Проект Тема: «Зимушка – зима» в младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Лебедева Екатерина Андреевна

Долгосрочный проект

Тема: «Зимушка – зима»

Срок реализации проекта: декабрь 2020-январь 2021

Тип проекта: долгосрочный

Вид: познавательный, групповой

Участники проекта:

 - дети;

 -  воспитатели;

 -  родители. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka_zima_bez_foto.docx51.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №25 городского округа Вичуга

Проект

Тема: «Зимушка – зима»

в младшей группе

Воспитатели: Лебедева Е.А.,

                                                                                                          Сиднева К.С.

2020

Долгосрочный проект

Тема: «Зимушка – зима»

Срок реализации проекта: декабрь 2020-январь 2021

Тип проекта: долгосрочный

Вид: познавательный, групповой

Участники проекта:

 - дети;

 -  воспитатели;

 -  родители. 


Актуальность:

 Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.

Задачи проекта:

- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе    

   (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).

        - формировать представления детей о безопасном поведении    

           зимой во время прогулки.

        - формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

        - повышать интерес детей к участию в зимних забавах через    

           разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной

           работы;

        - развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

        - воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать

           красоту зимней природы;

  - воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Для родителей:

          - развивать познавательный интерес;

          - повышать педагогическую компетентность родителей; 

          - показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе        

            проекта;

          - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного    

            учреждения.

Ожидаемые результаты:

Дети расширят представление о зиме, познакомятся с явлениями неживой природы (снег, метель, мороз, гололед и т.д.), свойствами снега (белый, пушистый, холодный и т.д.), жизнью некоторых зимующих птиц и диких животных, особенностями жизнедеятельности человека в зимний период.

Этапы работы над проектом

Первый этап – подготовительный:

Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата. Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Поиск различных средств достижения целей.

Второй этап – основной

Реализация плана работы над проектом

Третий этап-заключительный

Подведение итогов, выставка детского творчества

План работы по областям

Социально – коммуникативное развитие.

- Беседы: «Зимние забавы», «Как нужно заботиться о птицах зимой?», «Правила поведения на зимней прогулке», «Что за праздник Новый год?», «Колядки», «Хорошо зимой».

- Игровые ситуации: « Не идется, не едется, потому что гололедица! (безопасность на льду)», «Береги нос в большой мороз!».

- Сюжетно – ролевые игры: «К нам идет Новый год», «В магазин за подарками», «Семья на прогулке», «Идем в гости».

- Трудовые поручения: «Очистим дорожки от снега», «Покормим птиц зимой», «Украсим елку».

Познавательное развитие.

- Рассматривание иллюстраций: «Как звери в лесу зимуют», «Приметы зимы», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новый год», «Конец зимы».

- Настольно – печатные игры: «Одень куклу на прогулку», «Сложи новогоднюю открытку», «Собери снеговика», «Найди одинаковые варежки».

- Разгадывание загадок на тему «Зима».

- Дидактические игры: «Какое время года?», «Так бывает или нет?», «Когда это бывает?».

- Наблюдение за снежинками, за погодой, за ветром, за льдом, за почвой, за деревьями, за птицами, за небом, за солнцем, за трудом взрослых.

- Экспериментирование: «Как согреть руки», «Свойства снега», «Хрустальные сосульки» «Цветные льдинки».

Речевое развитие.

- Чтение сказок: «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка».

- Чтение  стихотворений: К.Бальмонта «Снежинка», Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…», И.Сурикова «Зима», Ф.Тютчева  «Зима недаром злится», Г. Ладонщикова «Прилетели метели», И. Токмаковой «Под Новый год», М. Лапыгина «Снегирь», Е.Русакова «Зима», В. Фитисова «Зима пришла», И. Бурсова «Снежинки». Заучивание стихотворений.                                  

- Загадки о зиме, зимних явлениях.

-  Рассматривание иллюстраций «Река замерзла», «Зима», «Зимний лес».

- Проговаривание чистоговорок о зиме.

- Словесные игры: «Что сначала, что потом?», «Что нам нравится зимой?».

- Пальчиковые игры «Падал снег на порог…», «Пришла зима», «Бабу снежную лепили…», «Построю из снега домок –теремок…», «Снеговик», «Снежок».

- Заучивание стихов к утреннику.

 Художественно – эстетическое развитие.

- Рисование: «Игрушка на ёлку», «Наш друг снеговик», «Снежинка», «Шишки на ветках».

- Лепка: «Снежинка», «Кормушка для птиц», «Весёлый снеговик», «Бусы на елку».

- Конструктивно – модельная деятельность: «Шапочка для гномиков», «Выложи снежинку», «Домик для животных», «Кормушка для птиц», лепка из снега на участке.

