Кукольный театр Би-Ба-Бо к сказке "Рукавичка"
консультация (средняя группа)

Берёзкина Татьяна Петровна

Современных детей трудно отвлечь от телевизора, компьютера, телефона. Я предлагаю создать дома свой маленький кукольный театр, чтобы развить в ребенке творческие способности, а так же навыки коммуникации. В предложенном материале вы найдёте не только подробное описание изготовления кукол, но и немного окунётесь в историю создания театра Би-Ба-Бо, а так же познакомитесь с правилами работы с куклами, получите несколько советов по развитию воображения у ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr_rukavichka.docx427.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Островок»

«Кукольный театр Би-Ба-Бо к сказке «Руковичка»»

Автор: Березкина Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования

Красноярский край Туруханский район п. Бор

2021 г.

        Современных детей сложно отвлечь от телевизора, компьютера и телефона. Родителям приходится придумывать все более изощренные способы и захватывающие игры, чтобы заинтересовать ребенка и с пользой провести время вместе.

Я предлагаю создать дома свой маленький кукольный театр, чтобы развить в ребенке творческие способности, а также навыки коммуникации. Кукольный театр – идеальный способ, чтобы разбудить воображение и побороть стеснительность. Дети получают колоссальное удовольствие, наблюдая за тем, как куклы оживают, и охотно включаются в процесс игры. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных персонажей.

Немного истории

        Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

        Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землей, в воде живут разные боги, злые и добрые духи. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, возили на колесницах, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища все больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, чертях, ангелов, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

Театром кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупатццы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки.

Петрушка – любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти. В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь (городовой). Сюжеты были самыми обычными, например, Петрушка женится или покупает лошадь. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом его расправы были достаточно жесткими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала «небесная кара».

Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924г. не обрел, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ К СКАЗКЕ «РУКАВИЧКА»

Чтобы начать играть в кукольный театр, вам совсем не обязательно бежать в магазин за дорогими куклами. Попробуйте сделать их сами. Предлагаемые нами куклы совсем простые, в виде рукавички: голова, ручки и тельце составляют единое целое. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Вам понадобятся: драп или флис, искусственный мех, фетр, бусины для носа, готовые глаза или кусочки картона или кожи для изготовления глаз, небольшой кусочек синтепона.

Процесс изготовления состоит из нескольких этапов: подбор материала, раскрой деталей, прошивание, сборка. Парные детали выкраиваются в зеркальном отображении (обвели на ткани, перевернули деталь на другую сторону и еще раз обвели). Если игрушка будет изготавливаться при помощи швейной машины, то необходимо при раскрое сделать припуски на швы. Прошиваются детали «петельным швом» или швом «через край». Сборка выполняется «потайным швом». Постарайтесь сделать так, чтобы у персонажа получился характер.

Шов «через край»

Картинки по запросу петельный шов картинка

Шов «петельный»

Шов «потайной»

ЛИСА и ВОЛК

Выкроить детали. Мордочка, ушки, кончик хвоста, грудка светлые ( у волка морда такая же как у лисы, только темного цвета). Швом «через край» пришить ушки, грудку. На мордочке соединить точки «Г» и с изнаночной стороны, прошить отрезок «В Г». Вывернуть, набить мордочку синтепоном, потайным швом пришить к голове. Петельным швом сшить переднюю и заднюю части игрушки. Сшить детали хвоста лисы, набить немного синтепоном. Кончик хвоста сшить аналогично мордочке, соединив точки Д, надеть на хвост и пришить. Хвост волка шьется иначе. Ткань сложить пополам в длину. Со стороны сгиба сделать надрезы, скрутить хвост, повернув его несколько раз вокруг точки О. Соединить точки О, сшить и пришить к туловищу. Оформить игрушку, пришив к мордочке нос и глазки.

МЕДВЕДЬ, МЫШКА, ЗАЯЦ и СОБАКА

Выкроить детали. Мордочка, ушки, ладошки, животик светлые. Уши зайца и собаки выкраиваются отдельно от туловища, 2 детали основного цвета и две светлого, сшиваются попарно петельным швом. Швом «через край» пришить детали (мордочка, ушки, ладошки, животик) на места обозначенные пунктиром, собаке пришить пятна. Петельным швом сшить переднюю и заднюю части игрушки. У зайца и собаки потайным швом пришить уши. Сшить хвост собаки, оставив незашитым отрезок «П Р», набить слега синтепоном. Потайным швом пришить хвост. Оформить игрушку, пришив  к мордочке нос и приклеив глазки.

