Мастер-класс для воспитателей ДОУ
методическая разработка

Татьяна Юрьевна Браженко

Познакомить педагогов  с построением модели образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русскими народными сказками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ

«Воспитание чувства эмпатии детей 5-7  лет в процессе ознакомления с русскими народными сказками»

( с учётом интеграции образовательных областей при реализации основной общеобразовательной программы)

Подготовила:

Браженко Татьяна Юрьевна,

воспитатель

старшей группы

п. Ровеньки, 2014 год

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме:

«Воспитание чувства эмпатии детей 5-7  лет в процессе ознакомления с русскими народными сказками»

( с учётом интеграции образовательных областей при реализации основной общеобразовательной программы)

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов  с построением модели образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русскими народными сказками.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье, труд.

Задачи по образовательным областям:

  1. «Социализация»: Воспитание  любви к родному краю, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского народного фольклора.
  2. «Познание»: Расширение знаний детей о культуре и быте русского народа.
  3. «Художественное творчество»: Развитие художественного восприятия, чуткости к выразительным средствам сказки.
  4. «Чтение художественной литературы»: Развитие интереса и любви к поэтическому фольклору русского народа.
  5. «Здоровье»: Дать представления об отношении русского народа к своему здоровью.
  6. «Труд»: Формировать представления о трудовой деятельности русского народа через художественные произведения.

Ход мастер- класса:

      - Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас. Вашему вниманию представляется мастер-класс на тему: «Воспитание чувства эмпатии детей 5-7  лет в процессе ознакомления с русскими народными сказками». Нашу встречу мне хотелось бы начать словами Константина Михайловича Фофанова:

Прекрасен сказок мир воздушный-

К нему с младенчества привык,

Мне мил и дорог простодушный,

Животворящий их язык.

     - Я думаю, что все прекрасно понимают, какова роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста. Фольклор тесно переплетается с эмоциональным развитием детей. Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Ярким жанром фольклора является сказка. Исходя из образовательной программы нашего образовательного учреждения, я знакомила детей с русскими народными сказками. Взяты все виды сказок- волшебные, бытовые, о животных (предметах). Вся работа строится мною в двух направлениях: непосредственно- образовательная деятельность и самостоятельная деятельность детей.

     Непосредственно- образовательная деятельность проводилась в соответствии с перспективным планом. В начале,  сказки рассказывает воспитатель, он использует иллюстрации, при этом обращает внимание на выразительные средства: фантастический вымысел, «очеловечивание» животных, растений, предметов; построение сюжета (присказка, зачин, концовка), многообразие интонационных оттенков персонажей сказок, поэтичность языка. После чтения проводятся беседы по содержанию, которые помогают детям вспомнить сюжет, ощутить яркие звуки и краски природы, поэтический язык, пережить чувства вместе с героями сказок.

     Для развития чувства эмпатии (развитие творческого воображения) полезно использовать одноимённый метод- метод эмпатии. В основе метода лежит отождествление самого себя с кем- либо, или чем- либо, и как следствие умение сопереживать этому объекту.

     Пересказывать сказки дети могут с помощью настольного театра, игрушечных животных и т.д. Этот приём поможет детям лучше запомнить сказку, понять её смысл и рассказать при помощи моделей. Также с целью развития умения пересказывать сказку полезно использовать метод «конспектирования». Детям предлагаются картинки для разукрашивания какой- либо сказки. Они должны вспомнить название сказки, её героев и затем разукрасить картинки в последовательности содержания сказки. Этот метод помогает внимательно слушать, понимать сказку, выделять основных персонажей, подчеркнуть главные события.

Для закрепления знаний, умений, отношения к сказкам, лучшего их запоминания необходимо проводить дидактические игры.

В целях развития самостоятельной художественной деятельности отбираются сказки с динамичным сюжетом, диалогами между персонажами. Детям предоставляется возможность разыгрывать сказки и показывать их зрителям ( младшим детям, родителям).

- Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю Вам немного поиграть.

- На небольшой полянке среди леса, на берегу красивой реки. На краю поляны стоит несколько избушек. Заглянем в одну из них. За прялкой  сидит народная сказительница, мастерица сказки рассказывать. Присядем рядом, послушаем, о чём она говорит.

( Читает начало сказки «Кот, петух и лиса»)

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано  утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет…

Вы узнали эту сказку? (кот, петух и лиса)

Кто написал эту сказку?

Как зовут героев сказки?

Назовите положительных героев сказки. Почему вы так думаете?

Назовите отрицательных героев. Почему вы так думаете?

А теперь рассмотрим иллюстрацию к сказке.

Кто изображён на рисунке? Вспомните эпизод сказки.

Как вы думаете, почему сказка так называется?

Как можно по- другому назвать сказку?

Метод эмпатии.

- А сейчас я предлагаю вам разбиться на две группы.

- Задание для первой группы: представьте себя на месте лисицы. Какие чувства вы испытываете?

(ответы)

- Задание для второй группы: представьте себя котом. Опишите себя. Чтобы вы сделали на его месте, если бы узнали, что хотят похитить вашего близкого друга?

(ответы)

Метод конспектирования.

 -Уважаемые коллеги, у вас на столах находятся листочки с изображением героев сказки. Я предлагаю вам разукрасить картинки (мелками, карандашами) по содержанию сказки.

(Рассмотреть рисунки)

Драматизация сказки.

- Уважаемые коллеги, попробуйте изобразить героев сказки.

Опишите, какой  петушок в этой сказке ( доверчивый, глупый и т.д.)

Какая лиса? ( хитрая, злая)

Какой кот? ( умный, храбрый)

Как вы думаете, кем лучше быть добрым или злым?

Заключение.

(Каждому даётся возможность высказать своё мнение)

Понравилась вам сказка?

Какой герой больше понравился? Почему?

Каким образом вы можете использовать данный опыт в своей работе?

(Обсуждение)

Рефлексия

Закончить свою работу я хочу методикой «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем мастер-классе, с обратной стороны можете написать свои пожелания, оставить свои комментарии.

Нашу сегодняшнюю встречу мне хочется закончить словами Дейла Карнеги «Счастливы лишь те люди, которым  удаётся заниматься делом, доставляющим удовольствие» Будьте счастливы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...