Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа (старшая группа)

Дубенская Олеся Александровна
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности вокально-хорового кружка "Калинка" в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56

Email: ds130@edu.klgd.ru

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

_________________Александрова В.Г.

Пр. № ____-О от «__» _______ 20 21 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Калинка»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 года

        Разработчик:  

Музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР д/с № 130

Дубенская О.А.

г. Калининград - 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Калинка» имеет художественную направленность.  Содержание  Программы направлено на развитие вокальных данных,  творческих способностей, исполнительского мастерства детей 5 – 6 лет. Основу Программы составляет содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Актуальность программы

Программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей, обогащаются представления об окружающем мире, развивается чистота и мелодичность речи, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Необходимым условием организации образовательного процесса является атмосфера доброжелательности, творчества и созидания, что педагогически целесообразно для развития полноценной личности ребенка – дошкольника. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.  

Отличительные особенности программы

содержания Программы является то,  что пение решает еще немаловажную задачу: оздоровительно - коррекционную. Пение благотворно  влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.  Обучение правильному режиму голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее действие на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  предназначена для детей в возрасте 5-6 лет.

Объем и срок освоения программы

       Программа   предназначен  для детей старшего  дошкольного возраста (5 – 6 лет), объем Программы – 22 занятия, срок реализации – 1 год.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную  образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с  детьми. Состав групп: 10 – 12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год – 23 часа. Продолжительность занятий  исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет - 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 5-6 лет. У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы). Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.


Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

 Кроме того, в последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает ещё не маловажную задачу  - оздоровительно – коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса  и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью группового пения можно адаптировать учащихся к сложным условиям или ситуациям. Для учеников с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для учеников всех возрастов занятия  в вокальной  студии «Блиц» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.  

Со временем пение становится для ребёнка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

 Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.

 

Задачи:

Обучающие

• Обучить детей вокальным навыкам;

• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;  

• Привить навыки сценического поведения

• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса.

Развивающие

• Развивать музыкально-эстетический вкус;

• Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;

• Расширять диапазон певческого голоса;

• Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.

Воспитательные

• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;

• Формировать музыкальную культуру;

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оздоровительные

• Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;

• Формировать правильную осанку.

Принципы отбора содержания: 

− принцип систематичности и последовательности;

− принцип доступности;

− принцип наглядности;

− принцип единства развития, обучения и воспитания;

− принцип учёта возрастных особенностей детей; 

− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний; − принцип постепенного и постоянного усложнения материала. Реализация программы осуществляется успешно лишь при условии  

создания в детском саду благоприятной творческой атмосферы.

Основные формы и методы реализации Программы

• Коллективная работа;

• Индивидуальная работа;

• Беседа;

• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

• Дыхательная звуковая гимнастика;

• Артикуляционные упражнения;

• Музыкально-дидактические игры и упражнения;

• Концертные выступления;

• Участие в творческих конкурсах различного уровня.

Планируемые результаты

             В результате освоения Программы достижения ребенка  5 – 6  лет  выражаются в следующем:

Ребенок  умеет:

имеет опыт восприятия песен разного характера;

имеет интерес к вокальному искусству;

петь естественным голосом, протяжно;

– правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонирует;

 различает звуки по высоте, слышит движение мелодии, постепенное и скачкообразное;

 поет без помощи руководителя;

– проявляет активность в песенном творчестве;  

–  дети поют дружно не отставая и не опережая друг друга;

точно воспроизводит и передают ритмический рисунок;

 умеет контролировать слухом качество пения;

 выработана певческая установка;

 может петь без музыкального сопровождения.

Механизм оценивания образовательных результатов

Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса: - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального кружка в открытых мероприятиях, оценка зрителей, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  • исполнение вокальных партий индивидуально и малыми группами;
  • открытое занятие;
  • концерты;
  • итоговые викторины и внутренние конкурсы;
  • участие в фестивалях и конкурсах различных уровней.

