Технология "Дары Фрёбеля"
материал

Димитрова Ольга Сергеевна

Конспект - описание технологии.

Консультация для родителей.

Консультация для педагогов.

Конспекты занятий НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ДАРОВ ФРЕБЕЛЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель Димитрова О.С.

го Королёв, Московской области        

2020г

I.Введение.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО,  в процессе получения ребёнком дошкольного образования, должно быть обеспечено всестороннее  развитие личности.

Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:

  •  Формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;
  •  Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
  •  Формирования предпосылок учебной деятельности;
  •  Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
  •  Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
  •  Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

   При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.

     Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.

      Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы педагогики».

Актуальность:

      При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.

Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

Основные принципы технологии:

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

  • Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  • Принципы педагогики Фрёбеля.
  • Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

Дары Фрёбеля - новый подход

 «Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:

1)мячи разного цвета на ниточках,

 2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;

3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

 4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

 6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

    Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:

 

  • социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
  • познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»;
  • речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
  • художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
  • физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры», «Воздушный футбол», «Весёлая карусель», «А я умею ходить, а ты что умеешь?», «Мышки, берегите хвостик!», «Бусы для Маши».

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

Направления технологии:

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации технологии:

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  • Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
  • Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.

Создание условий для дополнительного образования.

Объекты технологии:

  • Дети 2-7 лет.
  • Семьи детей, посещающих детский сад.
  • Педагогический персонал детского сада.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

 

 

 

Продолжительность реализации технологии:

Для детей 2-3 лет

Данный курс состоит из 36 занятий по 9 – 10 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.

Для детей 3-4 лет

Данный курс состоит из 36 занятий по 15  минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для второго года обучения.

Для детей 4-5 лет

Данный курс состоит из 36 занятий по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для третьего года обучения.

Для детей 5-6 лет

Данный курс состоит из 72 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для четвертого года обучения.

Для детей 6-7 лет

Данный курс состоит из 72 занятия по 20  минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для пятого года обучения.

 

       На протяжении внедрения технологии  педагог постоянно должен следить за обеспечением условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Цель технологии:

 Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

  

Задачи технологии по областям развития дошкольников:

1.Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать игровую деятельность детей;
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

2.Познавательное развитие: 

  • Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
  • Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
  • Формирование начал самопознания.

3.Речевое развитие: 

  • Развитие речевых способностей и умений;
  • Формировать предпосылки чтения и письма;
  • Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

4.Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эстетическое мировидение;
  • Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
  • Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
  • Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.

5.Физическое развитие: 

  • Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
  • Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
  • Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников 2-3 лет:

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Для воспитанников 3-4 лет:

  • группировать предметы по цвету, размеру, форме.
  • при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
  • видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
  • различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
  • принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

Для воспитанников 4-5лет:

  • знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
  • умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб), развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
  • формирование грамматически правильного строя речи.
  • умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
  • развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления
  • объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.

Для воспитанников 5-6лет:

  • развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
  • развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
  • понимание на слух текста художественного произведения,
  •  приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей
  • формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Для воспитанников 6-7лет:

  • развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности,
  • развитие элементарных математических представлений,
  • расширение кругозора, развитие познавательной активности, любознательности
  • развитие диалогической речи,
  • коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом,
  • развитие навыков планирования
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
  • формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения
  • становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству

Для педагога:

  • Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
  • Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному  развитию воспитанников.

        

 Для родителей:

  • Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
  •  

 

Описание и технические характеристики:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

  • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
  • Модуль 2 «Основные тела»
  • Модуль 3 «Куб из кубиков»
  • Модуль 4 «Куб из брусков»
  • Модуль 5 «Кубики и призмы»
  • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
  • Модуль 7 «Цветные фигуры»
  • Модуль 8 «Палочки»
  • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
  • Модуль 10 «Фишки»
  • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
  • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  • Модуль 13 (5B) «Башенки»
  • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
  2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
  3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
  4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
  5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
  6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»

Консультация для родителей

Дары Фридриха Фрёбеля

Воспитатель Димитрова О.С.

