Педогогическая мастерская изготовление мнемоквадратов своими руками.
консультация

Долгова Людмила Анатольевна

"Педогогическая мастерская изготовление мнемоквадратов своими руками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_mnemokvadratov.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

«Педагогическая мастерская изготовление мнемоквадратов своими руками»

Подготовила:

воспитатель Долгова Л.А.

Усть-Ишим 2021

Цель:

Подвести коллег к пониманию практической ценности мнемотехники в развитии речи детей.

Познакомить коллег со структурными единицами технологии мнемотехника.

Вовлечь педагогов в совместную практическую деятельность.

Показать алгоритм работы с мнемотаблицами и схемами.

Планируемые результаты:

Педагоги стремятся применять элементы мнемотехники в своей работе, создают свои мнемотаблицы.

Ход мастер- класса:

1. Организационно – целевой этап.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Всем вам известна такая уникальная технология как мнемотехника. Сегодня мы поговорим  о  практическом применении данной технологии. Мнемотехника универсальна по своей природе и применительна ко всем образовательным направлениям в  ДОУ.

Давайте вспомним 5 образовательных направлений по ФГОС  (Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).

- Основная оперативная единица данной технологии – символ, несущий определенную информацию.

- Система таких знаков складывается в мнемотаблицу. Давайте рассмотрим, что же это такое.

2. Содержательный этап.

- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы могут быть предметныепредметно - схематические и схематические.

 Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается  схематическая мнемотаблица.

Как и любая работа, работа с мнемотаблицами строится от простого к сложному. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом. Например, даётся слово “девочка” и его символическое обозначение. (показ педагогам символа «Девочка»)

-Зарисуйте символами слова: лес,  школа, обед, цыпленок, ветер, мышь, нора, молоко, дорога, праздник.

- А теперь, используя свои символы - подсказки, воспроизведите цепочку слов.

- Это задание как раз показывает, как работает перекодировка ииформации в зрительный план и обратно. В этом вся суть мнемотехники.

- Когда ребенок уловит, что значит зашифровать слово, педагог предлагает упражнение на самостоятельное кодирование и воспроизведение слов по своим условным обозначениям. Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов.

Например, “маленькая девочка”,  «большой дом».

Попробуйте придумать кодировки к сочетаниям слов «вкусный торт», «мягкая постель», «сладкие сны».

- Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка взяла корзинку и  пошла в лес за грибами”:

Закодируйте предложения:

 Дети любят игрушки и сладости.

Спички детям не игрушка!

Мама купила дочке новую куклу.

- Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над несколькими предложениями, несложным стихотворением или загадкой, например:

 Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

- И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Ее содержание определяет педагог. Он может нарисовать все, что считает нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Например, символическое изображение зайца ,лисы , леса , медведя .

Главное – нужно передать условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использовать приёмы мнемотехники в работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения. Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры – давать задания на самостоятельную шифровку и расшифровку слов.

Работа с мнемотаблицами состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ текста или рассказ на заданную тему. (В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно).

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (старший возраст) или выкладывание сказки на мини – мнемотаблицах (младший и средний возраст).

5. Закрепление содержания произведения при индивидуальной работе с детьми.

Перед ООД с применением мнемотехники идет большая предварительная работа:

изготовление дидактического материала, демонстрационного и раздаточного (мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы - модели);

обсуждение с детьми значений всех символьных изображений;

чтение сказок, рассказов, стихотворений и другой литературы по теме ООД;

подборка форм и приемов работы, при помощи которых можно заинтересовать детей;

подборка смены видов деятельности (подвижные, словесные и дидактические игры, слушание музыки, чтение стихов, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование и т.д.).

- Основной частью ООД является составление рассказов (описательных, сюжетных, творческих) и пересказ с помощью знаков.

 В этом могут помочь мнемотаблицы .

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил:

1.пока дети знакомятся с конкретной сказкой или темой, демонстрационная таблица помещается в группе на видное место, а также проводится индивидуальная работа с помощью раздаточного материала;

2.перед следующим ООД необходимо проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы из предыдущих ООД;

3.по окончании работы над сказкой или темой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок;

4.необходимо также привлекать детей в свободное от занятий время к кодировке (придумыванию символов) к сказкам, стихам, упражнять в разгадывании символов.


Таким образом, с помощью мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

-вызвать у детей желание пересказывать сказки и рассказы — как в ходе ООД, так и в повседневной жизни;

-расширить круг знаний об окружающем мире;

-активизировать словарный запас;

-облегчить процесс заучивания стихов (заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям);

-помочь детям преодолеть робость и застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией;

-эффективно развивать связную речь детей, используя принцип наглядности.

- Уважаемые коллеги, давайте поделимся на команды из 2 человек . Несколько команд разрабатывает мнемотаблицу по сказке «Колобок» , а некоторые – «Курочка Ряба».

3. Итоговый этап (рефлексия).

(Педагоги презентуют мнемотаблицы по сказкам. )

- Я надеюсь, что материал, который был сегодня представлен, будет полезен вам в вашей работе. Желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Изготовление цветов своими руками"

В презентации представлен материал по изготовлению цветов своими руками...

Творческая мастерская для педагогов на тему: «Изготовлению кукол своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель творческой мастерской формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра , а также заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими рукам...

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...

Мастер-класс "Творческая мастерская "3D-конструктор своими руками"

Цель: Изготовление 3D-конструктора из пластилина и зубочисток детьми подготовительной группы.Упражнять: Развитие фантазии и логики пространственного мышления, креативности и мелкой моторики рук....

Творческая мастерская по изготовлению театра своими руками

Огромное значение в жизни детей занимает игра. С помощью игры ребенок познает мир, учится его воспринимать. Театрализованные игры занимают особое место в жизни ребёнка. Они способствуют развитию мышле...