Формы подведения итогов реализации программы

• Концерты;

• Выступления на праздниках и развлечениях;

• Участие в фестивалях и конкурсах уровня ДОУ и Муниципалитета.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

  1. Учебный план

Таблица 1

п/п

Наименование разделов, тем        

Количество занятий

Объем

Теория

Практика

1

Слушание песни

2

1

1

2

Интонационно-ритмическая работа

над песней

4

1

3

3

Работа над дикцией и артикуляцией

2

1

1

4

Пение

7

2

5

5

Русские народные хороводные игры

7

2

5

6

Повторение

2

1

1

Итого:

24

8

16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Таблица 2

Тема

Количество минут

всего

теория

практика

1-3

«Как на тоненький ледок» русская народная песня

75

20

55

4

Русская народная игра «Семь сыновей»

25

10

15

5-7

«В хороводе были мы» русская народная песня

75

25

50

8

Русская народная игра «Бай качи-качи-качи»

25

10

15

9-11

«Теремок» песня - игра

75

25

50

12

Русская народная игра «В клубок»

25

10

15

13-15

«А мы просо сеяли» песня - игра

75

20

55

16-17

Русская народная игра «Челнок»

50

15

35

18-20

«Я на камушке сижу» русская народная песня

75

20

55

21-22

«Вейся ты вейся капустка»

50

15

35

23-24

Повторение пройденного материала

50

10

40

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Таблица 3

Режим деятельности

Дополнительная  

общеобразовательная  

общеразвивающая программа вокально – хорового кружка  художественной направленности «Калинка»

1

Начало учебного года

01 декабря

2

Продолжительность учебного периода на каждом  году обучения

36 недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий на каждом году обучения

24 занятия

6

Количество часов всего

10 часов

7

Окончание учебного года

26 мая

8

Период реализации программы

01.12.2021 – 26.05.2022

Организационно-педагогические условия реализации программы Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,  имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное  образование в области, соответствующей профилю программы, без  предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное  образование или среднее профессиональное образование и дополнительное  профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»  без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое  удобное помещение – музыкальный зал, оборудованный согласно требованиям ФГОС.

Материально-техническое обеспечение:

− демонстрационный комплекс, включающий в себя: мультимедийный  проектор, экран, персональный компьютер;

− фортепиано;

 - музыкальный центр;

 - методическая литература;

 - детские музыкальные инструменты;

 - детские костюмы/маски

Методическое обеспечение программы

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты (фортепиано, шумовые инструменты), музыкальный центр, компакт-диски. Методические, нотные пособия, сборники произведений.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

 Применяются следующие формы контроля:

Методы педагогического мониторинга:

− опрос;

− наблюдение;

− практическое задание.

Формы педагогического мониторинга:

− контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний,  умений и навыков);

− собеседования.

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или  выше). 

Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных  ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome. 

Список литературы: 

Нормативно-правовые документы: 

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей  ООН 20.11.1989 г.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по  вопросам воспитания обучающихся».

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от  09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам».  

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Список методической литературы

  1. Основная
  1. Истомина С.М. «Жар-птица творчества» Учебно-методическое пособие для учителей музыки, руководителей музыкальных студий, музыкальных воспитателей. Тюмень, 2013
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
  3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  4. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

  1. Практические пособия
  1. Зимина А. Н. «Народные игры с пением» М., 2000
  2. Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического» Ростов – на – Дону, 2010
  3. Мерзлякова С.И. «Учим петь детей 5-6 лет» М., 2015
  4. З.Я. Роот «Улыбнемся песенке» Песни для детей дошкольного возраста Волгоград, 2018
  5. Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев «Осень – добрая хозяйка» Музыкально – игровой материал для дошкольников Ростов – на – Дону, 2000
  6. Сборники русских народных игр и хороводов для детей младшего возраста «А мы просо сеяли» сост. М. Медведева
  7. В. Агафонников «Русские народные песни и хороводы» М., 1977
  8. Г.М. Науменко Полное собрание детских народных игр с напевами «Бояре мы к вам в гости пришли»

  1. Дополнительная литература
  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г
  4. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...