Рабочая программа педагога – психолога в адаптационный период детей
рабочая программа

Клевцова Наталья Алексеевна

- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1.5_3_let.docx88.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа педагога – психолога в адаптационный период детей

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ремонтненский детский сад «Родничок»

с. Ремонтное

Содержание

Наименование раздела

Стр.

  1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………………………..
  1. пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………..
  2. цель реализации программы………………………………………………………………………………………………………
  3. принципы и подходы ……………………………………………………………………………………………………………….
  4. Функции психолого-педагогического сопровождения ………………………………………………………………………………………………….
  5. Компоненты психолого-педагогического сопровождения …………………………………………………………………………
  6. Характеристики возрастных особенностей детей ……………………………………………………………………………………………………………………..
  7. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте …………………………………………………………………………….

3

3

3

4

4

5

5

6

  1. Содержательный раздел ………………………………………………………………………………………………………………….
  1. цель …………………………………………………………………………………………………………………………………….
  2. задачи …………………………………………………………………………………………………………………………………..
  3. Должностные обязанности педагога-психолога ………………………………………………………………………………………………………………………….
  4. Психологическое просвещение  …………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
  5. Психологическая профилактика …………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
  6. Психологическая диагностика ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

7

7

7

7

7

8

8

  1. Организационный раздел ……………………………………………………………………………………………………..
  1. Адаптация …………………………………………………………………………………………………………………
  2. Тематический план ……………………………………………………………………………………………………….
  3. Диагностика адаптации детей к дошкольному учреждению …………………………………………………………..

9

9

11

14

  1. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………….

15

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

 Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.

  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 «О Концепции дополнительного образования детей».

  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года».

  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

.  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373.

 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2.

  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.

  Приказ Минздрав соцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  Устав МБДОУ Ремонтненского д/с «Родничок»

Цель

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

Задачи

- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

Принципы и подходы

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 5) сотрудничество организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей (культуросообразность)

10) развивающее обучение, ориентир наличные успехи воспитанника, роста его возможностей, в овладении учебным материалом, формирующее дальнейшее устойчивее его приобретать новые знания.

11) признания самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека;

 12) гуманистического характера образования, приоритетах общечеловеческих ценностей;

13) системный подхода к организации образовательного процесса для достижения оптимального результата – развития личности воспитанника; вариативности образования, предполагающего разнообразие содержания, форм и методов образовательной деятельности с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого воспитанника;

 При разработке обязательной части Программы использовались подходы и принципы общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, так как она соответствуют идеям и логике ФГОС ДО и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений учтены основные положения, парциальные программы: С детьми раннего возраста образовательный процесс ведётся по программе «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет», автор И.А. Лыкова.( апробация программы) https://remdou1.rostov-obr.ru/item/268261

Функции психолого-педагогического сопровождения

  1. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения: администрации, педагогов специалистов детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
  2. Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно- воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка.
  3. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога- психолога, других специалистов детского сада.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения.

  1. Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога- психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
  2. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы.

Возростные особенности психофизического развития детей 1.6  - 3 года

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двухлет. На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижныхигр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое,сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра;
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА В ПСИХОЛОГИЧЕКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

Цель:

  • создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ,
  • содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;

  • формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Задачи деятельности педагога-психолога:

- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;

- формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;

 - содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;

 - психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;

 - профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;

- содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Должностные обязанности педагога-психолога

 - проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;

 - выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции;

 - проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую;

 - планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;

 - содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;

 - выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;

 - обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;

 - формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;

 - консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей.

Психологическое просвещение

 - формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;

 - создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе;

 - своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Родители и         Педагоги

«Как подготовить ребенка к ДОУ»        

«Рекомендации по оптимизации взаимодействия с

детьми».

«Как играть с ребенком»        

«Зависимость развития психики ребенка и его

физических показателей»

«Как помочь ребенку в период адаптации»        

«Кризис трех лет»

«Как справиться с детскими капризами»        «Возрастные особенности детей 2-4 лет»

«Поощрение и наказание»        «Речь и мышление»

«Как провести с ребенком выходной день»        «Адаптация ребенка в ДОУ»

«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков

самообслуживания»        «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет»

«Воспитание бережного отношения к вещам»        «Пальчиковые игры – зачем они нужны?»

