Консультация для родителей "«Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление»"
консультация (подготовительная группа)

Цветова Светлана Евгеньевна

К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление

К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общении детей это:

— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);

— трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);

— трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

Первая группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи. Они достаточно полно и глубоко представлены в специальной литературе. Каждый вид дефекта накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в коррекционной работе по исправлению речи. Вместе с тем у всех детей с дефектами развития различной этиологии много общего, что их сближает и делает похожими. У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.

Развитие навыков общения у детей с ограниченными возможностями можно сравнивать с замкнутым порочным кругом: из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса и других причин сужаются социальные и речевые контакты, а это, в свою очередь, лишает их возможности более эффективно общаться, развивать речь и вырабатывать необходимые навыки речевого общения.

Вторая группа причин, обуславливающих трудности в общении детей с ограниченными возможностями, составляют социальные факторы. Непоправимый ущерб развитию ребенка наносит социальная изоляция. Часто родители, убитые горем, что у них родился ребенок с дефектом, недостаточно с ним общаются, вследствие чего он не получает необходимой ласки и родительского тепла. Боясь, что над ним будут смеяться их сверстники и осудят окружающие люди, таких детей изолируют от взаимодействия с ними, лишая тем самым необходимой для ребенка речевой практики и практики межличностных отношений.

Другой крайностью, отражающейся на дефиците общения детей, может стать злоупотребление негативной оценкой поведения ребенка. Используя в воспитательной практике методы поощрения и наказания и не найдя альтернативной оценки негативным моментам в поведении ребенка, родители и воспитатели часто с ним разговаривают раздраженно, отрицательную оценку отдельных поступков переносят на личность в целом.

Известно, что на поведение человека в обществе существенно влияют его мысли и представления о себе, своем внешнем виде, своих способностях, возможностях, ошибках и не удачах. Например, Представив себе, что мы при встрече с другими людьми скучны и нерешительны, вызываем у них неприязнь, мы тем самым заранее планируем и предопределяем исход этой встречи. Такая негативная установка блокирует все механизмы мышления и уводит от напряженного поиска решения любой задачи. Напротив, если человек надеется на успех, то его усилия по достижению цели отличаются большей решительностью и настойчивостью. Возникающие при этом положительные мысли побуждают к более энергичному поиску эффективных путей к достижению цели. Чем чаще к нам приходят негативные мысли, тем мы хуже себя чувствуем, склонны думать больше о плохом. Позитивные же мысли заставляют нас вести себя более рассудительно и уверенно.

Что же касается детей, то они, осознав свою неполноценность, подкрепленную негативными высказываниями окружающих, очень остро реагируют на возникшие ситуации, поддающиеся внушению извне. Дети, родители которых постоянно ругают и унижают, со временем начинают верить в то, что в гневе говорят отец и мать, тем самым ребенку искусственно навязывается эмоциональное неблагополучие.

К третьей группе можно отнести трудности, зависящие от индивидуально-типологических особенностей. Так, если ребенку свойственны такие черты, как раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, излишняя чувствительность, плаксивость, негативные привычки, дурные манеры поведения, неопрятность, слабый самоконтроль-все это может привести к существенным трудностям в установлении межличностных контактов.

Барьером в общении может стать также наличие ярко выраженных темпераментов. Медлительным детям трудно с теми кто активен, непоседлив, у кого быстрые реакции, и наоборот, дети подвижные испытывают затруднения в общении с медлительными детьми.

Названные трудности имеют не только определенные различия, но в них содержится много общего, что сближает их. Наличие у ребенка тех или иных дефектов любой этиологии является одним из главных предпосылок возникновения психических состояний, проявляющихся в неадекватной пассивности, препятствующих выполнению тех или иных действий. Данное состояние обозначается в психологии термином «психологический барьер».

Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, связанных с выполнением той или иной задачи и проявляющийся в виде стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки и др. В социальном поведении психологические барьеры представлены барьерами общения, которые мешают ребенку установить нормальные контакты в межличностном взаимодействии.

К числу наиболее распространенных затруднений, возникающих при общении детей с ОВЗ, можно отнести:

1. Взаимное непонимание партнеров по общению или смысловой барьер.

2. Барьер стыда проявляется как чувство неловкости за себя, Дети имеющие тот или иной дефект, постепенно начинают все больше осознавать свою неполноценность, особенно если над ним еще подшучивают.

3. Барьер страха. Дети могут боятся появления новых людей и встречи с ними, темных помещений, домашних животных, бытовой техники и. т. д.