го Королёв, Московской области        

2020г

С 1 января 2014 года в действие вступил новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Развивающая среда образовательной организации должна обеспечивать возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников.

Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста. Еще в 19 веке Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци говорил, что «Игра - это не ребячество, а высший уровень развития ребенка»


Август Фрёбель являетсяя создателем самого понятия «детский сад».

Фрёбель - впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!»), а воспитателей он называл «садовницами».

По мнению Фридриха Фрёбеля, «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры». Фридрих Фрёбель разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году.

Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фребеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора Фребеля.

Сейчас я хочу вас познакомить с дидактическим посбием «Дары Фрёбеля».

Работу с «Дарами» мы начали с «Первого дара». Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на веревочке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мы держали мячик за веревочку и показывали ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.  Именно этот «Дар» предназначен для детей раннего возраста.

В нашей группе с этим «Даром» мы проводим следующие игры : «Крыглый и мягкий», целью игры является знакомство с геометрической формой шар и его свойствами(твердый, мягкий, катится). «Вправо, влево и вокруг», «Вперед-назад». Целью этих игр является прстейшее ориентивание в пространстве относительно ребенка. Очень интресной игрой для малышей стала игра « Куда спрятался мячик» в ходе игры дети занкамятся с понятиями «Внутри, снаружи», с предлогами «в»,»рядом», «около».

Предлагаю вам поиграть:

Мячик в руки мы возьмем .

И туда-сюда качнем.

(Дети раскачивают мяч из стороны в сторону)

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

(Дети раскручиваю мячик, держа за ниточку).

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

(Вращение мяча по кругу)

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал

(Дети подтягивают мяч за веревочку вверх - вниз).

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!.

(Дети прячут мяч в коробочку – нет мячика; и достают его – мячик здесь, нашелся).

Следующий дар, с которым мы знакомили малышей -это небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр. С помощью их ребенок знакомиться с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. С детьми проводили следующие игры: «Катится-не катится», «Построй башенку», «Что спряталось в ладошке»

Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же – как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства куба: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

Следующие дары предназначены для детей старше 3 лет. Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и о составляющих его частях («сложное единство», «единство в многообразии»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар – тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, каждая половина – на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар – кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар – кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены на части: на плитки, по диагонали и т.д.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоции методики изучения формы.

Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах.

Модуль № 7 «Цветные фигуры» способствует изучению различных плоскостных геометрических фигур, сортировке и упорядочиванию фигур по цветц и форме, прдназначен для детей с 5 лет.

Модуль №8 «Палочки» тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторные координации, способствует обучению счету и используется в качетве счетного материала. Он предназначен для детей с 4 лет. С детьми 3 лет, данный дар использовали следующим образом: давали детям игровое задание - построй «Дорожку для медвежонка», «Будку для шарика», «Заборчик для петушка».

Модуль № 9 «Кольца и полукольца» развивает творческие способности детей- помогает сомталять разнообразные узоры для детей начиная с 4 лет.

Модуль №10 «Фишки» так же может быть использован в качестве счетного материала, а так же помогает знакомить детей с функциями сложения и вычитания.

Модули 11 и 12 «Цветные тела» и «Мозаика и шнуровка» предназначены для детей с 2 лет. Они помогают знакомить малышей с понями цвет, орма, развивают мелкую мотрику рук. С детьми нашей группы мы проводим следующие игры с данным «Даром» : «Собери бусы по цвету», « Собери по схеме» ( чередование по цвету, по форме), «Выкладывание цветных дорожек».

Модули 13 и 14 «Башенки» и «Арки и цифры» предназначены для детей с 4-5 лет. Закрепляют название геомтерических фигру, развивают млкую мотрику и позволяют создавать различные конструкции.

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ.



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Тема: «Путешествие в город Фребеля»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Цель: развитие интереса к предмету математики с использованием Даров Фрёбеля на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать формированию умения применять математические знания и использовать игровой набор Фребеля в нестандартных практических задачах.

-тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение составлять числовой ряд;

- тренировать умение находить числа (закрепление активных слов перед, после, между, соседи);

-закреплять знания о геометрических фигурах;

-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве.

-совершенствовать навыки устного счета до 10;

-обобщать знания, касающихся геометрических фигур, направление в пространстве, т.е. влево, вправо, вперед, назад, по диагонали;

Воспитательные:

-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность;

Развивающие:

-развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;

-развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывая мнение партнера.

- развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Материал: Дары Фребеля №1, №2, №7, №5, №9, №10, карточки с примерами, пояс, схемы, модульные геометрические фигуры, куклы Нарспи, Сетнер, ножницы, круги из картона, билеты.

Предварительная работа: знакомство с автобиографией Фридриха Фребеля. Правильное применение Даров для решения математических задач. Разучивание стихов математического содержания. Решение математических задач на слух.

Ход организованной образовательной деятельности

(дети входят в зал парами)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, вставайте в круг

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу справа

Руку дайте другу слева

                          И скорей вставайте в круг. (стук в дверь)

 Ребята, посмотрите, к нам  пришли – Нарспи и Сетнер, они из сказочного города Фребель. Как-то гуляя по городу, они нашли пояс. Стали спорить кому он достанется.  Они не смогли разделить его между собой. Каждому хочется взять его себе. Ребята поможем разделить пояс на 2 равные части?

Подумайте, как надо это сделать?

Дети: Надо сложить его пополам, точно подравнять концы и стороны, и углы, прогладить линию сгиба, отрезаем.

Воспитатель: На сколько частей вы разделили поясок? (Ответы детей) Молодцы, помогли. Нарспи и Сетнер благодарят вас  и  приглашают в гости в город Фребеля. Но туда непросто попасть, жители города приготовили несколько заданий.

Первое задание. Как вы думаете, на чем можно добраться до сказочного города? (На  машине, самолете, корабле.)Правильно! Но мы с вами отправимся на самолете, который прислали за нами жители города. Чтобы занять места на самолете, нужно купить билет. Билет будет стоит 10 фрёбелей. Вам поможет ДАР 5P. Перед вами кубики с числами. Ваша задача составить число 10 из двух меньших чисел, а, значит, кубиков должно быть два. (Дети составляют число 10).

Воспитатель: Как вы составили число 10? (Воспитатель спрашивает всех детей). Молодцы! Правильно! (Воспитатель обменивает кубики на би-

леты).Сели, дети, дружно в самолет. Наш самолет качается, вправо, влево, вперед, назад. Вот мы и прилетели.

Второе задание.

Воспитатель: Нарспи и Сетнер приготовили нам следующее задания.

Все, жители и гости этого города носят бусы. Нам нужно собрать бусы по схеме. Берите Дар J1, перед вами схема, объемные фигуры и шнурки. (дети собирают бусы) Все справились с этим заданием? Назовите первую/последнюю/вторую фигуру на ваших бусах. Сколько всего фигур получилось? Какие фигуры вы использовали? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте немного разомнемся!

Считай, делай

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз поднимем руки

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков

Третье задание.  Ребята, посмотрите здесь выложены цифры, и жители этого города хотят узнать, умеем ли мы решать задачи, примеры. Будьте очень внимательны, слушаем. Ответы не выкрикиваем, а поднимаем карточку с цифрой. Здесь нас ждут хитрые задачки.

-На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)

-Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3ч)

-Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)

-У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)

-Сколько ушей у двух мышей? (4)

-Сколько носов у 3 котов? (3)

-Сколько рогов у 3-х коров? (6)

-Сколько концов у одной палки? (2)

-В маленьком пруду плавало 7 карасей и 3 сома. Сколько акул плавало?

Запасные задачи: покажите пожалуйста, цифру которая стоит после цифры 5,2,7;  перед цифрой 3,8,10; между цифрами 2и4,7и9,3и5; покажите пожалуйста, соседей числа 2;6,8; какое число больше 3, но меньше 5; после какого числа идёт число 6; покажите число, предшествующее числу 4, последующее числу 7 .

