НОД по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Город мастеров».
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов. Задачи Образовательные: Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями. Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. Развивающие: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству. Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров. Воспитывать интерес к посещению музея. Словарная работа:

народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных

промыслов, анализ, подведение итогов. Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, ватман, клей, ножницы, цветные карандаши.

Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, изобразительная деятельность по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.

Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.

Богата и привольна Родина моя И промыслом народным славится она. Есть Тула, Гжель и Суздаль И Павловский Посад, Загорская матрешка, И хохломской наряд. По всей России-матушке, Куда не бросишь взгляд, Народные умельцы С любовью мастерят

Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Дети: «Мастер на все руки».

Воспитатель: Правильно. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы. (подходим к выставке)

Что за чудо, что за диво,

Сколько радости вокруг!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Помогите мне, ребята, рассказать мне про изделия русских мастеров. Но в начале послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Откуда товар такой?

Дети: Хохлома (воспитатель показывает детям изделия с хохломской росписью).

Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома

Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.

Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.

Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?

Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.

На дощечке коль девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

Дети: Городец (воспитатель показывает детям изделия с городецкой росписью).

Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда

очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.

Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.

Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?

Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.

Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.

Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – неба синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели (воспитатель показывает детям изделия с гжельской росписью).

Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети: Синий, голубой, белой.

Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: Розы, травки, завитки, точки, полоски.

Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.

Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

Дети: Дымка. (воспитатель демонстрирует дымковские игрушки).

Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить свои игрушки ярко, нарядно. Потом вырежем их и приклеим на ватман.

(дети раскрашивают заранее приготовленные заготовки игрушек, вырезают и приклеивают на ватман, получается коллективная работа)

А сейчас, чтобы ручки не ленились

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять!

Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит .(покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).

Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми

Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу!

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Вам понравилось ребята?

Дети: Да! Было интересно и весело!

Используемая литература:

Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»; В. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор»; Журнал «Дошколёнок» №1 2013 «Народные промыслы»; О. Князева и М. Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной културе»; Т. Шпиколова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»; В. Вишневская «Хохлома»; Н. Корчаковская «Комплексные занятия развития творческих способностей дошкольников».

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация в старшей группе "Город мастеров"

Промысел городецких мастеров многообразен  в современных изделиях быта - сувенирах, мебели, посуде, игрушках и прочих предметах обихода....

Программа кружка художественно - продуктивной деятельности в старшей группе "Город мастеров"

Программа кружка художественно - продуктивной деятельности   в старшей группе "Город мастеров"...

Итоговое занятие по рисованию в старшей группе "Город мастеров"

Итоговое занятие по рисованию в старшей группе "Город мастеров"...

Сценарный конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе «Город Мастеров»

                             Создание условий для обобщения знаний детей о разнообразии  профессий посредством оз...

Проект в старшей группе "Город мастеров (народные игрушки и промыслы)

Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно воспр...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Город мастеров"

Конспект занятия по рисованию "Город мастеров"Цель: Формировать у детей знания о народно-прикладном искусстве в России.Задачи:- продолжать знакомить детей с творчеством русского народного ху...