Два слона
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

- Расширять и углублять знания детей о видах слонов, обитающих на нашей планете, найти сходство и различия, узнать об особенностях их жизни.

- Формировать у детей интерес к изучению животного мира нашей планеты. 

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и желание сберечь и сохранить красоту природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ftskm_dva_slona.docx404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Выборгского района Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе

«Два слона»

Составитель: Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель

Санкт – Петербург

2021 год

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе

«Два слона»

Цель: Способствовать привлечению внимания детей к пониманию угрозы исчезновения  двух видов слонов, обитающих на нашей планете.

Программные задачи:

- Расширять и углублять знания детей о видах слонов, обитающих на нашей планете, найти сходство и различия, узнать об особенностях их жизни.

- Формировать у детей интерес к изучению животного мира нашей планеты. 

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и желание сберечь и сохранить красоту природы.

Оборудование:

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Про мамонтёнка» («Союзмультфильм», автор сценария А. Свиридова, «Мама для мамонтёнка» (ТО «Экран»), «Профессор Почемучкин» серия «Зачем слону хобот?»;видеосюжеты: энциклопедия для детей  «Обо всем на свете» (про слона), детская энциклопедия «Зачем слону бивни?»;  чтение художественной литературы: Денис Солвита «Сказка про слона или зачем слону хобот?», Чарушин Е. И. Рассказы о животных Слон

Ход:

Воспитатель:

Нам пришла посылка из слоновника Московского зоопарка, а в ней письмо.

«В Московском зоопарке живёт семья азиатских (индийских) слонов. Самец Памир, самка Пипита и их слонята Каприда и Филимон. Слонята здесь родились и выросли. Каждый год в Московском зоопарке проходит праздник Всемирный день слонов. На нём рассказывают взрослым и детям, что на нашей планете осталось очень мало африканских и азиатских слонов. В нашем зоопарке есть музей слонов, в котором мы узнали очень много интересного о слонах. Сегодня мы поделимся с вами этими новыми знаниями».

Воспитатель достаёт карточку - задание от слонят Киприды и Филимона. «Разные материк»

«Ребята, на нашей планете живут два вида слонов Африканский и Азиатский (Индийский). А где они живут вы узнаете, когда отгадаете загадку, выполните задание и поиграете в игру».

Нас шесть на планете,

Знают их дети,

Это суша, а вокруг

Океаны и моря,

Как зовётся суша та? (материк)

Воспитатель:

- Африканские и Азиатские слоны живут на разных материках. Материк – это суша, которая окружена со всех сторон водой (морями и океанами).

Сложите разрезные картинки, и вы узнаете на каких материках живут слоны.

Разрезные картинки «Материк Африка и Евразия»

Воспитатель:

- Африканский слон живёт на материке Африка, а Азиатский слон живёт на самом большом материке Евразия, который разделяется Уральскими горами на Европу и Азию.

Горы здесь Уральские

Делят всю Евразию

На Европу (слева),

И еще на Азию.

Воспитатель:

- Мы с вам тоже живём на материке Евразия. Почему мы не встречаем Азиатского (Индийского) слона? (СПб находится на северо-западной части материка, Азиатский слон живёт в юго – восточной части материка.)

Слонята приглашают нас поиграть в игру на внимание «Где живут слоны». Воспитатель называет материки, дети хлопают в ладоши только тогда, когда он произносит Африка или Евразия. Воспитатель говорит: «Евразия, Антарктида, Австралия, Африка, Северная Америка, Южная Америка и т.д.»

Воспитатель достаёт карточку - задание от слонят Киприды и Филимона «Кто наши родственники?» (На карточке стихотворение, рассказ и игра)

Жил да был лохматый слон.
Назывался мамонт он.
Был он очень волосат,

Весь зарос, как дикий сад.
А когда зарос, как лес,
Заблудился да исчез (Галина Дядина)

Давным - давно на Земле жили мамонты. Все их тело было покрыто густой и длинной шерстью. Они не боялись холодов. Мамонты отличались от слонов тем, что на затылке у них был большой горб, а бивни были не прямыми и короткими, а закручивались спиралью с направленными друг к другу концами. Когда же климат изменился, исчезла пища, которой мамонты питались. Постепенно мамонты стали вымирать, и среди них остались только два вида, которые смогли приспособиться к изменившимся условиям. Они-то и стали предками современных слонов. У слонов осталась короткая щетина. Изменилась и форма бивней, они стали прямыми и не такими длинными. Слонов с мамонтами объединяет наличие кисточки на хвосте. Хобот у слонов удлинился и стал самой примечательной частью их тела.

