"Животные леса" Рассказывание с использованием мнемотаблиц.
план-конспект занятия (средняя группа)

Лариса Николаевна Коробейникова

Составление рассказов с использованием мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_dikie_zhivotnye18_god.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Животные леса» с использованием мнемотаблиц.

Тема: «Животные леса» (с использованием мнемотаблиц).                                                 Цель: развивать связную речь через обучение рассказыванию                                      при помощи мнемотаблиц.                                                                                                       Задачи:                                                                                                 Образовательные:                                                                                                             - формировать умение составлять простые предложения, впоследствии рассказ, используя мнемотаблицы;                                                                                     - обобщать имеющиеся у детей представления о лесе и его обитателях     (зайце, медведе, белке);                                                                                                                             - закреплять знания детей о профессиях – «писатель», «художник», «иллюстратор»;                                                                                                                        - расширять и активизировать словарь (иллюстратор).                                       Развивающие:                                                                                                   Развивать:                                                                                                                   - речевую активность, связную речь;                                                                                           - зрительное внимание, мышление, слуховую и зрительную память;                                - обогащать представления детей об особенностях разных видов изобразительной деятельности (лепка, аппликация ватой)     Воспитательные:                                                                                                                      - формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.                                        Словарь: писатель, художник, иллюстратор, нора, берлога, дупло.                                                            Материал: Стулья по количеству детей, на спинках которых приклеены круги разного цвета (красные, жёлтые, зелёные, синий) Четыре                           комплекта пазлов из четырёх деталей («медведь», «заяц», «волк»,                       «белка», такие же, но целиковые картинки у воспитателя.                                         Карточки для составления мнемотаблиц, колокольчик.                                                                                                 Предварительная работа: беседы о диких животных, наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме и весне, подбор имен прилагательных; работа с мнемотаблицами, чтение стихов, рассказов , дидактические игры: «Дикие животные», «Ассоциации», «Вопросы и ответы», «Добавь словечко»; рисование, лепка, аппликация на  тематику о диких животных, подвижные игры, хороводы, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия:                                                                                                                       Организационный момент.                                                                                      Коммуникативная игра “3дравствуйте”.                                                                                    - Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).                      - Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).                                                               - Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)                                                                                                                                           - Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).                                            - Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).                                                   - Здравствуйте, все! (протягивают руки вперед).                                                                      - Здравствуйте!                                                                                                    Мотивация.                                                                                                                           Стух в дверь. Входит воспитатель младшей группы, ведет ребенка за руку.                                                                                                                              - Здравствуйте, ребята, можно к вам в гости? У нас из книги пропало несколько страниц, и мы не можем её прочитать. У книги даже нет названия. Помогите книгу сделать! (остались кабан, лиса, ёж, бобр, лось).                                                                                                                                                                                                                     - Хорошо, ребята? Ну ладно, не буду вам мешать, занимайтесь, до свидания!                                                                                                                                               - Ребята, вместе поможем малышам? Сделаем своими руками эти страницы. Мы ведь должны помогать младшим, заботиться о них. Ребята, как вы думаете, мы сможем? (да).                                                                           Основная часть.                                                                                                                         - Я предлагаю вам побыть писателями и художниками.                                                                                          - Как называются картинки в книге? (иллюстрации).                                                     - Как называются люди, которые рисуют иллюстрации? (художники-иллюстраторы). Спросить 2-3 детей и ответы хором.                                             - А что делают писатели?                                                                                                                - Пишут рассказы, сказки, стихи.                                                                                         - Вы уже взрослые, и сегодня мы с вами сами придумаем рассказы и сделаем, издадим страницы для книги.                                                                                                          - Для начала нужно определиться о чём эта книга, на какую же тему будет наш рассказ. Рассмотрим книгу и решим каких страниц не хватает?                            - Посмотрите и подумайте, что общего у этих картинок?                                                                  - Значит, рассказ у нас будет о диких животных. А где живут дикие животные? А о чем именно будет наш рассказ – нам подскажет лес. (Звенит колокольчик, дети отправляются в лес под звуки леса).                                                                                                        