4. Барьер страдания может возникнуть у ребенка, например в случае разлучения с матерью и семьей. Данное затруднение в общении часто возникает у детей, которых помещают на обучение в специализированные учреждения.

5. Барьер вины возникает тогда, когда ребенка постоянно обвиняют в том, что он неправильно себя ведет, что он неуклюж, не выполняет указаний взрослого, что он не умеет играть со сверстниками, что он неисправимый ребенок и др.

6. Барьер превосходства. Проявляется в том, что отдельные сверстники, и взрослые неуважительно, с чувством превосходства относятся к детям, имеющим дефекты развития, навешивая на них различные негативные ярлыки, типа: ничтожный, ленивый, тупой, бестолковый, уродливый и многие другие.

Преодоление трудностей в общении ребенка является важнейшей задачей социальной реабилитации, но чтобы успешно решить эту задачу, требуется немало времени и усилий как специалистов по социальной реабилитации, педагогов так и самих детей.

 Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми.

А так же огромную роль в успешном преодолении трудностей социализации детей играют их собственные родители. Их отношение к дефекту своего ребенка, реакции окружающих людей на данный дефект или на неадекватное поведение ребенка. Важно отсутствие стыдливости и неловкости, по максимуму включать ребенка в «живую» жизнь

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Детский сад № 11 «Умка»

Консультация для родителей

«Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление»

Подготовил;

Воспитатель/ассистент

Цветова С.Е.



Предварительный просмотр:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Для развития детей с ОВЗ необходимо обогащать теорию и практику воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы воспитания, включая окружающий его мир. Сочетание разных нетрадиционных форм оздоровительной работы и стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Для организации работы по формированию здоровья ребенка с ОВЗ,  применяют следующие нетрадиционные формы:

  • динамические паузы – во время занятий, от 2 до 5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия; гимнастику для глаз – ежедневно по 3 – 5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки; дыхательную гимнастику – в различных формах физкультурно – оздоровительной работы
  • музыкальное воздействие - используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
  • самомассаж, массаж и пальчиковую гимнастику (Зондовый массаж правого (у правшей) и левого (у левшей) предплечья проводит специалист. Тактильно-кинестетическая стимуляция и Су-Джок терапия. Упражнения мелкой моторики рук. Игры с палочками, восьмигранными карандашами, бирюльки. Рисование по крупе, песку. Катание грецких орехов, камней в ладошках. Игры с использованием прищепок. Игры с использованием сухого бассейна (пробки, крупа). Мячи массажные.) - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени; способ стимуляции коры головного мозга для развития речевых возможностей ребенка с ОВЗ. Она содействует снижению его двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание.
  • релаксацию – в любом помещении, в зависимости от психического состояния детей и целей. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;
  • Рисование на песке, стекле, воде способствует развитию воображения и мышления, а также дает возможность ребенку с ОВЗ почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества
  • пескотерапию - игра с песком, как способ развития ребенка; стабилизирует эмоциональное состояние, учит прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Проигрывая ситуации, взволновавшие ребенка с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
  • акватерапию – рисование на воде дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником; отлично развивает у детей воображение и мышление.
  • имаготерапию (театрализацию). Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию. Это самый короткий путь эмоциональной раскованности ребенка и снятий зажатости, следовательно, укрепления здоровья - путь через игру, фантазию и сочинительство. Используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения; Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения для детей всегда имеют нравственную направленность «дружба, доброта, честность, смелость». Используются следующие виды театра (пальчиковый, шагающий, кукольный, настольный, ростовой театры, театр-матрешка).
  • хромотерапию  терапевтическое воздействие цвета на организм снимает напряжение и повышает эмоциональный настрой ребенка; формирует активное творческое мышление у детей, особенно в возрасте от 3 до 12 лет.

Таким образом, мы с вами видим, что организованная развивающая среда стимулирует развитие и саморазвитие каждого включённого в неё ребенка, создаёт условия для личностного и творческого развития.

Считаю материал данной статьи очень полезным, и обязательно советую применить несколько из представленных форм оздоровительной работы с вашим ребенком.


Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Детский сад № 11 «Умка»

Консультация для педагогов

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Подготовил;

Воспитатель/ассистент

Цветова С.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ограниченными возможностями здоровья: психологическая помощь семье в преодолении стресса

В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  рассмотрены основные направления психологической помощи....

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА

В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  рассмотрены основные направления психологической помощи....

Консультация для педагогов "Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...

Консультация для воспитателей «Особенности физических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для воспитателей  «Особенности физических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»...