материнский спект в воспитании
статья (младшая группа)

Белякова Ида Леонтьевна

материнский аспект в воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materinskiy_aspet_v_semeynyh_otnosheniyah.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Надежная безопасная привязанность.В ходе эксперимента, ребенок рядом с мамойпроявляет склонность к совместной активности,исследовательский интерес к окружающей незнакомой среде, прислушиваетсяк материнской просьбе. Он склонен использовать«базу» безопасности, к которойможно вернуться в любое время. Когда мать идет,эти дети проявляют беспокойство, могут искатьутешения у другого взрослого. Когда мать снова появляется, они бросаются на руки, плачут, но быстроуспокаиваются и возвращаются к исследованиюпространства. Примерно две трети детей, участвовавших вэксперименте М. Эйнсворт, попали в группу, которая демонстрировала признаки надежной привязанности.Базовое чувство безопасности, которое присутствует у детейиз этой группы, по мнению М. Эйнсворт, обусловленовысокой чувствительностью и отзывчивостью матерей.В дальнейшем, при наблюдении за развитиемэтих детей, у последних был выявлен ряд схожихличностных характеристик. Они проявляли большуюпотребность в маме, но, вместе с тем, были более склоннык новым знакомствам и успешно социализировались. Дети с безопасной моделью привязанности к матери,отличались лучшим интеллектуальным развитием,уверенностью в себе, самостоятельностью, способностью ксамоконтролю и активностью. Они уверены вматеринской фигуре - потому более расслабленыи направляют большую часть своего внимания наисследование окружающего мира [7, с. 67-104]. Тревожно-амбивалентная привязанность.В ходе эксперимента, даже 10 рядом с матерью,ребенок проявляет признаки тревоги, беспокойства инеуверенности. Он не готов действовать самостоятельно, наконтакт с незнакомым взрослым не идет. Когда матьуходит - проявляет еще большее беспокойство, нередкоплачет. После возвращения матери - бежит к ней, чтобывыразить свою обиду, может ударить или, наоборот,отстраниться. Создается впечатление, что ребенокимеет противоречиво-амбивалентные чувства к матери:он то стремится к ней, то избегает и отталкивает.Такой паттерн поведения ребенка, скорее всего,обусловлен непоследовательной и непредсказуемойреакцией матери на нужды ребенка. Мать часто эмоциональнонестабильна, демонстрирует противоречивый отзывна обращение ребенка: то ласковая и заботливая, тонесдержанная и отстраненная. При таком взаимодействииматеринская фигура выступает эмоционально недостижимой,использовать ее как надежную «базу» безопасности ребенокне может. Итак, исследовательская активность таких детейзначительно снижена, по сравнению с детьми с предыдущейгруппы. За счет чего, также страдает развитиекогнитивной сферы.Дети с тревожно-амбивалентным типомпривязанности чаще всего тревожные, зависимые, сзаниженной самооценкой и склонны к чувствуодиночества. Они нередко «провоцируют» родителей нанаказания, таким образом добиваясь внимания. Тревожно-избегающая привязанность.Оказавшись в незнакомой ситуации, эти детивыглядели уверенными и самостоятельными, их контактыс мамой были крайне редки. На уход матери детине проявляли никакой реакции, а по возвращении дажеустранялись от нее. Такая видимая самостоятельность ребенкаи отсутствие потребности в матери, как оказалось, является следствием произведенного защитно-адаптивного поведенияна отношение матери к ребенку. Матери детей из данной группы были скупы на проявлениязаботы и ласки, избегали контактов с детьми, редкобрали их на руки и утешали, чаще проявлялинечувствительность и отстраненность. Также ониотличались 11 эмоциональной скупостью и авторитарнымвмешательством в игры и активность ребенка.В результате, дети с тревожно-избегающимтипом привязанности отличаются неспособностьюустанавливать стабильные, доверительные отношения сдругими значимыми фигурами, испытывают проблемыс социализацией и построением взаимоотношений в коллективе.Они часто демонстрируют внешнюю независимостьи самодостаточность при значительной мере внутреннейнеуверенности в себе. Такие дети редко проявляютэмпатию, чаще предпочитают устраняться иизбегать социальных взаимодействий. По даннымисследований, дети из этой группы чаще сталкиваются спроблемами в школе и хуже ладят с друзьями [8, с. 234-235]. Дезорганизована привязанность.Четвертый тип привязанности не был описанв работах М. Эйнсворт, возможно, из-за отсутствияпар мать-ребенок с данным типом привязанности на времяпроведения эксперимента. Дети с дезорганизованной привязанностью - это дети сглубокой эмоциональной травмой. Они непредсказуемы,агрессивные и хаотичны. У них часто встречаетсяфрагментация осознанного восприятия действительности,которая называется «диссоциацией». Дезорганизованная модель привязанности исопровождающая ее диссоциация, случаются у 5-15%людей, которые не подвергались насилию в детстве,и примерно у 80% детей из неблагополучных семейс повышенным риском психических травм. Придиссоциации человек теряет связь с различнымиаспектами восприятия и с трудом отделяетчувство от воспоминаний и мысли от действий. Личностьфрагментируется - ребенок чувствует себя оторванным от мира и разорванным на части. [9, с. 114-116]. В зависимости от типа привязанности, у ребенкаустанавливается определенная система ожиданий поотношению к участникам всех социальныхвзаимодействий. Эта система ожиданий фактическиопределяет характер взаимодействия ребенка с окружающей средой. И, благодаря этому, имеет существенное влияниена другие стороны жизни и развития 12 индивидуума,например, на формирование его образа-Я. Глубокое влияние привязанности на эмоциональноличностное,коммуникативное и даже познавательное развитиеребенка позволяет считать, что тип привязанностиво многом определяет своеобразие всей «траектории»развития. Привязанность остается активнодействующим психологическим механизмом в плане построениямежличностных отношений, включая отношениядружбы, любви и семейных отношениях [10, с. 6].