«Пальчиковые игры, способствующие развитию речи детей».
консультация (младшая группа)

Шарибжанова Альфия Равилевна

Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.

Пальчиковые игры используются во всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные и интересные события.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_alfiii_s_titulnikom.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №66»

Семинар-практикум на тему: «Пальчиковые игры, способствующие развитию речи детей».

        

Шарибжанова Альфия Равилевна

                                                                  Воспитатель 9 группы

        

Саранск 2021

Цель:  расширять представления педагогов и родителей об использовании пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- повысить педагогическую компетентность проведения со способами и приемами проведения пальчиковых игр

- создавать условия для проведения пальчиковых игр и упражнений учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

- воспитывать интерес к развитию речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений.

Актуальность: на сегодняшний день проблема речевого развития очень актуальна, так как  многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС к концу дошкольного возраста  ребенок достаточно хорошо должен  владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого выражения в общении.

  Существуют различные средства развития речи детей дошкольного возраста. Я считаю, что одним из наиболее развивающихся сейчас средств, являются пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?   Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому я считаю,  что словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, они разделены на  группы  с определенным назначением:

• пальчиковые игры с предметами;

• активные игры со стихотворным сопровождением;

• игры манипуляции;

• пальчиковые игры на основе сказок;

• пальчиковые игры с элементами массажа;

• пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;

• пальцевые узоры.

Для реализации поставленных перед собой задач, свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды, в группе созданы все игровые условия для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.

Пальчиковые игры используются во всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные и интересные события.

Мастер-класс проведения пальчиковых игр

 Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Очень чётко придерживаемся следующего правила:  не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Большое внимание уделяется работе с родителями.

Родители, это первые помощники воспитателя подбадривать детей, чаще совместно играть дома.

 С родителями проводятся консультации, беседы, рекомендации распространяются памятки, проводятся объяснения выполнения упражнений через электронные мессенджеры.

Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь мною примеры  позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра  дает возможность решать различные педагогические...

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей»....

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Пальчиковые игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Пальчиковые игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 29.10.22

Пальчиковые игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...