 Сосчитай количественным счетом до 10(один, два, три….) и обратно. Сосчитай порядковым счетом до 10(первый, второй, третий…).

Четвертое задание. Ребята, посмотрите здесь еще одно задание. В подарок мамам жители города хотят украсить крышки коробочек для подарков самоцветами из даров Фребеля. Выложите самоцветы по словесной инструкции. Дети, берите дар J2. Слушайте меня внимательно и выполняйте задание. (Воспитатель читает инструкцию, дети выполняют задание в парах).

Воспитатель читает инструкцию:

1. Выложите 3 желтых самоцвета в правом верхнем углу;

2. Выложите 2 не красных самоцвета в середине крышки;

3. Выложите больше чем 2, но меньше чем 4 синих самоцвета в верхнем левом углу;

4. В нижнем правом углу выложите столько зеленых самоцветов, сколько самоцветов находится в середине.

Проверка

Воспитатель: Давайте проверим! Где вы расположили 3 желтых самоцвета? (в правом верхнем углу) Какие самоцветы у вас в середине? (2 не красных) Сколько самоцветов в верхнем левом углу? (3) Почему? А в нижнем правом сколько? (2) Почему?

Дети: Ответы детей (хоровые и индивидуальные).

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли к дому, где живут Нарспи и Сетнер, Посмотрите что здесь? (праздничный торт).  Ребята, торт какую форму имеет? (ответы детей)

Воспитатель: Сколько нас сосчитайте. А теперь надо поделить торт на части. Как надо разделить его? На сколько частей? (практическое задание – выполняют дети)

Воспитатель: Молодцы, справились, дети. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и побывали в гостях. Вы доказали, что вы на самом деле самые умные и сообразительные. Теперь мы смело можем возвращаться обратно в детский сад, садимся в самолет и полетели,… Сели дружно в самолет. Наш самолет качается, вправо, влево, назад, вперед. Вот мы и прилетели.

 Что вам больше всего запомнилось? Где мы были? Что делали? Какое задание было самым трудным для вас? (Ответы детей) Вы ребята, молодцы, спасибо вам, очень порадовали. А теперь пойдемте отдыхать.



Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие на остров Логика»

Образовательные области: познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Вид занятия: занятие-игра

Формы образовательной деятельности: групповая (фронтальная)

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.

Задачи:

Образовательные:

- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);

- закрепить навыки прямого и обратного счёта.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;

- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных задач, формировать навыки самоконтроля.

Интеграция образовательных областей по задачам:

1.Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • закрепить навыки прямого и обратного счёта
  • развивать познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельность
  • развивать умение решать математические задачки

2.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие:

  • формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
  • оперировать понятиями «верхний левый угол», «нижний правый угол», «центр листа» и тд.;

3.Образовательная область «Речевое развитие»:

  • развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»

Планируемый результат: Самостоятельное решение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических задач. Сформированность устойчивого интереса к занятиям математикой.

Подготовительная работа: Решение математических задач с даров Фребеля, настолько-печатные игры «Геометрические фигуры», Раскраски «Геометрические фигуры».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, наборы «Дары Фребеля»: 5P, J1, J2, дар №7, дар №8.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Педагог интересуется настроением детей, предлагает улыбнуться друг другу и поделиться настроением с гостями.

«Давайте улыбнемся и подуем на ладоши!

А теперь, послушайте, что я вам сейчас расскажу.

Дети входят в группу. Улыбаются друг другу. Дуют на ладошки, передавая свое настроение гостям. Встают в круг.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Ребята, к нам, в детский сад, на электронную почту пришло письмо. Прислали его жители далекого и очень необычного острова Логики. Хотите узнать, о чем говорится в письме?

Тогда слушайте и смотрите!

Воспитатель открывает электронную почту и читает письмо: «Дорогие ребята, пишут вам жители из далекого острова Логики. На остров богат и известен своими дарами, дарами Фребеля, и мы очень любим решать разные задачки. До нас долетели вести о том, что дети вашей группы занимаются логикой и мы решили познакомится с вами и приглашаем вас к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные и познавательные задания. Очень вас ждем!!!»

