Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка

Исаева Юлия Евгеньевна

          Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый  деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Исаева Юлия Евгеньевна,

 воспитатель МБДОУ №2,

 н.п. Африканда

     По своей природе дети исследователи. Неисчерпаемая жажда новых открытий, пытливость, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире,  рассматриваются педагогами и психологами как важнейшие черты детского поведения.

          Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый  деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование

           Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей. Задача воспитателей – поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия. 

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Игра-эксперимент

«Поднимающаяся вода» из серии «Вода и ее свойства»:

Цель:        

  • удивить детей, вызвать интерес к происходящему;
  • развивать желание экспериментировать и узнавать;
  • подводить к самостоятельным выводам и суждениям.

Структура проведения эксперимента:

  • постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи):

- Может ли вода течь вверх? 

  • выдвижение предположений, выдвинутых детьми (Может, не может);
  • проверка гипотез;
  • подведение итогов, вывод;
  • фиксация результатов;

Материал для проведения эксперимента:

  • 3 стеклянных стакана;
  • салфетки;
  • вода, подкрашенная гуашью.

Ход эксперимента:

Ставим стаканы в ряд, в первый и третий наливаем воду, подкрашенную гуашью. Две свернутые салфетки опускаем концами в стаканы.

                        C:\Users\Дима\Desktop\I8m5D5AE8LM.jpgНаблюдаем, как вода    постепенно поднимается вверх по салфеткам  и смешивается  C:\Users\Дима\Desktop\dLaI7GSdjg4 (1).jpg      C:\Users\Дима\Desktop\sySySMtpawA.jpg

Вывод: вода может подниматься вверх.

                             C:\Users\Дима\Desktop\jE64uYMc71E.jpg

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, поэтому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...

Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности

В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...