Игра в ДОУ
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Критерии игры «Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком» ( Д.Б.Эльконин ) «Основа игры- создание мнимых ситуаций» ( Л.С.Выготский ) Непродуктивный вид деятельности Мотив игры заключен не в результатах деятельности, а в самом процессе игры «Игра- это отражение социальных отношений между людьми» ( Д.Б.Эльконин ) Насыщенность игры естественными яркими, положительными эмоциями Связь игры с развитием воображения Двухпозиционность игровой деятельности. Это означает, что играющий может одновременно находиться как в игре (внутри нее), так и вне игры. ( Е.Е.Кравцова )
Игра по ФГОС ДО Один из основных принципов: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. (4)) 2 . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы в раннем возрасте (1 год - 3 года) - … игры с составными и динамическими игрушками; для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…» (2.7.) 3 . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых: «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; … поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» (3.2.5. (2, 4) )
Игра по ФГОС ДО 4 . Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования » Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре , общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре ; ребёнок владеет разными формами и видами игры , социальным нормам .(4.6.) Основное условие развития ребенка через игровую деятельность … для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть . Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту » (Смирнова Е.О)
Игра и игровые формы Игра как деятельность Игра как форма организации жизнедеятельности самостоятельность инициативность ребенка Опосредованное внесение взрослым содержания в соответствии с задачами формирования игры как деятельности самостоятельность инициативность ребенка направляющая роль взрослого, контроль, оценка, коррекция принадлежат и педагогу и ребенку позитивные эмоции, мотивация от процесса, не имеет четко обозначенного результата, Позитивные эмоции мотивация достижения, результат- развитие познавательных способностей личностных достижений детей; Спонтанность, креативность, непредсказуемость Креативность, открытие ребенком неоднозначных способов решения проблем
Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Л.С.Выготского – Е.Е.Кравцовой Вид игры Способы задания воображаемой ситуации Режиссерская Соединение предметов по смыслу Образно-ролевая Образ Сюжетно-ролевая Две взаимно дополнительные роли Игра с правилами Правило Режиссерская Соединение предметов по смыслу
Условия формирования игры Проблемы руководства играми детей навязывание детям сюжетов игр по чужим сценариям; воспитатели ДОО не желают, не умеют играть, управлять своей игрой; при выборе методов, приемов руководства игрой не учитывают закономерности ее развития у детей. Игровая компетентность педагога: создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды; деликатное, тонкое руководство играми детей, чтобы они чувствовали себя субъектами игры; создание педагогами препятствий, проблем, чтобы дети их преодолевали; способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней.
Условия формирования игры В модели образовательного процесса должно быть: наличие специального времени для игры; возможность свободного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками. Адекватная предметно-пространственная среда (в соответствии с требованиями ФГОС ДО): насыщенность среды; трансформируемость игрового пространства; полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм); доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все элементы игрового пространства; вариативность среды (наличие микропространств для разных видов игр); безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья).
Проблемы планирования игровой деятельности детей планируется тематика игр детей (игровая деятельность), которая не связана с работой воспитателя по ознакомлению воспитанников с окружающим; отсутствует система в календарном планировании: не планируются задачи на обогащение содержательной стороны игры, обогащения игрового опыта, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие личностных качеств детей; не реализуется в календарном планировании принцип индивидуального подхода; не вносятся коррективы в планирование воспитателем педагогической деятельности, исходя из результатов диагностики игр детей; не прослеживается динамика в календарных планах в части усложнения задач по обогащению игрового опыта как отдельных детей и группы детей в целом.
Основные требования к календарному планированию воспитателем педагогической деятельности по развитию игры и ребенка в ней В календарном плане планируется деятельность воспитателя, а не деятельность детей. Планируются задачи руководства игрой и методические приемы, направленные на реализацию этих задач. Планируемые задачи направлены на обогащение содержательной стороны игр детей, формирование у них предметных и ролевых способов решения игровых задач, развития положительных взаимоотношений между детьми, самостоятельности творчества . Примерные варианты планируемых задач Обогащение игрового опыта Побуждать Колю, Ваню, Таню использовать обобщенные действия с игрушками в играх. Побуждать … самостоятельно использовать предметы- заместители для игр, изображенные на плоскости ( на столе) Побуждать … вариативно использовать в играх знакомые предметы в качестве заместителей.
Программные задачи развития игровой деятельности Ранний возраст Развивать игровой опыт каждого ребенка Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности Поддерживать первые творческие проявления детей Воспитывать стремление к игровому общению со сверстника ми Результаты развития игровой деятельности к 3-м годам Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью Игровые действия разнообразны Ребенок принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие
Программные задачи развития игровой деятельности Вторая младшая группа Развивать игровой опыт каждого ребенка Поддерживать новые возможности игрового отражения мира Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками Результаты развития игровой деятельности к 4-м годам Ребенок отражает в играх разные сюжеты Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками
Программные задачи развития игровой деятельности Средняя группа Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях) Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия Результаты развития игровой деятельности к 5-ти годам 1 . В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры 2. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками 3. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей 4. Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей 5. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами 6. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр. 7. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу 8. Доброжелателен в общении с партнерами по игре
Программные задачи развития игровой деятельности Старшая группа Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения : сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем – внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), в последствии – через сложение новых творческих сюжетов Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровой обстановки Ребенок заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами. В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по разному. Для детей-сочинителей наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровых событий преобладает над их практической реализацией через выполнение игровых действий. Для детей-исполнителей наиболее интересен процесс создания игровых образов в с/р игре, управления персонажами в режиссерской игре. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей-практиков интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной деятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел. Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами Результаты развития игровой деятельности к 6-ти годам
Программные задачи развития игровой деятельности Подготовительная к школе группа 1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру 2. Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но самостоятельно создавать новые правила Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр Результаты развития игровой деятельности к 7-ти годам Ребенок проявляет интерес к различным видам игр. Выражает индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности Способен согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-разному. Детям сочинителям наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла. Дети-исполнители, артисты проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные средства – мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Детям-практикам интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-569713-1423401113.jpg)
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/06/picture-935061-1499335062.jpg)
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1495142-1702207944.jpg)
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...