-Аппликация: «Птицы на ветках», «Приглашение на елку», «Снегопад», «Новогодняя елка».

- Разучивание песен к утреннику.

- Слушание музыкальных произведений.

- Рассматривание картин художников.

- Рассматривание новогодних открыток и игрушек.

- Просмотр презентации «Зима в нашем городе», «Зимние зарисовки», мультфильмов «Снегурочка», «Снеговик – почтовик», «Зима в Простоквашино».

Физическое развитие.

- Подвижные игры: «Ледяные фигуры», «Передай рукавичку», «Два Мороза», «Снежки», «Санный поезд», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Снежный лабиринт», «Заморожу!», «Друг за другом по следам», «Прокати снежок».

- Игровые упражнения: «Кто быстрее оденется на прогулку?», «Кто больше соберет снежков?», «Как на горке снег, снег…», «Найди по следу»,  «Поймай снежинку», « Снежинки кружатся».

- Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки», «Вьюга», «Холодно – жарко», «Сдвинь с места снежный ком».

Работа с родителями:

- Папки – передвижки: «Зимние приметы», «Зимние забавы», «Безопасность зимой», «Первая помощь при обморожениях», «Новый год».

- Беседы с родителями на темы: «Чем занять детей на прогулке зимой?», «Одежда детей зимой».

 - Подборка народной мудрости.

 - Акция: «Покорми птичку».

 - Участие родителей в подготовке к праздникам: «Новый год», «Рождество», «Прощай, Зима! Весне - привет!»                              

   Результаты проекта. 

    У детей расширились представления о  признаках зимнего времени года, об особенностях живой и неживой природы в этот период, о связи между явлениями в природе. Ребята получили знания о том, как весело можно провести время зимней порой. У детей проявились познавательные и творческие способности, наблюдательность и любознательность. У родителей появилась возможность разнообразить совместное с детьми времяпрепровождение.

Фотогалерея

Приложение 1

Конспект НОД по рисованию

Тема «Ёлочная игрушка»

Цель: формирование умения ритмично наносить линии и украшать изображение

Программные содержание:

  • закреплять знания названий цветов;
  • учить ритмичному нанесению линий;
  • познакомить детей с елочными украшениями;
  • учить передавать в рисунке характерные признаки предметов;
  • развивать творческие способности детей;
  • формирование у детей чувства прекрасного, воображение, фантазию, эстетический вкус.
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие; умение работать самостоятельно.

Материалы и оборудования:

Демонстративные: елочные игрушки, готовый рисунок

Раздаточный: листочки, краски (синий, белый цвета, баночка с водой, кисточки.

Ход:

Вводная часть

В.: Скоро к нам в гости постучится новый год, и мы будем наряжать елку. А чем вы украшаете елку?

Д.: Гирляндами, игрушками, конфетами.

В.: Я вам принесла новогоднюю коробку, но коробка не простая, а особенная, она целый год аккуратно хранит елочные игрушки. Посмотрим, как же у нее получилось сохранить для нас елочные игрушки. Посмотрите, в коробочке прячутся несколько игрушек, давайте с вами их рассмотрим. Все игрушки формы шара, разного цвета, с разными рисунками.

А сейчас, ребята пройдем к нашим столам.

Проводится «Гимнастика для глаз»

Посмотрите и скажите, что вы видите на своих столах?

Д.: Листочки, стакан с водой, кисточку и краски.

В.: А как вы думаете, что же мы сейчас будем с вами делать?

Д.: Рисовать.

В.: Для этого нам нужно выбрать елочную игрушку которую мы будем рисовать.

Д.: Ответы детей

В.: Нарисуем вот эту синюю игрушку, очень она яркая

Ребята посмотрите какая игрушка круглая, давайте попробуем прокатить ее по столу. Катается?

Д.: Да

В.: Смотрите какая она круглая, подставим обе ладошки вместе, если сделаем небольшие круговые движения, то наша игрушка будет кататься в ладошках.

Основная часть

В.: Так как игрушка круглая, сейчас я вам покажу, как нарисовать круг.

Воспитатель берет кисточку, набирает синий цвет и начинает рисовать круг на листочке прикрепленным на мольберт.

В.: Смотрите дети, для того, чтобы у нас получился круг, мы ставим кисточку на середину листочка и начинаем аккуратно водить кисточку по кругу нашей точки, каждый раз делая круг все больше и больше. Если у нас краска на кисточке кончилась, мы макаем кисточку в краску, а у нас это синий цвет, и продолжаем дальше рисовать круг, с того места где у нас кончилась краска.

Посмотри внимательно на нашу игрушку и подскажите мне, что же мне нужно еще нарисовать на моем рисунке?

