"Цель: создание социальной си...
Тематическая неделя "Наши пернатые друзья" во 2-ой младшей группе
Мало научить ребенка есть самостоятельно, пить, играть, разговаривать. Важно также привить бережное отношение к окружающему....