- Вот такое письмо! Спрашивает вы хотите ли отправиться в путешествие?

- Тогда отправляемся на остров Логики. Как вы думаете, на чем можно добраться до острова?- На самолете, вертолете, пароходе, корабле.

- Правильно! Но мы с вами отправимся на корабле, который прислали за нами жители острова. Жители острова Логики передали нам задания-подсказки для нашего путешествия.

Дети слушают письмо, которое читает воспитатель. Предлагают свои варианты транспортного средства, на котором можно отправиться в путешествие.

Совместно изготавливают корабль, выбирают капитана и помощника.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

ЗАДАНИЕ 1:

- Чтобы корабль не пошел ко дну, рассаживаться нужно в определённом порядке. В этом нам поможет ДАР Фребеля 5P. Перед вами кубики, на которых есть цифры. Вам нужно взять по одному кубику (взяли), на креслах есть номера, вам нужно занять места в соответствии с цифрой на кубике. Занимать места нужно в соответствующем порядке, начиная с цифры 1.

- Закрывайте глазки, мы отправляемся.

- Наш корабль качается по волнам, наклонитесь вправо, влево…. Медленно открывайте глаза.

- Вот ребята, мы и прибыли.

- Наверное, нам надо в нее заглянуть!

Воспитатель раскрывает и читает

Дети рассаживаются по местам в соответствии с цифрой, начиная с цифры 1. Дети, оставшиеся без кубиков с цифрами, назначаются капитаном и штурманом.

Закрывают глаза

Дети открывают глаза и видят перед собой коробку со стрелочкой (дар № 1), открывают дар, там лежат 2 элемента: черный и белый мячи и сверток. Достают сверток с посланием жителей острова Логика.

2 мин.

4.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Послание жителей остова Логика.

«Дорогие ребята, добро пожаловать к нам на остров! За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать по одному цветному элементу из дара. Цвет полученного элемента, будет означать, что следующее задание вас ожидает в том месте, где есть указатель такого же цвета. Удачи!».

Воспитатель:

Элементы каких цветов в коробке?

Значит, идем к месту, где находятся указатели этих цветов.

Белый и черный указатели.

ЗАДАНИЕ.

«Все, жители и гости нашего острова, носят ожерелье. Составьте ожерелье по схеме. (Схема на слайде и у детей в коробке).

hello_html_mabeb0b0.jpghello_html_7771acc7.jpghello_html_2ba0067f.pnghello_html_m32c7af23.jpghello_html_7a24e914.jpghello_html_m20e36396.jpghello_html_m71fa802d.pnghello_html_m5bb1ffbb.pnghello_html_724225c4.png

Воспитатель:

- Ребята, берите Дар J1. Перед вами схема, объемные фигуры и шнурки. Составляйте ожерелье.

(Перед детьми 3 набора и шнурки на каждого. Дети выполняют задание)

hello_html_45bf67ca.jpg

- Сколько всего фигур получилось?

- Какие фигуры вы использовали?

- Молодцы, справились с заданием.

(Появляется красный элемент - мячик).

Направляемся к красному указателю. Читаем задание в свертке.

Красный указатель.

ЗАДАНИЕ.

«В подарок мамам мы хотим украсить крышки коробочек для подарков самоцветами из даров Фребеля. Выложите самоцветы по словесной инструкции».

Инструкция:

  1. Выложите 3 желтых самоцвета в правом верхнем углу;
  2. Выложите 2 не красных самоцвета в середине крышки;
  3. Выложите больше чем 2, но меньше чем 4 синих самоцвета в верхнем левом углу;
  4. В нижнем правом углу выложите столько зеленых самоцветов, сколько самоцветов находится в середине.

Воспитатель:

- Ребята, берите дар J2, удобно расположитесь и начинаем.

(Воспитатель читает инструкцию

Давайте проверим! Где ты расположит 3 желтых самоцвета? Какие самоцветы у тебя в середине? Сколько самоцветов в верхнем левом углу? Почему? А в нижнем правом сколько? Почему?