Д.: Веревочку за которую игрушку повесят на елку

В.: Спасибо ребята. А сейчас я обмакну кисточку в краску и дорисую нашу веревочку. Ставим кисточку к самому верхнему краю круга и плавно рисуем вот такую петельку, смотрите внимательно ребята, от куда ушла наша кисточка, туда она и должна вернутся. Вот наш круг немного подсох, и можно украсить нашу игрушку. Раз у нас это зимняя игрушка, давайте на ней нарисуем снежинки. А снег у нас кого цвета?

Д.: Белого

В.: Правильно белого. Возьмем в руку ватную палочку, хорошо обмакиваем ее в белую краску и будем наносить белые точки на нашем елочном шаре, словно идет снег.

Все внимательно посмотрели как нужно рисовать елочную игрушку, а перед тем как это сделать приготовим наши пальцы к рисованию, сделаем небольшую зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Мышка»

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки, испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой, мышонку – с картошкой

Мышонку – с морковкой, мышонку – с морошкой

Для большого толстяка все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Наши пальцы готовы к работе, берите свои кисточки, обмакните их в краску и начинаем рисовать.

Дети приступают к рисованию.

Заключительная часть

В.: Молодцы ребята. У всех получилось нарисовать красивую елочную игрушку. Какой формы она у вас получилась?

Д.: Круглая

В.: Какого цвета мы нарисовали елочную игрушку?

Д.: Синего

В.: А снег на нашем шаре какого цвета?

Д.: Белого

В.: У всех получилось нарисовать красивую круглую елочную игрушку, можно будет вырезать ее и украсить елку.

Приложение 2

Конспект НОД по рисованию

Тема: «Снеговик»        

Цель: Развитие пространственного воображения детей через рисование целого предмета из нескольких частей.

Задачи:

• Упражнять детей в рисовании предметов круглых форм, упражнять в умении сравнивать предметы по величине.

• Закрепить навыки закрашивания круглой формы, повторяя очертания нарисованной фигуры, закрепить знание геометрических форм.

•Закреплять у детей представление о снеговике, полученные в результате собственных наблюдений и на занятиях лепкой и аппликацией.

•Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, творческое воображение, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь.

•Воспитывать аккуратность, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

Оборудование: Бумага тонированная, гуашь, кисти, баночки с водой, игрушка «Снеговик».

Предварительная работа: игры со снегом, лепка снеговика, рассматривание картины «Вот это снеговик», чтение стихов о зиме, Д/И «Собери снеговика».

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: К нам, ребята сегодня пришел гость, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно загадку:

Ведёрко на головке,

Отличный нос морковкой.

Всю зиму за порядком

Я во дворе слежу.

Глазами - угольками по сторонам гляжу!

Кто я такой? Кто из снега сделан? (Снеговик).

Воспитатель: Правильно это снеговик.

Рассматривание снеговика.

Воспитатель: Чтобы вылепить снеговика, надо вначале скатать какой ком снега? Правильно, большой ком снега. (Воспитатель показывает жестом руки круговые движения).

Какой он формы? (Круглый, большой «ком снега»). Дети показывают руками величину «комка снега».

- А потом какой «ком снега»? (Поменьше). Дети показывают руками величину «комка снега».

- А сверху какой «ком снега»? (Маленький). (Показ «кома снега» жестом руки воспитателем, а потом с детьми).

- Какой формы голова у снеговика? (Круглая, маленькая).

- На голове, что надето у снеговика? (Шапочка, ведро)

-Что у него на лице? (Глаза, нос, рот).

Воспитатель: Дети! Послушайте, что снеговик вам расскажет о себе.

Я был грустный снеговик,

И имел печальный вид,

Всё друзей не находил,

И поэтому грустил.

Но однажды я пошел,

В гости в детский сад зашел.

- Какой вид у Снеговика? (Грустный, печальный).

- Почему он грустит? (Нет у него друзей).

Постановка задачи:

- Вы бы хотели, чтоб у него было много друзей? (ответы детей)

А что можно сделать? (отвечают: нарисовать)

Основная часть:

Воспитатель предлагает детям нарисовать много друзей для Снеговика.

Воспитатель спрашивает 2-3 детей: «С чего начнем выполнение работы?»

- Расскажи нам, какой кружок нарисуем вначале, а потом?

Рисование кругов в воздухе:

Воспитатель.: Дети! Давайте нарисуем кисточкой в воздухе «большой ком снега», потом поменьше и самый маленький.

Выполнение работы детьми.

Воспитатель обращает внимание на посадку за столом.

- Как мы рисуем кисточкой?

Чтобы снеговик не упал, что мы сначала нарисуем? (дорожку)

Самостоятельная работа детей.