Беседа в  лесу.                                                                                                                - Как надо вести себя в лесу?                                                                                                    - Не шуметь, не кричать.                                                                                                                     - А почему?                                                                                                                                        - Чтобы не потревожить лесных жителей.                                                                             - Каких зверей мы можем встретить в лесу? (зайца, лису, волка, белку). Как называем мы этих животных? (дикие).                                                                                                                        -Ребята, а если дикие животные, то они опасные? (да) Поэтому к ним лучше не приближаться.                                                                                                     Послушайте загадки:                                                                                                         1. В берлоге спит зимой                                                                                                    Под большущею сосной.                                                                                                         А когда придет весна,                                                                                                 Просыпается от сна. (медведь).                                                                                2. Лежала между елками                                                                                      Подушечка с иголками                                                                                          Тихонечко лежала                                                                                                         Потом вдруг убежала. (ежик).                                                                                               3. Что за зверь зимой холодной                                                                                               Ходит по лесу голодный?                                                                                                    На собаку он похож                                                                                                                      Что ни зуб – то острый нож!                                                                                                Он бежит, оскалив пасть,                                                                                                      На овцу готов напасть».                                                                                              (Волк)                                                                                                                            4.«Хожу в пушистой шубе,                                                                                                 Живу в густом лесу,                                                                                                              В дупле на старом дубе                                                                                                 Орешки я грызу» (Белка)                                                                                                          Игра «Назови какой».                                                                                                  Медведь (толстопятый, косолапый, косматый, сильный, огромный, лохматый, неповоротливый, крупный, неуклюжий, мощный).                                                        Заяц (легкий, юркий, проворный, ловкий, быстрый, длинноухий, косой, трусливый, пушистый).                                                                                                          Волк (хмурый, хищный, злой, голодный, одинокий, выносливый).                                   Белка (юркая, прыткая, изящная, грациозная, быстрая, шустрая, хозяйственная, запасливая, хлопотливая).                                                                                                               Лиса (быстрая, хитрая, проворная, вороватая, красивая, плутоватая).                               -Молодцы ребята!                                                                                                                  Физкультминутка.                                                                                                                     Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку).                                                                      Мишки ягоды искали. (ставим одну руку на бочок – это «корзинка)                          Вот так, вот так                                                                                                                     Мишки ягодки искали.                                                                                                     Сладку ягодку малинку (собираем ягоды и складываем в корзинку) Положили всю в корзинку                                                                                                 Вот так, вот так.                                                                                                      Положили всю в корзинку.                                                                                               Как малинкой угостились, (гладим себя по животику).                                                        Все на травке развалились.                                                                                                 Вот так, вот так.                                                                                                                  Все на травке развалились.                                                                                                           А потом плясали Мишки (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх).                                                                                                                                      Лапки кверху поднимали                                                                                                 Вот так, вот так.                                                                                                                                      - Ну что ж не будем мешать животным и птичкам и отправимся обратно к себе в группу. (Звенит колокольчик, дети возвращаются в группу)                                        А теперь присядем на стульчики.                                                                                               - Сейчас мы придумаем рассказ, а помогут нам в этом карточки-схемы.            Составление рассказа по мнемосхемам.                                                                                   - Сначала мы должны дать название нашему рассказу.                                                         - Кто это? (дикие животные или животные леса).                                                                                       Название готово. (Спрашиваю несколько детей).                                                                                                                                          - Составляем первое предложение.                                                                                                        -1 карточка. - Кто это? (заяц)                                                                                                   -2 карточка. -Что это? (зубы). Что делает заяц зубами? (грызет)                                                          -3 карточка. - Что это? (кора дерева, веточка).                                                                                         - Какое предложение получается? (Заяц грызет кору деревьев).                                        - Как еще можно составить предложение с этими карточками? (Меняем местами карточки).                                                                                                                - Что получилось? (Грызет заяц кору деревьев)                                                               - Меняем еще раз. Какое предложение получается?                                                        (Кору деревьев грызет заяц).                                                                                                           Итак, первая страница к книге готова                                                                                         - Составляем второй рассказ, уже потруднее.                                                                                             - 1 карточка - кто это? (медведь).                                                                                                       - 2 карточка - что это? (Дом зачёркнут и рядом много деревьев).                          Значит, что медведь не домашнее животное, а дикое и живёт в лесу.                                                 - 3 карточка - части тела (голова,4 лапы, маленький хвост)                                                                                                     - 4 карточка - чем покрыто тело (длинной ,лохматой шерстью, коричневого цвета)                                                                                                                                                            - 5  карточка - что любит медведь (мёд. малину, рыбу)                                                            - 6 карточка  -что это ? (берлога). Значит, где медведь спит? (в берлоге). Читаем весь рассказ (Это медведь. Медведь дикое животное, живёт в лесу. У медведя есть голова,  четыре лапы и маленький хвост. У медведя коричневая шерсть. Он любит мёд, малину, рыбу. И зимой спит в берлоге).                                                                                                                                           - А теперь я меняю слова местами. (Спрашиваю двое детей).                                                                                            И так второй рассказ для книги готов!                                                                      - Составляем третий рассказ.                                                                                               -1 карточка. – Кто это? (волк)                                                                                               -2 карточка. – Какое это животное? (дикое).                                                                             -3 карточка - Части тела (голова, туловище, длинный хвост, четыре лапы, зубы). Что делает зубами волк? (грызёт, ищет добычу).                                                                                                                                    - 4 карточка. - Чем покрыто тело волка? (серой, лохматой шерстью).                                  - 5 карточка. - Как называют маму, папу и детёнышей волка?(волчица, волк, волчата).                                                                                                                                – 6 карточка. - Где живёт? (в норе).                                                                                                                                                                               - Значит, какой рассказ получился? (Это волк. Волк дикое животное. У волка есть голова, туловище и четыре лапы. Тело волка покрыто длинной, серой шерстью. У волка острые зубы. Волки живут стаями волк, волчица, волчата. И живут они в норе).                                                                                                           (Спрашиваю двух детей).                                                                                         - Вот мы с вами и придумали ещё рассказ, как настоящие писатели.                                              -Составляем четвёртый рассказ                                                                                                                              - 1 карточка - Кто это? (белка).                                                                                                  - 2 карточка-Какое животное? (дикое)                                                                                    - 3 карточка -Части тела?(Голова, а на ней ушки с кисточками, туловище, четыре лапки и длинный, пушистый хвост. Шерсть рыжего цвета).                                                                                                                                  - 4 карточка - Враги белки - охотники, куницы.                                                                         - 5 карточка - Какая польза от белки? (нас радует).                                                                         - 6 карточка - Где живёт? (на деревьях, в дупле).                                                                  Соединяем страницы в новой книге.                                                                                                        Заключительная часть.                                                                                    Рефлексия.                                                                                                                                           - Ребята, посмотрите, у нас получилась книга? Как вы думаете, она понравится малышам? А что мы придумали? (рассказы). А для кого мы сделали эту книгу и написали рассказ? (для малышей). Да, мы сегодня сделали очень доброе дело, поступили, как настоящие друзья, и теперь я предлагаю вам пойти к малышам и подарить эту книгу, но прежде попрощаться с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц".

Использование  мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц....

Конспект НОД для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц». (Образователь...

«Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц».

Данное занятие учит детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план - схему;продолжать учить связной речи;активизировать словарь по теме;развивать память, словесно ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Составление описания животных по картинке с использованием мнемотаблицы»

Тема: Составление описания Щенка по картинке с использованием мнемотаблицы.Задачи:связная речь: учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, давать ему оценку;словар...

«Составление описания животных по картинке с использованием мнемотаблицы»

1. Связная речь: развивать умение составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, давать ему оценку;2. Словарь и грамматика: развивать умение составлять сложноподчинённые пре...