Психологическая профилактика

Цель:

 - проведение обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень;

 - проведение предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации;

 - проведение разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей;

 - проведение предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

Профилактическая работа по адаптации детей к ДОУ

1        Семинар «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

2        Семинар с элементами тренинга «Внимание: гиперактивный ребенок»

3        Беседа «Дети с разными типами темперамента»

Психологическая диагностика

Цель:

 - получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамики процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам;

 - выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.

Организационный раздел 3

3.1 Адаптация

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно  контактирует  со взрослыми,  детьми, окружающими  предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода Возраст.

Состояние здоровья.

Тип высшей нервной деятельности (темперамента)

Уровень развития игровых навыков, предметной деятельности Степень эмоциональной зависимости ребенка от матери Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков. Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях

Отсутствие опыта общения со взрослыми и сверстниками

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

        

        

Тематический план

«Работа с детьми 2—3-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

Цикл занятий поможет детям 1.6 -3-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско- родительских отношений.

Возраст: 1.6 – 3 лет.

Продолжительность: 10-15 минут Кол-во занятий:15

Частота проведения: 2 - раза в неделю Кол-во детей в группе: 10 детей

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Литература

Сентябрь I

Занятие 1 Божья коровка

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения действовать соответственно правилам игры;

  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

А.С. Роньжина

«Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному

учреждению» (конспекты занятий)

Занятие 2 Мячики

  • сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  • повышение эмоционального тонуса;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • развитие ориентации в пространстве;

обучение        отражению        в        речи        своего        местонахождения,

местонахождения других детей, предметов;

-        развитие        зрительного        и        тактильного        восприятия,        речи и воображения, способностей.

II

Занятие 3 Музыканты

  • создание положительной эмоциональной обстановки;
  • сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

-развитие образности слухового восприятия;

-развитие слуховой и зрительной памяти;

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Занятие 4 Прогулка

  • сплочение группы, развитие эмпатии;

-развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

-снижение излишней двигательной активности;

-обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

-развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

-развитие общей моторики;

  • развитие памяти, речи и воображения.

III

Занятие 5 Веселый петрушка

-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

-закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);

-закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие восприятия, речи и воображения.

Занятие 6 Мячики

-развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

-развитие ориентации в собственном теле;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

VI

Занятие 7 Зайка

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения подражать движениям взрослого;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие        умения        подчиняться        правилам        игры,        отработка быстроты реакции;

-снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

-развитие        тактильного        восприятия,        внимания,        речи        и воображения.

Занятие 8 Мыльные пузыри

-снятие эмоционального напряжения и агрессии;

-снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

-обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

-развитие внимания, речи и воображения.

Октябрь I

Занятие 9 Листопад

-создание атмосферы эмоциональной безопасности;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение        импульсивности,        повышенной        двигательной активности;

-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

-развитие        слухового        внимания,        произвольности,        быстроты реакции;

-развитие речи, воображения, творческих способностей.

Занятие 10 Непослушные мышата

-преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

-формирование положительной самооценки;

развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие чувства юмора, речи и воображения.

II

Занятие 11 Колобок

-сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;

-снятие страхов перед сказочными героями;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие        восприятия        (вкусового,        тактильного,        зрительного, обонятельного);

-развитие пространственных представлений;

- развитие внимания, речи и воображения.

Занятие 12 Мишка

-сплочение группы, развитие эмпатии;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие внимания, речи и воображения.

III

Занятие 13 Котята

-формирование положительной самооценки;

-развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

-снятие мышечного напряжения;

-развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

-развитие        слухового        восприятия,        умения        воспроизводить услышанные звуки;

-развитие        моторики,        координации        движений,        ориентации        в собственном теле;

-развитие пространственных представлений;

-развитие внимания, речи и воображения.

Диагностика адаптации детей к дошкольному учреждению

Участники

Методика, автор, литература

Родители

  1. Определение психолого-педагогических параметров готовности поступления ребенка в ДОУ, наблюдения и беседа с родителями, (см. Приложение 2)
  2. Анкета для родителей (см. Приложение 3,4)

Дети

  1. Лист адаптации (см. Приложение 5)
  2. Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ (см. Н.В. Соколовская Адаптация ребенка к условиям детского сада. Волгоград. Изд. «Учитель», 2008 г.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Анамнестический опросник (анкета)

1.        Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье.

Дата рождения          Возраст ребенка                  

Состав семьи: изменения в составе семьи с момента рождения ребенка)          

Мать (возраст, образование, профессия)            Отец (возраст, образование, профессия)           Кто еще принимает участие в воспитании ребенка?

Сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика)          

2.        Особенности перинатального периода развития ребенка.

Общие сведения об условиях развития до и после рождения          Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.

3.        Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания         

Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний                  Случаи госпитализации         

Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения.

4.        Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения?

Кто ухаживал за ним на протяжении первых двух лет жизни?

Помещение ДОУ (указать сроки и тип учреждения, например, круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.).

Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей?

  1. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно).

Особенности развития моторики.

Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон.

Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего мира, любопытство.

Отношение к близким и незнакомым взрослым.

Овладение предметными действиями (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания.

Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости.

Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

  1. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что?

Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Как развит физически?

Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности?

Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи.

Типичные конфликты, их частота.

Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера.

Посещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия?

Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

  1. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Спасибо за внимательное заполнение анкеты!

Приложение № 2 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение

Фамилия, Имя ребенка          

Дата рождения          

Параметры

Оценка в баллах

Поведение

Настроение

Бодрое

3

- Уравновешенное

2

- Неустойчивое

1

- подавленное

1

Сон

Засыпание

а) длительность

- быстрое

3

- медленное

2

Б) характер:

- спокойный

3

- неспокойный

1

- с дополнительными воздействиями

1

- без дополнительных воздействий

3

В) продолжительность сна:

- соответствует возрасту

3

- не соответствует возрасту

1

Отношение к высаживанию на горшок

-положительное

3

-отрицательное

1

Навыки опрятности

- проситься на горшок

3

- не проситься, но бывает сухой

2

- не проситься, ходит мокрый

1

Отрицательные привычки:

-есть (какие?)

-нет

1

3

Нервно-психическое развитие

Возраст 1 год 6 месяцев- 1 год 9 месяцев

-понимание речи

-движения

  • игра
  • навыки.

Возраст 1 год -9 месяцев

  • понимание речи
  • активная речь
  • игра
  • навыки

Соответствует норме -3

Ниже на один эпикризный срок – 2 Ниже на два эпикризных срока -1

Личность

Проявление познавательных потребностей

А) в повседневной жизни

- проявляет познавательные потребности

3

- проявляет недостаточно

2

- не проявляет

1

Б) дома и в новой обстановке интересуется игрушками, предметами

- да

- нет

3

- иногда

1

2

Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив:

- да

3

- нет

1

- иногда

2

При обучении

- проявляет интерес

3

- проявляет недостаточно

2

- не проявляет

1

Инициативность в игре

А) умеет сам найти себе дело

- да

3

- нет

1

Б) фаза подготовки игры

- самостоятельно

3

- с помощью взрослого

2

В) проявляет элементы воображения

- да

3

- нет

1

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

- вступает в контакт по своей инициативе

3

- сам не вступает в контакт

2

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

- вступает в контакт по своей инициативе

3

- сам не вступает в контакт

2

Результативность деятельности

- доводит начатое дело до конца

3

- не всегда

2

- не доводит

1

Самостоятельность в игре

- умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого

3

- не всегда

2

- не играет сам

1

Социальные связи со взрослыми и детьми А) идет на контакт со взрослыми

  • легко
  • избирательно
  • трудно

Б) вступает в контакт с детьми

- легко

  • избирательно
  • трудно

3

2

1

3

2

1

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми

- есть

3

- недостаточно

2

- трудно

1

Уверенность в себе

- есть

3

- не всегда

2

- нет

1

Адекватное отношение к оценке взрослыми деятельности ребенка

- да

3

- не всегда

2

- нет

1

Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница)

- перенес разлуку сравнительно легко

3

- тяжело

1

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых (к кому именно?)

- есть

-нет

1

3

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

2,6–3 балла – готов к поступлению в дошкольное образовательное учреждение; 2 – 2,5 балла – условно готов;

1—1,9 балла – не готов

Приложение № 3

Анкета для родителей 1 Дата заполнения:            Фамилия, имя ребенка:          

Дата рождения: _          

Ф. И. О. матери:                           Ф. И. О. отца:                    Жилищные условия:                   Адрес:                         Телефон: домашний:        ; рабочий:                  

Сведения о родителях Возраст матери:        ; отца:        Состояние здоровья матери: а) здорова; б) страдает заболеваниями: – гипертония, – аллергия, – близорукость, – частые простудные и воспалительные заболевания; – другие.