Физкультминутка: «Снеговик»

Снеговик, снеговик, ты такой хороший,

Снеговик, снеговик, хлопай нам в ладоши!

Будем мы как мячики весело скакать:

прыг да скок, прыг да скок повтори опять!

Снеговик, снеговик, ты такой хороший,

Снеговик, снеговик, хлопай нам в ладоши!

Будем мы как куколки дружно приседать:

вот так вот, вот так вот повтори опять!

Снеговик, снеговик, ты такой хороший,

Снеговик, снеговик, хлопай нам в ладоши!

Будем мы как клоуны в цирке выступать,

вот так вот, вот так вот повтори опять.

Продолжение выполнения работы детьми.

Дети дорисовывают глаза, пуговицы, рот, нос по образцу воспитателя (рисование кончиком кисти, примакивание). И получаются забавные снеговики!

Проводится индивидуальная работа с малоактивными детьми.

Заключительная часть (рефлексия):

Воспитатель: Ребята, вам понравились ваши снеговики? Посмотрите, какие забавные и красивые Снеговики у вас получились! А как вы их рисовали? Давайте их познакомим с нашим гостем-Снеговиком. Пойдемте к нашему Снеговику и положим его новых друзей рядом с ним.

Снеговик рассматривает работы детей, благодарит их за то, что у него стало много друзей, он опять улыбается.

Снеговик: молодцы ребята! Порадовали вы меня, помогли мне.

Дети: До свидания Снеговик! 

Приложение 3

Конспект НОД по рисованию

Тема «Снежинки»

Програмное содержание:

  • Учить располагать снежинки по всему листу бумаги;
  • Закреплять умение правильно рисовать кистью;
  • Пробуждать интерес к природе,
  • Расширять представления о приметах зимы.

Материал:

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима.)

– Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад.)

- А как называется явление, когда дует сильный ветер и кружит снег в воздухе? (Вьюга, метель, пурга.)

Воспитатель:  А сейчас я вам загадаю загадку:                                                                  

     Бело покрывало

На земле лежало,

Лето пришло —

Оно всё сошло. (Снег)

На дворе, на холоде — горой,

А в избе, в тепле — водой. (Снег)

Стук в дверь. Входит Снегурочка с письмом от деда мороза.

Снегурочка: Здравствуйте ребята! Долго добиралась я до вас с посланием от дедушки Мороза. (Читает письмо) Просит о помощи дедушка. Просит помочь снежинок нарисовать, вот он вам передал волшебные кисти и краски. 

Воспитатель:: Поможем ребята (ответ)

Ребята, сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство, и нарисуем для снежинки сестриц.

– Вот сейчас мы с вами будем рисовать снежинки. Но снежинка у нас с вами будет не простая, а волшебная, с шестью лучиками.

Воспитатель: Посмотрите, как надо рисовать снежинку: проведем линию сверху вниз, чтобы получилась прямая линия. Затем линию слева направо. Затем с левого верхнего угла проведем до середины, а от середины вниз. Также с правого верхнего угла до середины и вниз. У кого останется время, нарисуйте на основных лучах короткие лучики. Рисовать надо короткими штрихами сверху вниз. (Показ.) 

Итог: Какие красивые у вас получились снежинки: легкие, пушистые, воздушные, искристые.

– Сколько красивых снежинок. Снегурочка очень рада и за это говорит вам спасибо. 

Приложение 4

Конспект НОД по лепке

Тема: «Снежинки»

Цель: отработка навыков и приемов лепки

Задачи:

Продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;

Формировать интерес к работе с пластилином;

Развивать мелкую моторику.

Материал: Листы картона черного, серого, синего или фиолетового цвета (в зависимости от того, какое время суток вы выберете для картинки — вечер может быть серым, а ночь черной, фиолетовой); пластилин белого цвета, бумажные салфетки, слайд с изображением снежинок, влажные салфетки, пластмассовые снежинки, бумажные снежинки.

Аудиозапись«Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев).

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, беленький снежок!

Группа украшена снежинками.

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

- А, что бывает зимой? (Идет снег).

- Какой бывает снег? (Белый, холодный, пушистый, сверкающий, блестящий, хрустящий, мягкий и т. д.).

- Ребята, а вы знаете, что снег состоит из снежинок? Вот таких. Протяните ладошку и на нее упадет снежинка. (Воспитатель осторожно кладет на ладошки детям вырезанные снежинки).

- Расскажите, какие у вас снежинки(Ответы детей).

- Как вы догадались, что она белая и ажурная? Посмотрите на схему. (Нам помогли это увидеть глазки).

