итоговое родительское собрание в средней группе
материал (средняя группа)

Небутова Оксана Матвеевна

Итоговое родительское собрание на конец учебного года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_sredney_gruppe2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе №7 «Солнышко».

Воспитатель: Небутова Оксана Матвеевна.

Тема : «Развитие речи как фактор успешной социализации ребёнка».

Цель: Привлечь родителей к вопросу о проблеме речевого развития детей в современных условиях, привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, формирование педагогической культуры родителей.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, воспитатель.

План собрания:

1.Вступительная часть.

2.Практикум.

а) обсуждение факторов успешного развития ребёнка.

б) характеристика речи.

в) разбор проблемных ситуаций.

3.Знакомство родителей с развитием речи детей в детском саду.

4.Речевые игры с родителями.

5.Заключительная часть.

1.Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем родительском собрании! Оно посвящено теме «Развитие речи как фактор успешной социализации ребёнка».

Что же такое речь?

Речь- это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка.

Речь- это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребёнка, особенностей развития всех его психических функций.

Развитие речи- это творческий процесс овладения речью: средствами языка( фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи- её восприятие и выражение своих мыслей.

Значение связной речи:

1)качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

2) от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика.

3) без умения чётко формулировать свои мысли невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Социализация- это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Личность проходит следующие стадии социализации:

1) имитацию- копирование детьми поведения взрослых.

2) игровую- детское поведение как исполнение роли со значением

3) групповые игры- роль как ожидаемое от неё поведение.

В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Формой первичной социализации является семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Современное общество предьявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения, являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Таким образом правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребёнка в речевой деятельности, а так же обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей- явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражают речи окружающих людей. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленьким(около 1 года).Как мы переживали за речь? Ждали, когда ребёнок произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить? Как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»- мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому мы решили посвятить наше собрание речевому развитию.

Если «нет»-очень жаль, так как от того как развита речь детей, зависит его успешная социализация в обществе, его самооценка.

-Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи на доске):

Речь должна быть:

-грамотной

-понятной

-выразительной

-осмысленной

-богатой и т.д.

Это в идеале. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей(всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы и папы, а уж дома развивающие речевые занятия- это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

-односложная--------------состоящая из простых предложений

-бедная речь----------------недостаточный словарный запас

-слова-паразиты-----------замусоривание речи

-грамотные слова--------неумение правильно сформулир.вопрос

-составление рассказов-----неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.

-не могут логически обьяснить-----речь не выразительна

-плохая дикция------не выговаривают звуки.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребёнка была( грамотной, логичной, а она у нас(зачитываю слова из второго столбца).

2.Практикум.

а)обсуждение факторов успешного речевого развития детей.

Что же нужно для успешной социализации ваших детей в обществе? На столах перед вами лежат карточки с текстом. Предлагаю выбрать из перечня факторов самые значимые на ваш взгляд и прокомментировать свой выбор:

-Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

-Создавать условия для общения с другими детьми.

-Речь взрослого- пример для подражания.

-Развивать мелкую моторику рук- это ведёт к развитию речи ребёнка.

-Словесные игры взрослого и ребёнка.

-Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

-Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему?».

-Совместные выезды на природу, экскурсии. Посещение музеев.

-Игра ребёнка с взрослыми и детьми.

Вывод: все перечисленные факторы имеют важное значение для развития речи ребёнка.

В)Рассмотрим проблемные ситуации.

Ситуация 1.

Дошкольник совсем не задаёт взрослому вопросов или задаёт, но очень редко.

Вопрос

-какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

Примерный ответ: это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребёнка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребёнок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.

Ситуация 2.

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не  рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по- взрослому рассуждает!

Вопрос.

-Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?

Примерный ответ: В продуктивных видах детской деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создаёт предпосылки к овладению письмом.

Ситуация 3.

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба- лыба»,Саша: «Шишка- сиска», Петя «садись-дись»,Вова: «сахар-хасир».

Вопрос.

-Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно обьяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Примерный ответ: У Гриши и Саши замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Пети- пропуск первого слога; у Вовы- перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, обьясняется  несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Взрослым важно демонстрировать ребёнку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.

3.Что же мы делаем интересного в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

-Составлению творческих рассказов.

-Составлению рассказов по картине, по серии картин.