Состояние здоровья отца: а) здоров; б) страдает заболеваниями: -аллергия; – близорукость; – частые простудные и воспалительные заболевания;– другие.

Образование: матери        ; отца        Профессия: матери        ;

отца        Состав семьи (проживают вместе с ребенком Семья распалась (да, нет), когда ребенку было        лет У ребенка неродные (мать, отец) (подчеркнуть).

Взаимоотношения в семье: хорошие, холодные, напряженные, частые ссоры. Сведения о ребенке: Каким по счету родился         

Течение беременности: – обычное; – с осложнениями; – лежала на сохранении; – нервные потрясения во время беременности; – инфекционные болезни; – частые простуды с высокой температурой.

Роды: – в срок; – преждевременные; – переношенные: – нормальные; – затяжные; – кесарево сечение. Ребенок болел: редко/часто, легко/тяжело, с осложнениями.

Травмы:        Операции:         Состоял/состоит на учете у врача: инфекциониста, окулиста, отоларинголога, ревматолога, невропатолога, психоневролога, аллерголога, дерматолога, хирурга и др.

Физическое состояние ребенка: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный. Перечислите продукты, вызывающие аллергию, если есть такие:

Сон: а) засыпает: – быстро; – не сразу; б) спит: – спокойно; – беспокойно;

в) бывают ночные страхи, во сне говорит, ходит;

г) просыпается: – легко; – с трудом; д) бывает сонлив днем. Утомляется: часто/редко, от общения, от физических нагрузок.

Частые жалобы: головная боль, повышенная потливость, повышенная обидчивость, плаксивость, страхи.

Индивидуальные особенности: привычка сосать соску заикание, мочиться днем/ночью, памперсы, обмороки и др.

Ваши пожелания:          

Спасибо за внимательное заполнение анкеты!

Приложение № 4

Анкета для родителей 2

Ваш ребенок впервые начинает посещать дошкольное учреждение. Он попадает в новую обстановку, в большой детский коллектив, сталкивается с незнакомыми взрослыми. Для того чтобы переход ребенка в новые условия был более безболезненным, просим ответить на следующие вопросы:

Фамилия и имя ребенка                  Дата рождения         

  1. С каким настроением ребенок идет в дошкольное учреждение         

  1. Как ласково его называют дома        _
  2. Подвержен ли частым простудным заболеваниям        _
  3. Какую пищу не любит, не воспринимает         
  4. Есть ли диатез         
  5. Имеются ли другие хронические заболевания         
  6. Переносит ли лекарственные препараты         
  7. Спит ли ребенок дома         
  8. Умеет ли самостоятельно
  • одеваться;
  • раздеваться;
  • умываться;
  • пользоваться туалетом.
  1. Умеет ли самостоятельно и аккуратно есть         
  2. Умет ли самостоятельно играть         
  3. Любимые игрушки ребенка         
  4. С желанием ли делится игрушками с детьми         
  5. Охотно ли вступает в контакт:
  • с детьми своего возраста;
  • с незнакомыми взрослыми.
  1. Проявляет ли познавательный интерес к окружающему миру, задает ли познавательные вопросы_
  2. Изменилось ли поведение ребенка дома и как         
  3. На какие темы вам нужна консультация         
  4. Ваши пожелания и предложения          

Спасибо за внимательное заполнение анкеты.

Приложение № 5

Лист адаптации

Фамилия, имя ребенка:          

Дата рождения:                   Возраст при поступлении:          

Дата поступления:          

Адаптационные

дни

1-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Настроение

Аппетит:

  • завтрак
  • обед
  • ужин

Сон

  • засыпание
  • длительность

Активность

  • в игре
  • на занятиях
  • в речи

Взаимоотношения

с детьми

Взаимоотношения

со взрослыми

Условные обозначения: положительно – «+»; неустойчиво – «?»; отрицательно – «—»;

болел – «б»; находился дома – «д».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

Рабочая программа педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»

Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения. Благодаря  индивидуальному сопровождению ребенка «...

План педагога- психолога на адаптационный период 2020-2021 учебный год.

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению очень сложный, эмоциональный процесс, как для ребенка так и для его родителя. План заключает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...

Рабочая программа педагога -психолога в ДОУ для детей 5-6 лет

Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на формирование социальных отно...

Рабочая программа педагога-психолога в ДОУ для детей 4-5 лет

      Рабочая программа разработанная в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена н...

Рабочая программа педагога-психолога по сопровождению адаптационного периода в ДОУ

   Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на сопровож...