- Ребята, а теперь осторожно подбросьте свою снежинку и тихонечко ее поймайте. (Дети подбрасывают свои снежинкиснежинки плавно падают).

- Какая снежинка(Легкая).

- Как вы догадались? Посмотрите на схему. (Почувствовали рукой, что снежинка легкая).

- А, что снежинки умеют делать(Летать, кружиться, падать, таять и т. д.)

- Ребята, давайте покружимся вместе со снежинками.

2. Психологический тренинг: Звучит аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев). (развитие передачи эмоционального состояния, положительных эмоций, развитие воображения).

Воспитатель: Какая чудесная песня, правда, ребята? На что она похожа, как можно сказать про эту песню? (Легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя). Это зимняя песня, а вам нравится зима? (Ответы детей). Я тоже люблю зиму.

Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу, хотите отправиться вместе со мной? Ну, что ж, отправляемся! (Звучит музыкальный фон)

3. Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам» (эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам,

Высоко поднимем ноги,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли, какие сугробы вокруг. Снег искрится на солнышке. Как можно ещё сказать про снег, какой он? (Белый, холодный, пушистый, легкий). На что похож? (На мороженое, вату).

А вам, ребята нравится на лесной полянке? Какое у вас настроение? Когда у вас хорошее, радостное настроение, что вам хочется делать? (Ответы детей)

У меня тоже очень хорошее настроение, и я хочу превратиться в легкую снежинку и полетать, покружиться. Ой, посмотрите, снежинки как будто услышали меня, наверно, они тоже радуются, что мы пришли в лес. Давайте мы возьмем снежинки в руки и покружимся вместе с ними. (Дети берут бумажные снежинки).

4. Имитационное упражнение “Снежинки” (раскрепощение, эмоциональная разрядка).

Ой, летят- летят снежинки,

(Дети бегут врассыпную)

Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима рукавами повела.

(Плавные движения рук вправо-влево)

Все снежинки закружила.

(Кружатся на месте)

И на землю опустила.

(Приседают и кладут снежинки.)

Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы превратились в художников и слепили снежинки. Проходите за столы, садитесь. Лепить снежинки мы будем на картоне. Перед тем, как приступить к работе, скажем, каким цветом будем лепить снежинки, вспомним, как правильно пользоваться пластилином, и, подготовим к работе наши пальчики, разогреем их.

5. Пальчиковая игра – массаж «Мальчик – пальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был,

Где ты с братцами ходил?

- С, этим я в снегу валялся,

- С, этим с горочки катался,

- С, этим по лесу гулял,

- С, этим я в снежки играл.

Все мы пальчики-друзья,

Где они – там и я!

6. Лепка «Падают снежинки»

Воспитатель: Давай сделаем снег из пластилина. Наш снег будет идти темной ночью. Вот такая у нас будет черная ночь. Детям раздается картон. Предложить подготовленные шарики, попросите положить их в нужное место на картине и надавить на них пальчиком. - Смотри, пошел снег. Сначала одна снежинка. Затем еще одна. Еще и еще. Какая красивая зимняя ночь получилась!

7. Рефлексия. Анализ занятия.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя, удачная.) Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.

 

Приложение 5

Конспект НОД по лепке

Тема:«Снеговик»

Цель: формирование умения у детей передавать образ снеговика (из пластилина).

Задачи:

  • Формировать умение лепить предметы, состоящие из 2-3 шариков.
  • Закрепить понятия«большой»«маленький».
  • Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью      
  • дополнительного материала
  • Ввоспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь.

Оборудование: пластилин, дощечка, ножик.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1) Дети садятся полукругом на стулья около стола. На столе стоит снеговик, а перед снеговиком сугроб снега.

- К нам на занятие гость пожаловал. А чтобы его узнать нужно загадку отгадать.

Во дворе стоит с метлой,

Дружит с нашей детворой,

Улыбается хитро,

Вместо шляпы - есть ведро!

(Снеговик)

Появляется Снеговик (образец)Снеговик смотрит на детей и хочет сними поиграть в снежки.

II.Основная часть.

1. - Чтобы Снеговику не было скучно давайте по играим с ним в снежки.

Пальчиковая гимнастика «Снежки».

Пальчиковая игра «Снег-снежок» (Е. Макшанцева)

Снег-снежокснег-снежок

Белая метелица,

Снег-снежокснег-снежок

По дорожке стелется.

Снег-снежокснег-снежок

Замело дорожки,

Снег-снежокснег-снежок

Тает на ладошке. Поднимают и опускают руки.

Качают руками влево-вправо.

Поднимают и опускают руки.

Вытягивают руки вперед.

2) Воспитатель предлагает детям слепить Снеговика.

Дети с воспитателем рассматривают Снеговика (образец).

