«Ориентировка во времени посредством дидактической игры»
методическая разработка

Луговских Ольга Николаевна

«Ориентировка во времени посредством дидактической игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maste_klass.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический модуль практик и проб

Обмен опытом:

Мастер –класс «Ориентировка во времени посредством дидактической игры»

Луговских О.Н.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего мастер-класса «Ориентировка во времени посредством дидактической игры». 

Ребенок познает окружающий мир эмоционально – практическим путем. Именно игра привлекает наше внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В таких играх, связанных с формирований ориентировки во времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры. Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

СЛАЙД 1 Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача.

Определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия.

 2. Игровые правила.

Основная цель – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Соблюдение правил требует от детей определённых усилий воли, умение обращаться со сверстниками, формирует корректность, доброжелательность, выдержку.

3. Игровые действия.

Чем они интереснее, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу. Игровые действия осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и другое), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания и т.д.

Дидактическая игра будет эффективным средством формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста, если будут соблюдены условия:

  1. дидактические игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
  2. в них включается разнообразный наглядный материал;
  3. они постепенно усложняются;
  4. в них осуществляется опора на практические действия детей.

СЛАЙД 2 В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразный наглядный материал: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать временные категории, производить с ними те или иные манипуляции, «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.

Настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.

К дидактическим играм относятся и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй»).

В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми формами временных представлений. Проводится чтение стихов, рассказов, в которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка. Используются и логические словесные игры. Например: в игре «Пропущенное слово» воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а обедаем…?».

В средней группе происходит дальнейшее закрепление полученных знаний. Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью, т.е. содержание дидактического материала расширяется (вечер - дети с балкона наблюдают вечернюю улицу, папа после работы смотрит телевизор, мама расстилает постель и т.д.).

В старшей группе у ребят закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Простое заучивание месяцев, названий дней, недель не дает устойчивое представление о длительности времени и его систематизации. Наиболее понятна модель отрывного календаря, которая помогает детям почувствовать необратимость и длительность времени: наглядно видно, как один день сменяет другой.

У детей старшей и подготовительной групп чувство времени развивается по интервалам в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. Работа начинается с восприятия детьми минутного интервала, а затем переходят к усвоению других интервалов.

СЛАЙД 3 Основной формой организации обучения детей в детском саду является организованная образовательная деятельность. Дидактическая игра, включенная в нее, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Сейчас на слайдах я вам покажу несколько примеров игры.

В процессе ориентировки во времени дети осваивают понятие «неделя» (дни недели). Так как у детей дошкольного возраста нет абстрактного мышления и для понимания понятие «неделя» имеет большое значение использование дидактических игр. Сейчас мне бы хотелось с вами, уважаемые коллеги, раскрыть это на примере образовательной деятельности.

 Имитация занятия.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо.  (7 человек)

— Дети, быстренько подойдите ко мне и образуйте круг.

Участники располагаются по кругу.

— Дети вы хотите отправиться в путешествие? Приглашаю в страну волшебной Математики.

Вот волшебная страна

Всем известна нам она.

Цифры, числа тут живут.

Чудеса нас скоро ждут.

— А попасть к волшебным гномам, нужно перескакивать с кочки на кочку (кочки с цифрами от 1 до 10).

Дети проходят препятствие.

— Мы очутились на острове «Веселых гномиков».

Работа за столом.  На столе стоят 7 гномиков.

— Сколько гномиков?

— Назовите цвета, в которые одеты гномики.

— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное.

— Вторым приходит Вторник.  У этого гномика все оранжевое. Курточка у него оранжевого цвета.

— Третий приходит Среда.  Любимый цвет этого гномика — желтый.

— Четвертым появляется Четверг.  Этот гномик одет во всё зелёное.

— Пятый приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

— Шестой появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

— Седьмой приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали, когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас какой день, куда нужно повернуть стрелку? Правильно на … лепесток часов.

Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове «Разминки».

Физ. минутка.

В понедельник я купался (движения плавания),

А во вторник рисовал (показ движения).

В среду долго умывался (показ движения),

А в четверг в футбол играл (бег на месте).

В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).

Очень долго танцевал (кружатся на месте).

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (приложить ладошки к щеке , как будто легли).

— Вот мы и добрались до   острова «Цифр» (сидя).

Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

— Умницы. все карточки разложили правильно.

— (Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели). Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр).  Ребята что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

— А нам пора в путь , наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1. Мы с вами очутились на острове «Цветной недели».

(Предложить геометрические фигуры разного цвета, соответствующие дням недели). Выходи тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

— Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник).

Встает ребенок у кого красная геометрическая фигура.

— Вот жираф заходит стройный говорит: «Сегодня… (вторник)».

Встает ребенок с оранжевой геометрической фигурой.

— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас…? … (среда).

Встает ребенок, у которого геометрическая фигура желтого цвета.

— весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг).

Встает ребенок, у которого геометрическая фигура зеленого цвета.

— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница).

Встает ребенок с голубой геометрической фигурой.

— на шестой день папа не работал, потому что была … (суббота).

Встает ребенок с геометрической фигурой синего цвета.

— Я у брата попросил прощения на седьмой день в … (воскресенье).

Встает ребенок, у которого геометрическая фигура фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

— Посмотрите, на листочках нарисованы волшебные гномики, но они почему-то не разукрашены. Разукрасьте их.

Дети садятся разукрашивать гномиков (звучит песня «Пять минут»).

Благодарю вас ребята за работу, вы оказались способными учениками.

А теперь вы превращаетесь во взрослых, и мы продолжаем работу. 

Рефлексия.

Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, несмотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

презентация на тему:"Обучение дошкольников правилам дорожного движения,посредством дидактической игры"

Условия становление опыта,входящая диагностика и результат,диапозон опыта,содержание работы....

Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...