Работа по обобщению педагогического опыта
проект (старшая группа)

Быкова Валерия Алексеевна

Информация об опыте.

 

1.Тема опыта.

«Использование инновационных технологий в художественной деятельности для развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»

Условия возникновения, становления опыта.

МДОУ детский сад №41 г. Иваново Ивановской области. Контингент воспитанников -  дети рабочих и служащих.  В детском саду функционирует  6 групп: 2 группы раннего возраста, 4 группы дошкольного возраста

Возникновение опыта связано с  тем, что в моей группе возникли проблемы, связанные с развитием  речи детей. Мы знаем, что развитие речи - актуальная тема нашей жизни, потому что речь- инструмент для развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе. Для творческой трудовой деятельности. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

  Из наблюдений на практике я сделала вывод: дети при поступлении в школу не владеют связной монологической  и диалогической речью на том уровне, который требуется в школе. Особую трудность дети испытывают при составлении рассказов, пересказывании текста. Они теряют нить разговора, речь становится бедной, ответы односложными. Постоянно требуется помощь воспитателя. Есть дети, которые с лету ухватывают принцип составления рассказа, умеют очень близко к тексту рассказать сказку. Но это 4-6 детей из 18. А если вспомнить, как дети запоминают стихи? Одни после 3-4 разового повторения, другие и после многократного повторения не сразу запоминают стихотворение. Дети без радости включаются в учебную деятельность. У них снижено внимание, наступает быстрое утомление от многократного повторения одного и того же текста.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?  Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.       Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня сформированности речи детей и  мелкой моторики кисти руки.

По результатам диагностики младшей  группы оказалось, что  с высоким  уровнем сформированности речи и мелкой моторики кисти руки не выявлено ни одного ребенка. Со средним уровнем  выявлено 35% детей, и низкий уровень составил 65% детей.

Таким образом,   назрела необходимость для создания в группе более насыщенной развивающей среды для развития мелкой моторики кисти руки у детей.

 

3.  Актуальность опыта

 

В период перехода дошкольного образования на первую ступень общего образования, введения ФГОС ДО, повышения качества воспитательно- образовательной работы остается важным  такой  аспект, как подготовка  ребенка к школе, развитие его речи, мелкой моторики кисти рук.

Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, для будущего первоклассника являются достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов кисти рук  и готовность руки, как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

 Всё это требует  поиска  и разработки новых методов работы с детьми и влечёт за собой нетрадиционность подходов к  речевому развитию и художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности., так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

Уровень развития  тонких движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс находится не на должном уровне: действия кистей рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует сложнокоординированных движений руки.

Традиционно для подготовки руки ребенка к письму в дошкольном образовании используется изобразительная, продуктивная, бытовая, игровая деятельность прямо или опосредованно влияющая на развитие тонкой моторики.

Самой многочисленной категорией среди всех  дошкольников, имеющих затруднения в развитии речи, являются  дети, у которых не развита мелкая моторика. Развитый мозг и неразвитая рука- вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Эта проблема становится более актуальной в рамках подготовки  кисти руки ребенка к обучению в школе. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Современная  педагогическая и учебно- методическая литература предлагает воспитателю  разнообразные  инновационные технологии и методики.

Одним из путей развития речи и мелкой моторики рук дошкольников нам видится в совершенствовании способов и приемов в организованной  образовательной и самостоятельной деятельности детей.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для развития речи и мелкой моторики кисти руки детей дошкольного возраста,  в  совершенствовании методик,  выбора средств  для развития тонкой моторики и крупных мышц у дошкольников через художественную  деятельность и с учетом зрелости нервной системы и состоянием готовности руки ребенка к письму.

5. Длительность работы над опытом

Работа по использованию инновационных технологий в художественной деятельности для развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста включает в себя  несколько этапов:

I-й этап- начальный (констатирующий) окстябрь- ноябрь 2019  года

II-й этап - основной (формирующий)  декабрь- май 2019-2020 уч.года

III- й этап - заключительный (контрольный)  сентябрь- май  2020- 2021 уч.  г

На начальном этапе  предполагалось обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности речи и мелкой моторики руки детей

-диагностика детей, анкетирование родителей;

-подбор методической  литературы, наглядного материала;

- изготовление наглядных пособий;

- составление тематического плана;

-создание развивающей среды;

-разработка дидактических игр, занятий

На формирующем этапе  была проведена апробация инновационных технологий в художественной , игровой, театрализованной и самостоятельной деятельности детей.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных технологий и методов работы с детьми по развитию речи и мелкой моторики рук.

6. Диапазон опыта

Исходя из поставленных и решенных задач, можно говорить о том, что диапазон работы широк. В опыте представлены нетрадиционные техники в лепке, рисовании, аппликации, направленные на сопряженное развитие общей моторики и тонкомоторных действий. Опыт является неотъемлемой частью речевой и художественной  деятельности дошкольного учреждения.