- Из каких фигур состоит туловище и голова Снеговика(из шаров).

- Какой по размеру нижний шар (большой)

- Голова (маленький шарик)

- Покажите, как будете лепить шар?

- Что ещё есть у Снеговика(шляпа, нос-морковка, руки, глаза).

3) Воспитатель показывает последовательность изготовления снеговика, начиная с деления пластилина на части: большую – для туловища и маленькую – для головы.

4)Физминутка "Лепим мы снеговика"

Лепим мы снеговика

(имитация лепки снежков)

Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком,

(наклонившись «катают ком снега»)

Вот такой большущий он.

(разводят руками сверху через стороны вниз)

Ком второй чуть-чуть поменьше,

(то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)

Третий-это голова.

(чертят в воздухе круг)

Шляпа будет из ведра.

(над головой ставят ладони, как крышу)

Нос – морковка, а глаза –

(показывают пальцем нос, глаза)

Два весёлых уголька.

Всё, готов наш снеговик,

У него довольный вид.

Рот смеётся до ушей,

(показывают пальцем рот)

Веселит он всех детей.

(улыбаются)

Снеговик вдруг оживает

И ребяток догоняет.

5) Дети садятся за стол, воспитатель спрашивает их о том, с чего они начнут работу (делим пластилин на две части: большую и маленькую).

6)Самостоятельная работа детей за столами.

Каждый ребёнок делит кусок пластилина на 2 неравные части, катает два шара для снеговика, затем соединяют шарики и доделывают детали (нос, глаза).

Итог занятия. Кого научились делать? Из чего?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Понравилось ли Вам?

- Что понравилось?

Приложение 6

Конспект НОД по аппликации

Тема: «Снегири на ветках».

Программное содержание:

  • Формировать представления детей о жизни снегирей, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания.
  • Учить детей создавать образ снегиря с помощью приклеивания геометрических фигур из бумаги.
  • Учить передавать форму предмета (снегиря, учить детей составлять аппликацию в виде птицы,
  • Учить детей держать кисточку,
  • Закреплять умения пользоваться клеем,
  • Закреплять умения намазывать детали клеем и приклеивать их, аккуратно пользоваться салфеткой для удаления излишков клея на аппликации.
  • Формировать интерес к аппликации, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах, аккуратность и внимательность.
  • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира,

Материалы и оборудование: шаблоны из цветного картона (красного и чёрного цветов): туловище, крыло, хвост и голова и клюв, маленькие кусочки пластилина белого и голубого цветов для оформления глаза снегиря, шаблон цветного картона с заранее приклеенными веточками на нём, клеёнки, кисточки, клей, салфетки.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири»:

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо

На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Воспитатель: Как синица появляется около человеческих жилищ вместе с первыми осенними туманами, так красногрудый снегирь является спутником зимы и снега: недаром же он и назван снегирем.

Воспитатель: Давайте сначала разберем, из чего будет состоять птичка. Что это такое у снегиря?

Дети: Голова.

Воспитатель: Правильно. А это что такое у снегиря?

Дети: Туловище.

Воспитатель: Молодцы! А это что такое у него?

Дети: Крылышки.

Воспитатель: Молодцы, правильно. А зачем нужны крылышки?

Дети: Что бы летать.

Воспитатель: Правильно. А это что такое у снегиря?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Правильно. А это что такое у снегиря?

Дети: Глазки

Воспитатель: Правильно. Зачем они ему нужны?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Молодцы! А это что такое у снегиря?

Дети: Клювик.

Воспитатель: Правильно. Зачем нужен клювик снегирю?

Дети: Кушать, клевать зернышки.

Воспитатель: А сейчас посмотрите, что лежит перед вами на столе.

1. Картонный шаблон, на котором заранее приклеены веточки ели;

2. Туловище будущей птички. (красный круг – это туловище)

3. Голова (круг поменьше чёрного цвета).

4. Крыло.

5. Хвостик.

6. Кусочки пластилина белого и голубого цвета для оформления глаза будущей птички.

Воспитатель: Первое, что мы будем делать – мы соберем, не приклеивая нашего снегиря на картоне. Я кладу перед собой лист картона с веточками ели, кладу на него туловище снегиря, т. е. круг красного цвета. Птичка должна сидеть на веточке. Голова у птички вверху справа, а хвостик будет внизу слева. От центра туловища и вверх влево будет крыло. Клювик укладываю справа от головы. Когда моя птичка готова, я начинаю по очереди приклеивать все детали на картон с помощью клея. Вы же помните, что клеем мы мажем детали только на клеенке и, только потом приклеиваем на лист, а лишний клей убираем с помощью салфетки?

Дети: Да!