- Правильно! Молодцы!

(Появляется жёлтый элемент - мячик).

Идем к жёлтому указателю.

Желтый указатель.

ЗАДАНИЕ.

«Для того, чтобы пройти следующее задание нужно будет решить математические задачки, ра ответы записать (выложить) с помощью палочек из дара 7.

Задачи:

hello_html_m540d335a.jpg

(Появляется синий элемент - мячик).

Подходим к синему указателю. Читаем задание в свертке.

Синий указатель

ЗАДАНИЕ.

«Ребята, вам нужно раскрасить изображения цветными точками из дара 8. Каждой цифре соответствует определенный цвет.

Воспитатель раздает раскраски. Дети берут дары № 8 – цветные точки и выполняют задание. Девочки раскрашивают бабочку. Мальчики – мяч (на участках изображений написаны цифры.)

hello_html_6a395a54.pnghello_html_m73a6cc99.png

- Почему ты раскрасила крылья таким цветом?

- Почему этот участок мяча такого цвета?

Дети ищут нужные указатели и задания.

Перед детьми 3 набора и шнурки на каждого. Дети выполняют задание.

Дети решают задачи и выкладывают решение с помощью палочек все вместе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

Рефлексия

Зеленый указатель.

МОЛОДЦЫ!

«Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и нашли все элементы дара Фребеля. Вы доказали, что вы на самом деле самые умные, смелые и сообразительные. Теперь вы смело можете возвращаться обратно в детский сад, а в корабле вас ждет подарок от нас. До новых встреч!

Воспитатель:

- Давайте сложим элементы в коробку. И будем возвращаться обратно. (находим в корабле д/игру Фребеля. Занимайте свои места. Только теперь будем садиться в корабль в обратном порядке, начиная от цифры 10.

Воспитатель:

- Закрывайте глазки.

(Включается музыка «Шум моря»).

- Открывайте глазки, мы вернулись.

Выключаются слайды. Выключается музыка.

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...».

 - Где мы были? Как назывался Остров? А почему он так назывался, как вы думаете?

- Что мы делали?

- Какое задание было самым трудным для вас?

- Вам понравилось путешествие? А что больше всего?

- Вы ребята, молодцы, спасибо вам, очень порадовали. А теперь пойдемте отдыхать.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Удивительные соединения» (технология «Дары Фребеля")


Описание: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Направлено на развитие конструктивно-модельного творчества.
Задачи:
1. Формировать позитивные установки к конструктивно-модельному творчеству. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями конструктора («Лего» и металлического «Для уроков труда»). Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, аккуратность, самостоятельность. («Социально-коммуникативное развитие»)
2. Закрепить знания детей о назначении транспорта. Расширить представления детей о механизмах, приводящих в движение. Продолжать знакомить детей с разными способами соединения деталей (склеивание, свинчивание, спаивание) из разных материалов (дополнительного, бросового, природного). Совершенствовать навыки соединения деталей металлического конструктора с помощью гаечного ключа, винтов и гаек. («Познавательное развитие»)
3. Совершенствовать трудовые операции в работе с картоном и ножницами: располагать предмет на листе бумаги, обводить карандашом, вырезать по контуру. Развивать творческие способности и инициативу. («Художественно-эстетическое развитие»)
4. Развивать речевую активность детей, обогащать и активизировать словарь детей: уточнить названия деталей конструктора (пластина, колесо, ось, планка с отверстиями, уголок, скоба, винт, гайка), внести в активный словарь понятия «резьба», «сварка», «механический двигатель», «подвеска». («Речевое развитие»)
5. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук детей, зрительно-моторную координацию. («Физическое развитие»)
Материалы и оборудование: грузовая машина с муляжами овощей, фигурки человечков из конструктора «Лего»; инженерная книга; металлический конструктор «Для уроков труда», конструктор «Лего», дополнительный и бросовый материал: крышки от бутылок с отверстиями, коктейльные трубочки, деревянные палочки; цветной картон, карандаши, ножницы; карточки-схемы.