В конце 1980-х С. Хазан и Ф. Шейвер примениликонцепты теории привязанности ко взрослым,которые находятся в романтических отношениях.Они обнаружили, что взаимодействие между партнерамив романтических отношениях в какой-то степени схожа сотношениями между ребенком и значимым взрослым [11с. 511].Также целый ряд исследований подтвердил, чторанние типы привязанности влияют на формированиеотношений со сверстниками [12, с. 180-181]. Взрослые с опытом надежной привязанности вдетстве имеют ряд схожих черт: они социальноактивные и адаптированы, имеют развитый эмоциональныйинтеллект и положительную самооценку. Эти люди склонны к большему самораскрытию и свободному проявлению чувств, при этом они отличаются высокимуровнем самоконтроля в конфликтных ситуациях. Онибыстрее восстанавливаются после стресса и адаптируютсяк сложным жизненным ситуациям. Также взрослымиз данной группы свойственна когнитивная гибкость иоткрытость, отсутствие лишнего страха критики,готовность признать свои ошибки. В романтическихотношениях они способны высоко ценить как себя, таки другого человека, формировать прочные связи и доверчивыеотношения, но оставаться самодостаточными и невпадать в зависимость от партнера. Совсем другая динамика наблюдается у взрослых,выросших в условиях амбивалентно-тревожнойпривязанности. Это люди с низким уровнем самооценки,высоким уровнем тревожности и неуверенности, какв себе, так и в других. Они склонны недооцениватьсебя и переоценивать партнера, 13 постоянноищут подтверждение собственной значимости. Имсложно доверять, они постоянно сомневаются впартнере, очень требовательны в отношениях, склонны ксозависимости, ревности. В социальных взаимодействияхони проявляют низкий уровень гибкости, вконфликтах чаще выбирают пассивно-протестнуюмодель поведения. Достаточно экспрессивные, демонстрируютнизких уровень самоконтроля. Взрослые с избегающим типом привязанности,наоборот, очень самодостаточны. В отношениях исоциальных взаимодействиях предпочитают держаться надистанции, не принимают и не оказывают эмоциональнойподдержки. Демонстрируют высокую склонностьк конфликтам, низкую адаптивность и гибкостьв стрессовых ситуациях. Они не способны открытовыражать свои эмоции, неосознанно боятсяуязвимости и отторжения - поэтому выбирают стратегию отстраняться и не доверять другим людям. Этагруппа характеризуется наличием коммуникативных иличностных проблем во взрослом возрасте. Они частообесценивают значение близких отношений, могутдистанцироваться и избегать интимных отношений, черезвосприятие близости, как угрозы их уязвимости.С другой стороны, они могут проявлять склонностьменять партнеров и вступать в ни к чему необязывающие сексуальные связи. При этом, онисверхчувствительны к отстранению и реакций гнева [10, с.20-21]. Взрослые с тревожно-избегающим типомпривязанности проявляют сильное стремление кконтакту и близости, но вместе с тем, перспективаэмоционально близких отношений их пугает возможностьюбыть отторгнутым. Этот тип привязанности частосвойственна людям, пострадавшим от сексуальногонасилия в более ранних этапах жизни [13].Такие люди никому не доверяют, не считаютсебя достойными любви партнера, часто манипулируют,являются инициаторами конфликтов, отличаются эмоциональнойнесдержанностью и непредсказуемостью.Рабочие модели привязанности, как показалиисследования, стабильные и хранятся в течениежизни у 70-80% населения [14]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отцовское и материнское воспитание.

У мужчин и женщин – своя культура и своя психология, отсюда и некоторые отличия в подходе к воспитанию. Конечно, описание ниже – некоторое преувеличение и упрощение, помогающее выделить важные для пра...

Отцовское и материнское воспитание.

У мужчин и женщин – своя культура и своя психология, отсюда и некоторые отличия в подходе к воспитанию. Конечно, описание ниже – некоторое преувеличение и упрощение, помогающее выделить важные для пра...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Семинар для педагогов «Дети с расстройством аутистического спекта»

Семинар для педагогов. Общие представления, причины возникновения, классификация и т.д....

Консультация для родителей: «Материнский фольклор в воспитании детей»

Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». Материнский фо...

Родительское собрание "О значении материнской поэзии в воспитании ребенка раннего возраста" (семейная гостиная)

Цель родителького собрания - создать благоприятные условия для взаимодействия с семьями воспитанников....

спект образовательного события с детьми старшей группы. О.О «Познавательное развитие» «Осень. Признаки осени» (ознакомление с миром природы)

Конспект образовательного события с детьми старшей группы.О.О «Познавательное развитие» «Осень. Признаки осени»(ознакомление с миром природы) Цель: Создание условий для расшире...