7. Теоретическая база опыта

    Методологической и теоретической основой исследования явились  философские положения о социальной сущности личности и системном подходе к её формированию  И. Божовича [2], Л.И. Выготского [4], А.Л.Венгер [3]В.В. Давыдова [5], идеи об уникальности и самоценности дошкольного возраста А.В. Запорожца  [7.] М. Монтессори , [9]

    Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды  педагогов и психологов.  По мнению  М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а следовательно развитием мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

  "Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

  "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

 По мнению ученых  М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой- Фоминой установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики . М.М. Кольцова отмечала, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Л.С. Выготский заметил, что детское творчество научает ребенка овладевать  системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику  восхождению.

Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии специалистов  дошкольного учреждения и семьей.

 

8 Новизна опыта

  • Разработана система имитационно-игровых упражнений, направленная на сопряженное развитие крупных групп мышц и тонкой моторики.
  • Определен комплекс показателей развития тонкой моторики рук, его диагностическое сопровождение, позволяющее актуализировать возможности индивидуального подхода в подготовке руки ребенка к графической деятельности учетом типа темперамента и зрелости нервной системы.
  • Раскрыты потенциальные возможности предметно-развивающей среды для совершенствования  мелкомоторных навыков  в самостоятельной деятельности детей.
  • Определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешную интеграцию имитационно-игровых упражнений со всеми образовательными областями.

 

Раздел II

Технология описания опыта

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Считаем, что  очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Цель:

Целью данного опыта является показ преимущества нетрадиционных  форм работы на занятиях  по художественной деятельности для формирования у детей дошкольного возраста мелкой моторики и речи..

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Выявить состояние проблемы развития тонкой моторики детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности в рамках подготовки их к школьному обучению.

2.Определить содержание упражнений, направленных на сопряженное развитие крупных групп мышц и тонкой моторики, разработать методику их применения в разных видах деятельности.

3. Оценить эффективность системы работы по развитию мелкой моторики и речи детей ( пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, пласилинография, бусотерапия и т.д.)

Составляя  тематический план работы по развитию мелкой моторики у дошкольников, руководствовались важнейшими педагогическими принципами:

Принцип доступности - воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту игровой форме:

Принцип индивидуализации - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности, широко используются возможности художественной деятельности

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении, интеграция технологий в разных образовательных областях.

Принцип системности - решение задач в системе всего образовательного  процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, школы и семьи.

Были  разработаны основные технологические блоки с направленностью на сопряженное развитие общей моторики и тонкомоторных действий, обеспечивающие интеграцию усилий педагогов, специалистов, детей, родителей.

  • комплексы пальчиковой гимнастики; (Приложение3)
  • комплексы координации речи с движением;  (Приложение 4)
  • комплексы подвижных игр; (Приложение 5)
  • комплексы пальчиковой гимнастики; (Приложение 6)
  • авторские дидактические игры; (Приложение 7)

Эти блоки были включены в повседневную жизнь детей.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста были использованы некоторые инновационные технологии;

Пластилинография

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста было решено много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. У детей возникло желание поэкспериментировать, поиграть цветом и формой. В увлекательной игровой форме дети учились создавать пока что свои «неповторимые» сюжеты.  Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе,  и с каким восторгом и гордостью показывают вечером  ее своим родителям.  Полученные навыки они использовали и в самостоятельной творческой деятельности в семье.

Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная маленьким  ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Для формирования моторики рук в группе был установлен

большой короб, заполненный  наполовину промытым и высушенным речным песком. Показав детям, как можно работать с песком, расширили его возможности и проявление фантазии: дети прятали и искали мелкие игрушки,  изображали зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Дети самостоятельно  отбирали необходимые материалы и моделировали пространство. С большим увлечением дети рисовали на песке  пейзажи, дома, животных и людей. У них появилась уверенность в своих художественных возможностях.

Бусотерапия

Новой для маленьких детей формой   художественного творчества стала бусотерапия. В группу было внесено новое пособие. На пеноплексе  размером 20х20 см. выдавливается контур бабочки, цветка, елочки и т.д. Детям даются  крупные бусинки  различных цветов,  и предлагается на свой выбор украсить контур любыми бусинками. Дети могут долгое время работать с этим пособием, не испытывая усталости. В итоге дети рассказывают о том, что они выложили, из каких бусинок и т.д. Т.е. развивается и связная речь детей

Бумажная мозаика

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. То, что бумагу можно  мять, рвать, разглаживать, резать привело детей в восторг.   Они с удовольствием выкладывали из крупных квадратов разного цвета фрукты, овощи, цветы.  Эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей, и развивают кисть.

Рисование и мозаика  крупами

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), «Выложи тропинку к домику»( дети учились подбирать крупу по размеру и цвету, составляли определенный орнамент), «Укрась рукавичку для бабушки». (у детей развивалась не только мелкая моторика, но и чувство композиции).

Рисование

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.

Игры с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В связи с тем, что в детском саду появился Монтессори- материал, с детьми начали проводить игры на развитие:
- сенсомоторной координации, мелкой моторики рук;
- пространственного ориентирования, способствующего пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- навыкам шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
 Все Монтессори- материалы способствуют развитию речи, мелкой моторики  и творческих способностей.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши. Игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Пальчиковая гимнастика

Нами были подобраны комплексы пальчиковых игр и гимнастики. Эти упражнения использовались как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности  взрослых и детей. Когда дети усвоили  пальчиковые упражнения, стали применять их в самостоятельной деятельности. Пальчиковая гимнастика развивает мышечный корсет рук, способствует формированию  координированных движений рук, что значительно повышает работоспособность руки и подготовки ее к письму.