Воспитатель:

- Слонята хотят, чтобы мы поиграли в игру «Танец момантёнка»

Подвижная игра «Танец мамонтёнка» (по типу игры «Лавата»). Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая:

Дружно мы танцуем

Тра-та-та, тра-та-та,

Наш весёлый танец

Да – да - да, да – да -да,

Мамонт – это просто слон,

Тра – та – та, тра-та-та,

Только весь мохнатый он,

Да – да – да, да – да - да,


Длинная, густая шесть,

Тра – та – та, тра-та-та,

У шерстистого мамонта есть,

Да – да – да, да – да – да.

Потом все останавливаются, и ведущий спрашивает детей:

Ведущий: «У мамонта шерсть на плечах густая?»

Дети: «Густая»

Ведущий: «А у соседнего мамонтёнка гуще»

Все берут своих соседей за плечи и снова начинают двигаться по кругу, напевая. Останавливаются с окончанием слов.

Ведущий: «У мамонта шерсть на хоботе густая?»

Дети: «Густая»

Ведущий: «А у соседнего мамонтёнка гуще»

Все берут своих соседей за носы и снова начинают двигаться напевая.

Далее водящий называет другие части тела на боках, животе, на лбу, на ушах,

на бедрах, коленях, локтях, на спине, и шее

Заканчивают игру словами: «С шерстью мамонтам теплее»

Воспитатель достаёт карточку - задание от слонят Киприды и Филимона. «Зачем слону хобот?»

«Это только теперь у Слона есть хобот. А прежде, давно, давно, никакого хобота не было у Слона. Был только нос, вроде как лепёшка, чёрненький и величиною с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но всё же никуда не годился…», - так написал в сказке «Слонёнок» Редьерд Киплинг.

Ребята, слон не может опускать голову до земли, и хобот в этом ему помогает. Хобот – это продолжение носа и верхней губы. Он состоит из мышц. Слон может двигать им в любом направлении. На конце хобота имеются пальцеобразные отростки. У азиатских слонов на хоботе один пальцевидный отросток сверху, а у африканского слона два пальцевидных отростка (сверху и снизу).

Посылаем вам мнемотаблицу, чтобы вы узнали «Зачем слону хобот?»

- Хоботом слон совершает хоботопожатие (поглаживают друг друга, обхватывают хоботами друг друга, дотрагиваются до рта, виска), то есть общаются между собой. Слониха поддерживает слонёнка хоботом, может хоботом его наказать.  Хоботом слоны дышат, чувствует запахи, едят и пьют (может за один раз набрать в хобот 20 литров воды). Хоботом слоны поливают себя водой или посыпает пылью (засохшая грязевая корочка служит хорошей защитой от насекомых). Хоботом они издают звуки (слоны трубят) и защищаются от врагов. Хоботом слон может переносить груз и брать разные предметы, даже самые маленькие. Африканский слон, срывает хоботом ветки и листья, поэтому хобот его очень гибкий. Азиатский слон захватывает большие пучки травы, вытягивает их и отправлять в рот, поэтому его хобот сильный, но менее гибкий.  Во всех столкновениях и тревожных ситуациях слон оберегает хобот, сворачивает его. Слоны хорошо плавают и могут находиться под водой, дыша через хобот.

Воспитатель достаёт карточку - задание от слонят Киприды и Филимона. «Кто выше и тяжелее?»

Воспитатель:

- Африканский слон выше и тяжелее, а азиатский слон ниже и легче.

Воспитатель достаёт карточку - задание от слонят Киприды и Филимона. «У кого какие уши и зачем они нам нужны?»

- Сравните уши слонов, у какого слона они больше? У африканского слона уши больше, чем у азиатского слона.