Воспитатель: Сначала я туловище намазываю клеем и «сажаю» птичку на веточку. Затем намазываю и приклеиваю голову сверху справа от туловища, а крыло приклеиваю от центра туловища и вверх влево. Хвостик клею внизу слева. Затем приклеиваю клюв справа от головы. Не забываем пользоваться салфеткой для удаления излишков клея. Аккуратно салфетку прикладываем к приклеенным деталям и прижимаем, убирая лишний клей. И только потом, всё приклеив, мы делаем глазки нашему снегирю. Сначала отщипываем от белого пластилина кусочек и скатываем в шарик. Шарик сплющиваем и формируем глаз у снегиря. Затем на белый пластилин лепим пластилин голубого цвета. Вот какой у нас получился красивый снегирь. Теперь вы приступайте к работе.

      

2. Самостоятельное выполнение задания.

Воспитатель помогает детям в выполнении задания.

            

Физминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри,

(руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири.

(показывают грудки)

Распустили перышки,

(руки слегка в стороны)

Греются на солнышке.

(шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят,

(повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят.

(бегут по кругу взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

(разбегаются по группе, машут руками)

3. Анализ и оценка.

Похвалить всех детей. Молодцы, какие красивые снегири у нас получились!

Приложение 7

Дыхательные гимнастики

«Снежинка»

Маленькая снежинка села на ладошку – (Дети показывают снежинку)
Я  ее поймаю, посиди  немножко. (Накрывают одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают) 
Отпускаю полетать.

Снежинка лежит на ладошке. ( Держат снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит, ( Дуют потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)

«Вьюга»

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.

Приложение 8

Пальчиковые гимнастики

"Снежок".

Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики). 
Мы с тобой снежок лепили.        (
"Лепят снежок"). 
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий.                (
Грозят пальником). 
Раз — подбросим.                (
"Подбрасывают"). 
Два — поймаем.                (
Приседают, "ловят"). 
Три — уроним.                (
Встают, "роняют"). 
И... сломаем.                (
Топают). 

«Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок – 
Он превратился в толстый ком.
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос… метла… 

Но солнце припечет слегка –

Увы и нет снеговика.

 Показать, как лепят снежки.

Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться.

Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинуть пальцы («метла»).
Приложить ладонь ко лбу и посмотреть вверх.
Развести руки в стороны.

«Снежок»

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили 
(лепить,меняя положение ладоней) 
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим, 
("подбросить",посмотреть вверх) 
Два – поймаем. (" ловят", приседают) 
Три – уроним 
(встают, "роняют") 
И … сломаем! 
(топают)

«Наряжаем ёлку»
Раз, два, три, четыре, пять

(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Будем ёлку наряжать

(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики,

(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики,

(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)
Весёлого Петрушку,

(Показывают длинный нос)
И разные игрушки:

(Вытягивают ладони вперёд)
И мишку - шалунишку

(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку – трусишку

( Прикладывают раскрытые ладони к голове).

Снеговик        

Мы слепили снежный ком                  Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем                        Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову,

Нос приделали и вмиг                         Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик                            Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

        

Пришла зима

Пришла зима.                                  Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.                                 Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.                             Стукнуть правым кулаком по левой ладони 

Реки покрылись льдом.                   Руки ладонями вниз соединить и развести            

                                                          в    разные стороны

Пошел снег.                                      Руки поднять вверх,

Он падал белыми,                           а затем плавными, 

Пушистыми хлопьями                   зигзагообразными движениями.

На землю                                         не спеша, опускать их вниз

На дома,                                           Соединить руки у себя над головой , чтобы получилась «крыша»

На деревья,                                      Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей.                                        Положить руки себе на голову

Падал снег на порог

Падал снег на порог,                          Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз

Кот лепил себе пирог.                        Ладони приставляем к голове, изображая уши

А пока лепил и пек,                            Лепим пирог

Ручейком пирог утек.                         Ладони соединяем вместе, делаем волнистые движения

Приложение 8

Конспект беседы

«Как нужно заботиться о птицах зимой?»

Цель:

 Расширение представлений и птицах зимой

Задачи:

  • Закреплять знания детей о названиях птиц.
  • Формировать понимание и вызвать желание помогать птицам выжить в морозы.
  • Развивать умение распознавать следы птиц по их характерным признакам.
  • Развивать любознательность, зрительную память, наблюдательность, смекалку

Ход:

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо. Очень хочется узнать, от кого оно. Постарайтесь загадки разгадать.

Какая птица похожа на яблоко?

***

Какая птица поет синь-синь?

***

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит?

***

- Ребята, о ком эти загадки? Конечно же, о птицах.