-Пересказам.

А помогают нам в этом вот такие мнемотаблицы(показ).

Очень важно с детьми разучивать стихи-это способствует развитию выразительности, тренирует память. Заучивая стихотворения мы тоже пользуемся мнемотаблицами и мнемодорожками (пример).

Для улучшения звукопроизношения проговариваем чистоговорки и скороговорки(пример). Очень любят дети отгадывать загадки. Обязательно при этом  надо спросить ребёнка «как догадался?».

И ещё  учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.

4.А сейчас я вам предлагаю речевые игры, в которые вы можете играть со своими детьми дома. Эти игры могут быть полезны всем членам семьи, в них можно играть по дороге в детский сад, в будние дни вечерами, на праздниках и т.д.Мы предлагаем вам игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Угадай, о чём(о ком) я говорю».

Цель: Формировать умение ориентироваться на основных признаках предмета, развивать словарный запас».

Ход игры: ребёнку описывают признаки предмета или животного, его части, местоположение, особенности. Например: это животное, оно маленькое, быстроногое, трусливое, длинноухое.

«Составь загадку».

Цель: учить составлять описательные рассказы о предметах, развивать связную речь.

Ход игры: ребёнку предлагается описать какой-нибудь предмет, не называя его, другой игрок должен угадать.

«Назови ласково».

Цель: научить образовывать новые слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: ребёнку предлагается назвать ласково слова: кот-котик и др.

«Преврати в огромное».

Цель: научить образовывать новые слова с помощью суффиксов: кот-котище и др.

«Один-много».

Цель: упражнять в образовании множественного числа в правильном употреблении слов в родительном падеже.

Ход игры: превратить слово во множественное число.(стол- столы и тд.).

«Подбери словечко»

Цель: развивать мышление, словарный запас, учить подбирать признаки к предмету.

Ход игры: предложить назвать ребёнку как можно больше признаков какого-либо предмета. Например: яблоко(какое?) румяное, круглое, спелое, вкусное, большое, круглое, красное и т.д.

5.Заключительная часть.

Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни- развитие связной монологической речи. В этот период речь ребёнка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако обьяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Помните!

Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых( и прежде всего родителей, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома ребёнок слышал правильную, грамотную речь.Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении- основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее- обратиться за помощью к логопеду.

В заключении хотелось бы дать рекомендации родителям:

-Не забывайте, что решающее значение для разговорной речи ребёнка имеет его общение с вами.

-Не уходите от ответов на вопросы ребёнка.

-Во время совместных прогулок с детьми обращайте внимание на значимые для человека обьекты: магазины, школы, поликлиники и тд.

-Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.

-Обсуждайте прочитанную книгу.

-Заведите дома детскую библиотеку для совместного чтения.

Это первые шаги в овладении монологической речью.

Рефлексия: Родителям предлагается нарисовать на смайлике эмоцию, отображающую полезность информации.

Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое родительское собрание в средней группе на тему: «Наши интересы и увлечения»

Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного  процесса как средства всестороннего развития личности ребенка.Задачи: ознакомить родителей с разнообразными интересами и увлече...

Конспект итогового родительского собрания в средней группе

Цель:- подвести итоги совместной деятельности воспитателя, воспитанников и родителей за учебный год;- определить перспективы на будущее.Задачи:- Отследить динамику психического и физического разв...

Итоговое родительское собрание в средней группе

"Вот и стали мы на год взрослее"....

Итоговое родительское собрание в средней группе.

Процесс развития и воспитания детей дошкольного возраста - очень сложная, даже "ювелирная"  работа. Нужно работать с полной самоотдачей и тогда будет результат. Дети - очень чуткие, они чувствуют...

Итоговое родительское собрание в средней группе . Инновационные методы работы с родителями.

В конце учебного года и педагогам, и родителям наступает время подвести итоги. С другой стороны, всем хочется получить заряд позитива и бодрости перед наступающим летом. Это родительское собрание не я...

Итоговое родительское собрание в средней группе

подведение итогов работы за учебный год ...

Итоговое родительское собрание в средней группе "Чему дети средней группы научились за год" "Весёлое путешествие на паровозике"

Цель: Подведение итогов образовательной деятельностиПознакомить родителей с достижениями и успехами их детей - подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.Форма проведения - ...