Отчёт по кружковой деятельности в младшей группе
материал (младшая группа)

Якимова Вера Фёдоровна

Отчёт по работе кружка " Я- исследователь" в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по  кружковой деятельности кружок « Я – исследователь»  во второй младшей группе №4 « Светлячок» МБДОУ «Детский сад № 180» г.о. Самара Воспитатель Якимова Вера Фёдоровна

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Кружок в  младшей группе «Светлячок» МБДОУ «Детский сад №180» г.о. Самара начал свою работу с октября 2020 года.
Я выбрала эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование.
 Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, усваиваются крепко и надолго, потому что ребенок слышит, видит и делает сам. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментиров
ания в практику моей работы.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов. Однако младшие дошкольники не всегда уверены в правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек». В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения. Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков. На кружковых  занятиях с педагогом дети формируют практические умения и навыки экспериментирования

В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.

Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):

Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.

Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний.

Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.

Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.

Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия.

Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса.

Проводя опыты, воспитанники расширяют представления о свойствах того или иного объекта действительности

Целью моей работы при проведении опытно-экспериментальной деятельности является: способствовать развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Для достижения поставленной цели я ставлю следующие задачи:

Расширить представления детей об окружающем мире.

Формировать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности, исследования разных объектов.

Прививать первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

Повышать уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;

Обогащать активный словарь;

Развивать связную речь.

 В данной программе участвовали дети младшей группы.  Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводился 1 раз в две недели, по 15 минут.

Во время проведения опытов в группе создаётся благоприятная атмосфера, укрепляются дружеские взаимоотношения

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к эмоциональному и интеллектуальному развитию, в целом к становлению интегративных качеств личности ребёнка.

А чтобы поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, нужно создать необходимые условия.

Свою работу я начала с пополнения предметно-развивающей среды «Центра экспериментирования», который обновляется мной в зависимости от потребностей и интересов детей.

Разрабатывая конспекты образовательной деятельности по кружковой деятельности, я ориентируюсь на интересы и потребности детей, связь с их жизненным опытом. При проведении опытов и экспериментов с дошкольниками, учитываю возрастные и индивидуальные особенности, создаю проблемные ситуации, активизирую деятельность детей с помощью разнообразных способов мотивации.

При проведении экспериментальной деятельности я всегда использую помощь игрового персонажа: так при ознакомлении со свойствами воздуха, воды, в гости приходит Незнайка. При ознакомлении со свойствами  ткани – кукла Катя. Предлагаю детям простейшие проблемные ситуации:  и т.д. Персонаж вместе с детьми «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию любознательности, При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха. Дети узнали, что из разноцветной воды можно приготовить цветные льдинки, которыми потом можно украсить участок, что ведёт к повышению интереса к экспериментальной деятельности.

В процессе кружковой деятельности также большое значение имело художественное слово, которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. С этой целью для родителей мной проводятся консультации, посвящённые детскому экспериментированию.

Родители принимали активное участие в пополнении «Центра экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием.

Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую, самостоятельную, образовательную детей, помогает развить творческие способности, активизировать его мыслительные процессы, развить речь, самостоятельность.

Я буду продолжать работу с детьми по теме исследовательская деятельность т.к. вижу результат своей работы: у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового. На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Мы хотели бы в дальнейшем больше привлекать к исследовательской деятельности родителей нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)

Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа...

Кружковая деятельность в младшей группе "Говорящие пальчики"

Кружковая деятельность в младшей группе "Говорящие пальчики" на тему "Игры с прищепками"...

Фото отчёт по кружковой деятельности в младшей группе, Тема :" Знакомимся со свойствами ткани"

Фото отчёт по кружковой деятельности в младшей группе, кружок " Я- исследователь"Занятие по ознакомлению детей со свойствами ткани"....

Программа кружковой работы по ИЗО деятельности в младшей группе

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование дает возможность выявить и развить творческие способности детей...

Отчёт работы кружковой деятельности "Разноцветная мозаика"

Данная кружковая деятельность имеет художественно-эстетическую направленность и способствует развитию у дошкольников художественно-творческих способностей, мелкой моторики в процессе ознакомления с те...