КАБАН

Выкроить детали, два уха и передняя часть пятака светлые, копыта черные. Попарно сшить уши, сшить пятак. Сшить морду, оставив незашитым отрезок «З И», немного набить её синтепоном и потайным швом пришить к голове. Потайным швом пришить к мордочке пятак. По линии «М Н» с изнаночной стороны пришить копыта. Петельным швом сшить переднюю и заднюю детали. На отрезке «Е Ж» потайным швом пришить уши таким образом, чтобы они свисали над мордочкой. Оформить игрушку, пришив к мордочке нос и приклеив челку и глазки.

ДЕД и ЛЯГУШКА

Выкроить детали. У деда лицо, рубашка и штаны выкраиваются отдельно. У лягушки лапы и воротничок светлого цвета. Лягушке, в месте пунктира, швом «через край» пришиваем воротничок. Красными нитками вышиваем рот. С изнаночной стороны петельным швом сшиваем детали деда (к штанам рубашку, к рубашке голову). На отрезках «У Ф» пришить ладошки, «С Т» пришить лапы. Петельным швом сшить переднюю и заднюю детали. Приклеить деду бороду, волосы, пришить тесьму вокруг шеи и ладошек, повязать кушачок. Пришить нос и приклеить глаза.

Сказка «Рукавичка»

        Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка. А ты кто?

- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!

- Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?

- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

- Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

- Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?

- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

- Тебе и не влезть!

- Как-нибудь влезу, пустите!

- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?

- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

- Да как-нибудь!

- Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

- Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Правила работы с куклами би-ба-бо

Если куклу провести по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Чтобы показать, что кукла идет, надо ритмично продвигать ее вперед с очень незначительными подскоками или покачиваниями из стороны в сторону. При беге эти движения делаются чаще и более резко. Девочка может идти вприпрыжку. Старик ритмично наклоняет согнутый корпус вперед.

Кукла должна выходить не сразу, как из-под земли, а постепенно: сначала появляется ее голова, затем плечи, грудь и только при приближении она показывается немного выше колен. На этом уровне кукла должна быть все время, т.е. не опускаться и не подниматься. Уходя с ширмы, кукла должна не проваливаться вниз сразу, а удаляться постепенно в глубину ширмы и так же постепенно опускаться.

Посадить куклу можно двумя способами. Если у куклы есть ноги, надо повернуть ее лицом к зрителям, перекинуть ноги через ширму и немного опустить куклу. Если у куклы нет ног, надо поставить ее к зрителям в профиль, немного опустить и свободной рукой снизу расправить ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги.

Если кукла должна лечь, сначала ее сажают, а потом кладут голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут спиной к зрителям, чтобы они не видели открытых глаз.

Если на сцену выходят две куклы сразу, то кукол выводят с разных сторон ширмы. Тот, у кого кукла на правой руке, встает с правой стороны ширмы, у кого на левой руке – с левой стороны.

Кукла, которая говорит, слегка двигается или немного жестикулирует. Кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящего.

Все предметы, находящиеся на ширме, должны быть обыграны. Если ставят дерево, куст, пенек, то за дерево или куст кукла может спрятаться, поискать грибы; на пенек – сесть и т.д., в зависимости от текста. Не надо загромождать ширму ненужными вещами, которые в спектакле не будут использованы. Декорации, реквизит и бутафория обычно по размеру не пропорциональны куклам, их делают немного больше самих кукол.

По возможности все оформление и отдельные мелкие вещи делают объемными или полу объёмными.

Развиваем воображение

  • Создавая куклы, делайте им разные выражения лица. Одна кукла пусть будет счастливой, другая – грустной, третья – сердитой. Задача ребенка будет объяснить настроение персонажа, придумать ему соответствующую историю.
  • У каждой куклы должен быть свой собственный голос, соответствующий характеру. Потренируйтесь с детьми, как можно менять голос и интонации.
  • Пусть каждый член вашей семьи напишет на листочках по несколько слов – «тем» и положит в приготовленную шляпу. Вытяните один листочек и попросите детей придумать историю на заданную тему. Как только вы ограничите фантазию детей одним словом, им будет намного проще сконцентрироваться и придумать историю.
  • Попросите детей проиллюстрировать уже знакомую им сказку. Вы будете читать, а они будут пытаться ее разыгрывать.

Устраиваем домашние представления

        Один-два раза в месяц вы можете устраивать с детьми небольшие представления для «зрителей» – других членов вашей семьи или приглашенных друзей. Дети будут чувствовать, что занимаются важным делом, а также станут менее стеснительными и более общительными.

        Проявив немного фантазии и любви, вы обнаружите, что детям намного интересней играть с вами, чем с компьютером! Приятного Вам времяпровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА

Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе».

Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....

Кукольный театр. Сценарий кукольного театра "Как Медведь Новый год встречал!".

Кукольный театр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 29.01.2021г....

Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга "Игры в кукольный театр": "Настольный кукольный театр по мотива русской народной сказки "Кот, Петух и Лиса"

    Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга  в период летней оздоровительной программы для детей, родителей и  педагогов, "Иг...