Ход

Введение нового понятия(слова) и, или логическая взаимосвязь
Воспитатель: Ребята, маленькие жители «Цветочного городка» собрали большой урожай овощей и решили его перевести с огорода в городок. Но произошла неприятность. (показывает человечков и автомобиль со сломанными колесами)
Ребята, что же делать?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, жители «Цветочного городка» такие маленькие, что не смогут перенести большие овощи, необходим автомобиль. Как называется автомобиль, который перевозит грузы? (ответы детей)
Воспитатель: А транспорт для людей? (ответы детей)
Воспитатель: Значит для того, чтобы перевести урожай, необходим грузовой транспорт.
Из каких деталей состоит грузовой автомобиль? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как эти детали соединены между собой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодец, Саша! Кузов может подниматься (чтобы выгрузить груз) и опускаться. Кабина грузовика крепко держится. А колеса? Если шина проколота или какие-то неполадки с колесом? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! У автомобиля бывают соединения не разъемные (сварка) и разъемные (резьба). Как вы думаете, для кабины какое соединение используют? А для кузова? А для колес? (ответы детей)
Воспитатель: Повторите, как называется прочное, не разъемное соединение? (сварочное, сварка). А разъемное соединение? (резьба, резьбовое)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, для колес, какое соединение используют? (резьбовое)
Воспитатель: А можно ли колеса прибить гвоздями? Склеить? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Колеса должны быть подвижными, иначе автомобиль не поедет. А в движение автомобиль приводит механический двигатель (мотор).
Термин «Мотор» заимствован в первой половине XIX века из немецкого языка. «Мотор» - с нем.языка «двигатель», от лат.языка «мотор» - «приводящий в движение».

Схемы, карты, условные обозначения (работа с символическим материалом)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим, из чего же состоит механический двигатель? Прежде всего - подвеска – совокупность деталей, механизмов, соединяющих колеса с автомобилем. Колеса крепятся на ось. Чтобы колеса не слетели во время движения, их нужно укрепить.
Воспитатель: (показывает карточки – схемы) Что необходимо для установки колес? (ось и колеса).
Воспитатель: А для того, чтобы колеса не слетели во время движения? (нужны крепления)
Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы с вами приступим к строительству, нам надо вспомнить о профессии водителя.

Физкультминутка «Мы – шофёры»
Едем – едем на машине (руками крутим руль)

Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)
Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)
Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправо-влево)
вправо-влево – чистота!
Ветер волосы взъерошил ( встряхнуть головой)
Мы шофёры – хоть куда! ( выставляем большой палец)

Инженерная книга. Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
Воспитатель: Ребята, перед строительством автомобиля давайте поработаем в инженерной книге.
Автомобиль должен быть для перевозки овощей, с механическим двигателем. Подумайте, справитесь ли вы одни или возьмете себе помощников. Отметьте в своей книге, как бы вы хотели работать, в паре, группой из нескольких человек или индивидуально (дети отмечают условными обозначениями свой выбор).
Воспитатель: Подумайте, какой у вас будет автомобиль. Если вы решили работать в паре или группой, посоветуйтесь друг с другом (дети отмечают в инженерной книге)
Воспитатель: Автомобилей должно быть много, ведь большой урожай овощей нужно перевезти. Возможно, для механического двигателя деталей не всем хватит. Чем их можно заменить? Определите материал, с которым вы будите работать, способы соединения и инструменты, которые вам понадобятся. (дети отмечают условные обозначения)
Воспитатель: Ребята, постарайтесь сделать свои двигатели так, чтобы они были разнообразными , не похожими друг на друга.
Воспитатель: Определите, сколько колес будет у вашего грузовика (три, четыре, шесть), чем они будут укреплены, где будет крепиться подвеска.
Дети проговаривают алгоритм последовательности конструирования придуманного автомобиля с механическим двигателем и зарисовывают схему в инженерной книге.