- Да и письмо это от наших друзей птиц. Они пишут, что им хорошо жилось, жили они не тужили, весело играли, пели. Но с приходом зимы им стало холодно и голодно. И они просят у нас помощи.

- А вы, как думаете, почему нужно помогать зимующим птицам?

- Поможем птицам перезимовать зиму?

- Ребята, какие птицы называются зимующими? (Они не улетают в теплые края)

- Из холодных краев к нам прилетают красногрудые снегири, свиристели (показать). Ближе к человеческому жилью переселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма: в коре, в земле птицы добывают жуков.

- Что вам известно про жизнь птиц в зимнее время? К зиме птицы умолкают, прячутся, тело покрывается пухом, ночуют на ветках деревьев. Им трудно находить корм, надо им чаще помогать, развешивать кормушки и насыпать в них пшено, хлебные крошки, несоленое сало, семена, сушеные ягоды.

- А вы, помогаете птицам?

- А какие птицы называются перелетными? Те, которые не могут зимой найти корм, собираются в большие стаи и улетают в теплые края.

- А каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, кукушка, журавль)

- Первыми возвращаются грачи, скворцы, а когда появляются первые листочки на деревьях – прилетают соловьи, кукушки, ласточки.

На доске картинки перелетных птиц. Дети называют птиц и показывают картинку.

- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? Зимующие птицы остаются зимовать с человеком. И без помощи человека им не обойтись. А перелетные с приходом осени, когда становится холодно, собираются в стаи и улетают в теплые края.

 Физминутка.

Звучит музыка.

По весне к нам с юга мчится

(машут руками и кружится)

Черная, как ворон птица

(прыгают, делают движения головой)

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех грач.

- Как нужно заботиться о птица зимой?

Ребенок читает стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся на крыльцо,

Стайки, как домой.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

 Итог занятия.

- Ребята, а вы как думаете, как же мы должны относиться к птицам зимой? (подкармливать птиц)

- Если мы будем заботиться о птицах, то мы поможем пережить им зиму?

- У нас есть кормушка, для чего она?

- Заполним кормушку кормом для зимующих птиц. (Дети выбирают корм: сало, пшено, яблоко, ягоды, трава, листья)

За помощь зимующим птицам детям дарят значки-эмблемы «Спаси зимующих птиц».

Приложение 9

Конспект беседы

«Зимующие и перелетные птицы»


Задачи:

- расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах;

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах,продолжать учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

-углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);

-продолжать учить классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

-обогащать словарный запас;

- развивать речь и логическое мышление

- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Ход:

Воспитатель:- Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях,можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелетные?

Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А.Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.

- Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?

- Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы.

- Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах, но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.

А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

- Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

- Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы.

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка».

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна(потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)

Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)

И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)

И на бревнышке уселся (садимся)

После окончания физкультминутки, дети садятся.

Воспитатель:

- Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы!

Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц.

Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму. Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!

• Вопросы

1. На какие две группы делятся птицы?

2. Каких зимующих птиц вы знаете?

3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?

5. Какие гнёзда строят птицы?

6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?

7. Как можно помочь птицам зимой?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД О.О. Познание (экология) с использованием художественного слова «Зимушка-зима» II младшая группа

Закрепить знания детей о зимних явлениях природы (холодно, идет снег, дует ветер и т.д.). Развивать речь детей, обогащать их словарный запас новыми словами (снегопад, метель, вьюга, пурга). Продолжать...

НОД "Зимушка -зима"\2 младшая группа

НОД  во второй младшей группе на тему: « Здравствуй, Зимушка – зима».Интеграция образовательных областей:« Речевое развитие» ( приобщение к художественной литературе и развитие речи).«Художествен...

Конспект ОД интегрированное занятие "Зимушка -зима" вторая младшая группа

Задачи:1. Сформировать у детей представление о зиме, празднике "Новый год".2.Продолжить знакомить с наиболее типичными явлениями зимы.3.Обогатить словарный запас детей (морозная, снежная, метель, вьюг...

Сценарий праздника-развлечения "Зимушка-Зима" (первая младшая группа). МБДОУ д/с "Березка" Липецкая область, Добровский район, с. Каликино.

Сценарий праздника - развлечения "Зимушка - зима" продолжает знакомить детей с признаками зимы, с приметами зимы, со свойствами снега. В ходе праздника у детей формируется дброе отношение к природе. В...

Проект "Зимушка-зима!" 2 младшая группа

       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                «Детский сад комбинирова...

Конспект открытого занятия «Зимушка - зима» (первая младшая группа).

Цель: сформировать у детей первые представления о зиме. Задачи:• Познакомить детей с признаками зимы• Дать детям представления о свойствах снега• Ввести в активный словарь слово «з...