Отчет по самообразованию на тему «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)

Татьяна Александровна Ульянова

В 2020-2021 учебном году, мною был реализован план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность». Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_ekologicheskaya_kultura.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность»

В 2020-2021 учебном году, мною был реализован план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность».

Актуальность темы:

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

-формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;

-расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;

-продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

-закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время, вместе с тем становится чрезвычайно сложно. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю, родной станицы.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г.

Дата окончания работы над темой: май 2021 г.

В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:

• Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 c.

Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.

Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.

Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.

Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.

Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.

Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.

Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М. : Учитель, 2014. - 188 c.

Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.

Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.

Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М. : Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.

В своей работе я использовала следующие приемы и методы:

• беседы,

• дидактические игры,

• компьютерные и интерактивные игры,

• художественно — творческая деятельность,

• чтение сказок и книг о природе,

• просмотр энциклопедий «Эти забавные животные», «Большая книга животных»

• разучивание стихотворений о временах года, животных, природных явлениях.

Дидактические игры:

Д/и «Что общего?»

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Собираем урожай».

Д/и «Зимующие или перелетные птицы?»

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и «Времена года»

Д/и «Скажи наоборот»

Д/и «Кто сильнее и быстрее?»

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

• План мероприятий по экологии.

• Разработана методическая программа «Азбука природолюбия»

• Созданы информационный уголок «Эколята - дошколята», экологические лепбуки на тему уголок природы «Мир природы», «Юные эколята», «Занимательная экология».

• Созданы картотеки: экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, потешек, сказок.

были разработаны консультации для родителей:

«Экологическое воспитание ребенка в семье»

«Правила поведения в природе»

«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»

«Игры по экологии в детском саду»

«Зеленый мир на окне»

"Не причиняя вреда природе".

"Пусть цветут травы".

"Крылатые доктора".

"Сокровища леса".

"Ядовитые грибы".

"Книги о природе в семье".

• папки-передвижки с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию детей в семье и ДОУ.

- домашние задания для совместных занятий с детьми дома.

Большую помощь в работе по экологии нам оказали книги. Это рассказы Т. В. Зотова «Азбука природолюбия», сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы использую здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В октябре был проведён праздник «Посвящение в Эколята, это и остальные мероприятия опубликованы на образовательном сайте Маам. Ру на моей странице.

В ноябре мною были разработаны занятия по экологии «Враг природы - мусор», А, так же

С ребятами была проделана коллективная работа - макеты осеннего, зимнего, весеннего леса, луга.

В марте мы с детьми провели экскурсию в библиотеку, в которой совместно с библиотекарями прошло мероприятие «Волшебница Вода», в апреле провела акцию ко Дню Земли «Голубая лента».

Мною разработан и реализован экологический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Отходы в доходы», «Гербарий растений родного края», «Огород на подоконнике»- краткосрочные проекты, при активном участии родителей. Проведены выставка рисунков «Прикрой планету ласковой рукой», выставка поделок: «Из мусорной кучки классные штучки» (использование природного и бросового материала, сделана коллективная работа «Весенний луг» и «Зимняя сказка» из бросового материала (коктейльных трубочек, конфетных фантиков, губки, ниток).

Дети группы вступили в ряды Эколят, активно принимали участие в различных конкурсах разного уровня, в конкурсе рисунков «Эколята- друзья и защитники природы» воспитанница группы Лукина Полина заняла 3 место.

В группе проведены различные экологические акции: «Покормите птиц зимой», «Голубая лента», «Поможем елочке», «Елочная игрушка своими руками из бросового материала», «Посади дерево», «Сбор семян для посадки».

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

В результате изучения темы: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность», я сделала следующие выводы: работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс, обогащая экологический опыт детей.

В результате проделанной работы

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

Перспективный план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2019-2020 уч.г.

Цель:-Воспитаниегуманного отношения к природе(нравственное воспитание)           -Формирование системы экологических знаний и представлений(интеллекту...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей через игровую деятельность».

План самообразования по теме:«Экологическое воспитание детей через игровую деятельность»....