ВЛИЯНИЕ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

Башкатова Ирина Андреевна

В последнее десятилетия в нашей стране произошло много событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые: не однородна информация об исторических событиях. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса к прошлой России. Воспитать человека – гражданина, преданного своей стране, стремящегося к приумножению славы своего Отечества, – в этом одна из главных проблем современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        В последнее десятилетия в нашей стране произошло много событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые: не однородна информация об исторических событиях. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса к прошлой России. Воспитать человека – гражданина, преданного своей стране, стремящегося к приумножению славы своего Отечества, – в этом одна из главных проблем современного образования.

        Важную роль в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи играют историческое и культурное наследие России. Они являются составляющей базовых национальных ценностей. Указом Президента от 24.12.2014 г. утверждены «Основы государственной культурной политики», которая определяет её главные направления.

Целями государственной культурной политики являются:

 - укрепление гражданской идентичности;

- создание условий для воспитания граждан;

- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

- передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала.[1] Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории народа.

          Рассказывая детям об исторических событиях, нужно подчеркнуть, что наша страна имеет интересную историю, каждому её жителю важно знать прошлое своего народа, жизнь своих предков.

          Русская история богата яркими событиями пронизана великой силой русского духа. Одной из этих ярких событий является эпоха Петра I. Его реформаторская деятельность в корне поменяла быт, уклад и политику России.

С именем Петра связаны важные государственные реформы общественного строя. Он был основоположником великого государства, которое продолжало развиваться ещё целое столетие после его смерти. Поэтому всем нам стоит знать интересные факты из жизни этой выдающейся личности, реформатора, который является значительной вехой сегодняшней России. Без преувеличения можно говорить о том, что именно Петр I был тем российским правителем, при котором вопросы образования, просвещения и науки стали вопросами государственными. [2]

           Чтобы познакомить старших дошкольников с эпохой Петра I мы поставили перед собой задачи:

-  развивать познавательный интерес детей к жизни и деятельности Петра I;

- способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

 - формировать чувства гордости за Россию, эмоционально – ценностного отношения к своей стране.

Для решения задач использовали следующие формы и методы работы:

  • беседы и познавательные занятия;
  • презентации о жизни и деятельности Петра I;
  • использование стихов, загадок, пословиц, былин;
  • рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества;
  • экскурсии к историческим местам нашего города, рассматривание альбомов.
  • чтение художественной литературы.
  • наблюдения, прогулки.
  • подвижные игры, соревнования, словесные и сюжетно-ролевые игры.

          Знакомство с личностью Петра мы начали с познавательной беседы. Из которой дети узнали, что маленький Пётр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. А в свободное от учебы время он очень любил играть в солдатиков. Но кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско». «Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их. [3]

         Из презентации дети узнали о том, что много нового появилось в нашей стране во времена Петра I:

 - построил город Санкт – Петербург на реке Ниве.

- новый год стал начинаться с первого января.

-  Пётр 1 придумал полностью и намертво крепить лезвия к обуви, чтобы получились коньки для катания на льду. До этого они просто напросто привязывались ремнями, что было не очень удобно.

- в каждом доме стали наряжать ёлку.

- стали выпускать газеты и журналы.

- все дети стали учиться в школе.

- Пётр завёз в Россию картофель, раньше, русские люди его никогда не пробовали.

           Дети с интересом рассматривали слайды с изображением Петра I, видов г. Санкт-Петербурга, Петропавловской крепости, учебники, флот и армия при Петре I, одежда, картина «Корабельная роща» - И.Шишкин.            

          В работе использовали образовательные ситуации: рассматривание и беседы по карте Росси, по карте России XVII века, альбомы «Костюмы и одежда людей до петровской эпохи», «Европейские костюмы», фотографии города Санкт – Петербурга, «Костюмы дворян», «Одежда крестьян», «Форма солдат и офицеров Русской армии при Петре 1» Вместе с детьми сложили «Кораблик», «Самоходное судно» (оригами), изготовили аппликацию «Корабли Эпохи Петра I.

 В режимных моментах проводили:

- сюжетно-ролевые игры («Путешествие на корабле», «Цирюльня»),

- дидактические игры («Найди посуду, которая принадлежала боярам», «Раньше и теперь»)

-подвижные игры («Морская артиллерия», Эстафета «Кто быстрее построит крепость»)

К работе по ознакомлению детей с эпохой Петра I были привлечены и родители, которые вместе с детьми приняли участие в выставке рисунков «Флот Пера

Проделанная работа позволила познакомить детей не только с личностью Петра I, но и расширить и закрепить знания детей об истории России, о жизни наших предков.

          Мы даже не подозреваем, как многим обязаны Петру I, который вошел в историю под именем Великого. Что бы мы ни взяли - алфавит, русский язык, газеты, дороги, одежду, еду, армию, флот и многое другое, - все это связано с его именем. Россия в эпоху Петра I стала империей. Такой, какая есть сейчас наша страна стала благодаря труду её жителей, которые строили города, обрабатывали поля, выращивали сады, защищали нашу Родину от врагов. Мы и сегодня с уважением и гордостью говорим об этом человеке.

           В 2021 в городе Губкине, на территории сквера Дворца спорта «Кристалл», был открыт новый памятник бюст, увековечивающий память о Петре Великом. В дальнейшей работе мы планируем вместе с детьми и родителями совершить экскурсию к памятнику Пера I.

Интернет-источники:

1.Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808)

2. Н.Н. Павленко. Петр первый и его время. М.: Просвещение, 1996г.

3.Измайлов А. Как начал учиться царевич Пётр/ А. Измайлов// Детское чтение для серда и разума. -2000. -№5.-С.28-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитании нравственных чувств у дошкольников"

Эта статья о нравственном воспитании дошкольников....

Статья "Воспитание нравственных чувств у дошкольников"

"Один урок нравственности годен для детстваи в высшей степени важен для всякого возраста - это  не делать никому зла"Жан - Жак РуссоНравственное воспитание, или воспитание нравственности - в...

мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."

Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с  с родителями  в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает  воспитателям разработать...

Консультация для родителей "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств у дошкольника"

Данная консультация направляет родителей при выборе тематики по нравственному воспитанию...

воспитание нравственных чувств у дошкольников

          Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, через которые ребенок постигает ценно...

перспективный план по воспитанию нравственных чувств старших дошкольников средствами художественной литературы и исскуства

В перспективном плане содержатся беседы, занятия, досуги на тему воспитания нравственных чувств дошкольников. План расчитан на 1 учебный год....