Техника безопасности
Воспитатель: Прежде чем приступить к строительству, давайте вспомним технику безопасности при работе с разнообразным материалом. (Опираясь на схемы – картинки дети проговаривают правила безопасности, а потом отмечают необходимые)
- все необходимые детали располагаются на подносе
- не раскидывать детали конструктора
- нельзя класть детали конструктора в рот и уши
- выполнять работу внимательно, не отвлекаться на посторонние дела
- хранить ножницы в указанном месте в определённом положении
- при работе внимательно следить за направлением резания.
- не оставлять ножницы с открытыми лезвиями
- передавать закрытые ножницы кольцами вперёд.

Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили технику безопасности в работе с разным материалом.
Напомните, какие детали необходимы для постройки механического двигателя? (ось, колеса, крепление).
Воспитатель: Какие детали конструктора вы возьмете для этого? (дети называют детали и объясняют, как их будут соединять)
Воспитатель: А как еще можно соединить детали, чтобы сделать их неподвижными? (сваркой, склеиванием, сколачиванием)
Воспитатель: Какой материал можно использовать кроме конструктора для изготовления механического двигателя? (колеса из картона, крышек; ось – из трубочек, деревянных палочек)
Воспитатель стимулирует детей к проговариванию вслух моделей своих конструкций: размере, материале, строении, наличии колес.

Конструирование/Экспериментальная деятельность (стимулирование общения детей между собой)
Дети выбирают необходимый материал. При работе в группах, нужно распределить обязанности: координатор, сборщики и другие, чтобы каждый отвечал за свой этап работы. Конструируют модель автомобиля, используя зарисовки в инженерной книге. Воспитатель, предлагает детям, испытывающим трудности, обратиться за помощью к своим сверстникам, поощряет за оказанную помощь.
По необходимости, воспитатель оказывает помощь детям (прокалывание отверстий в картоне, скручивание трубочки из картона и др.)

Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось)
Воспитатель: Посмотрите на свои постройки, получилось ли у вас, то, что вы задумали?
(дети сравнивают свои постройки с зарисовками из инженерной книги; анализируют с помощью взрослого, что не удалось сделать и почему; и наоборот, что новое придумали, чего не было в рисунке, что еще могли бы добавить в дальнейшем)
Воспитатель: Ребята, у всех ли получился автомобиль с механическим двигателем? Какие трудности испытывали при конструировании?

Фотографирование деятельности и объектов
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь маленьким жителям «Цветочного городка»? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Какие разные автомобили получились! Я думаю, маленькие человечки будут рады! Целый автопарк получился! Давайте мы его сфотографируем.(Воспитатель фотографирует модели)
Обыгрывание моделей (стимуляция активизации словаря)
Воспитатель: Давайте проведем испытание нашим автомобилям - перевезем овощи на склад (Дети перевозят муляжи овощей в стилизованный склад-коробку).
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные автомобили. Маленькие человечки быстро перевезут свой урожай. Мне очень понравилось вместе с вами трудиться, помогать другим, создавать полезную вещь.
Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы
Дети самостоятельно размещают свои конструкции в предметно-пространственной среде в соответствии с ее функцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности детей в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Организация совместной деятельности детей в средней группес использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»Тема: Игра «Зеркало»УМК (программа) « Примерная основная образовательная программа дошкольного ...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Данный комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" соответствует ФГОС ДО и может использоваться как в НОД, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми....

"Дары Фрёбеля"

Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную  на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представлени...

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Материал о немецком педагоге, его взглядах на воспитание дошкольников и его вклад в педагогику. Дары Фребеля. ...

«Из прошлого в современность…» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ Ф.ФРЁБЕЛЯ в работе с детьми с ОВЗ

В статье описаны основные принципы педагогики Фридриха Фребеля и раскрывается авторское видение на возможные пути их использования в наше время....

Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Конспект  НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну  Фрёбеля» Квест-игра  по математическому и сенсорному развитию с использова...

Конспект НОД: «Путешествие на остров Фрёбеля», с использованием пособий «Дары Фрёбеля».

Основная образовательная программа ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. «Детство». Возростная группа: п...