Головы слонов: 1 — африканского саваннового; 2 — индийского.

- Размер ушей зависит от размера животного? Размер ушей не зависит от размера животного. Жираф, медведь, бегемот тоже большие по размеру животные, однако уши у них маленькие.

- Слоны машут ушами, потому что… (им жарко, они охлаждаются, отгоняют насекомых, спасаются от солнечного удара)

- На ушах слонов много кровеносных сосудов – капилляров, к которые поступает кровь. Кровь, поступающая в капилляры, отдаёт тепло в окружающую среду. Так слоны регулируют тепло в своём организме.

- Почему, когда слон хочет напугать своего врага, он растопыривает их? (чтобы казаться больше)

- Люди говорят: «Слон на ухо наступил». Как вы понимаете это выражение? (отсутствие музыкального слуха).

- У слонов отличный слух, они слышат звуки начинающегося дождя за сотни километров. Слоны обладают музыкальным слухом и музыкальной памятью, они способны различать мелодии из трёх нот. Учёные установили, что слоны могут отличать мужской голос от женского, голос ребёнка от голоса взрослого человека и определять возможную угрозу. Слоны по-разному реагируют на человеческую речь и способны отличать один язык от другого.

Игра с колокольчиком «У кого колокольчик»

Дети встают в круг. В середине водящий, он закрывает глаза. Дети передают друг другу колокольчик и звенят в него три раза. На жест воспитателя, все прячут руки за спину, а водящий должен угадать, у кого в руках колокольчик. Он называет имя ребёнка и тот показывает ему руки.

Воспитатель достаёт карточку - задание от слонят Киприды и Филимона. «У слонов есть бивни, это зубы, которые растут всю жизнь. Азиатский слон имеет бивни, а слониха не имеет. У африканских слонов бивни есть и у слонихи, и у слона.У кого какие бивни и зачем они нам?»

- Бивни азиатских слонов практически белые, но через какое-то время они начинают желтеть.

- Бивни слону нужны, чтобы рыть землю, снимать кору с деревьев, для сражений, покрасоваться перед слонихами, положить уставший хобот на бивни.

- Людей издавна привлекали красивые бивни слонов. Слоновая кость один из самых ценных материалов в природы. Из – за этого гибли тысяч слонов в Африке, потому что единственный способ, которым люди могут заполучить бивни у слонов — это убить их. Часто жертвами становятся самые старые и крупные животные, потому что у них самые большие бивни. Раньше из этого материала изготавливали статуэтки, бусы, браслеты, кольца, пуговицы, заколки и т. п. Слоны занесены Красную книгу. Охота на них запрещена.

Воспитатель достаёт конверт с раскрасками от слонят Киприды и Филимона. «Ребята, посылаем вам раскраски. Надеемся, что наше путешествие было интересным и вы узнали много интересного. Если вы пригласите нас ещё в гости, то мы расскажем вам, как живут слоны в природе. До новых встреч.»

- Ребята, что интересного узнали на занятие? Что больше всего запомнили? Какое задание понравилось выполнять больше всего?

Литература:

Ситников Виталий Павлович, Мир животных «От кого произошли слоны?»

Биологический энциклопедический словарь https://gufo.me/dict/biology/слоны

https://infourok.ru/konspekt-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-gde-zhivut-slony-5081262.html

https://oir.mobi/668802-nos-slona.html

https://infourok.ru/material.html?mid=43820

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/448/152/original/vector-game-template-for-shadow-matching-elephant.jpg

https://alimok.com/web/uploads/files/naydi%20ten%201%207let%201.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие. Тема "Подарим слону мячики" 2-я младшая группа

Комплексное занятиеАппликация + развитие речиТема: «Подарим слону мячики»Стихи А. Барто из серии «Игрушки»Программное содержание: - учить детей правильно держать кисточку, набирать на нее клей и полно...

"На что похожи уши у слона?"

Материал для консультации родителей по развитию образности речи детей...

Арт-салон "Оранжевый слон"

План кружковой работы по аппликации в средней группе....

Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»

Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»...

Конспект занятия по ИЗО-деятельности. «Едем, едем на слоне»

Конспект занятия по Лепке с старшей группе детского сада....