Промежуточная диагностика в конце первого года обучения показала динамику в развитии мелкой моторики рук и речи детей, что еще раз подтвердило правильность выбранных методов и приемов.(Диагностика ср.гр)  (Приложение1)

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки стала важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук.

Какие же упражнения  использовались в работе с детьми?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. По сравнению с младшим дошкольным возрастом, в старшем возрасте пальчиковая гимнастика немного сложнее. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Детям старше 5 лет предлагались  игры  с разнообразными  реквизитами - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Мы использовали упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним повышались  за счет пальцевой гимнастики во время чтения детям стихов, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

2. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Мы подготовили большую коробку, заполнили ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Показали ребенку игрушку, потом  мы запрятали ее  в песке, попросив ребенка  отвернуться. Постепенно мы  увеличивали количество запрятанных игрушек.

Большое внимание мы уделяли  моделированию  песочной  проекции. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, просим его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Даем возможность ребенку  самому  отбирать необходимые материалы для моделирования пространства.

Предлагали  смоделировать  песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Использовали  для построения проекции фигурки домашних животных. Предлагали ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Большой популярностью пользовалась постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка проигрывалась полностью по сюжету или брался за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывал и доигрывал  свое окончание сказки.

3. Вырезание ножницами.

Особое внимание  нами уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети усваивают, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, продумывали, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

4. Аппликации.

Из вырезанных фигурок  мы предлагали детям составлять композиции - аппликации. Для начала было  удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов  и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, мы разрешали ему рвать  руками картинки из журнала или газеты - как получится; а мы  наклеивали вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения были:   прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Предлагали  ребенку сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона  учились изготовлять игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Обязательно знакомили детей с инструментами для обработки бумаги, показывали приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования использовались листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

В средней группе учились  делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Сначала мы показывали, как  лепить мелкие детали, а дети собирали  готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывали из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивали пластилином стеклянную бутылку и придавали ей формы вазы, чайника и т. д.

7. Шнуровки

Мы подобрали несколько видов шнуровок

Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

8. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Мы учили детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Во время проведения организованной  образовательной деятельности по рисованию  в старшей группе было замечено, что изобразительные и технические навыки детей находятся на низком уровне.  У детей  5-6 лет   на недостаточном уровне  сформировано умение правильно держать кисть, рисовать ее концом в разных направлениях, Было решено  закупить  совместно с родителями разнообразные трафареты и лекала: животных, игрушек, овощей, фруктов, посуды для того, чтобы дети могли обвести трафарет, а потом раскрасить рисунок. Рисование по трафарету способствовало развитию пальцев, в дальнейшем движения становились более точными, дети свободно, без всяких усилий рисовали предметы, животных, закрашивали в одном направлении, не выходя за пределы контура. Часто использовались такие задания: «Дорисуй», «Нарисуй такой же» (дети рисовали через кальку, обводя знакомые предметы). Все это способствовало развитию мелкой моторики рук.

Также использовались различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предлагаем ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Обрывная аппликация:

Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Чтобы детям интересней было выполнять работу, мы вместе придумывали сюжет или выбирали любимого героя.

Формы работы:

1. образовательная  деятельность – даются  знания, умения, навыки.

2. Совместная деятельность – закрепляются  знания, умения, навыки.

3. Самостоятельная деятельность – полученные знания,  умения и навыки дети используют в свободное время.

Система работы:

1. За столом

2. Подгрупповая

3. Индивидуальная

Бусотерапия

Бусотерапия органично вошла в жизнь  нашей группы. Были изготовлены трафареты как отдельных предметов, так и сюжетов. По сравнению с младшим возрастом, детям старшего возраста были предложены бусы различной формы, величины и цвета. Экспериментируя с цветом, формой и величиной бусин, дети могли создавать свои, неповторимые сюжеты. Игры с бусами  помогали ребенку самосовершенствоваться, самоутвердиться как личности, почувствовать себя настоящим творцом.

Самомассаж кистей рук

Одним из эффективных направлений по развитию речи детей и подготовке руки к письму является самомассаж рук. По этой методике мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук Массаж обеих рук  благотворно влияет  на развитие речевых зон в обоих полушариях, улучшает координацию  произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять  излишнее напряжение. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием выполняли самомассаж  2-3 раза в день по 10-15 минут. Упражнения сопровождались стихами или счетом, музыкальным сопровождением. В развивающей зоне по сенсорному воспитанию появились четки, шестигранные карандаши, бусы разного размера и формы, пластмассовые  шарики «Ежики», грецкие орехи и т.д. Дети имели возможность работать с этим материалом самостоятельно.

Работа с родителями

Эффективность  работы по развитию мелкой моторики во многом зависит от  того, насколько  тесен контакт  воспитателей с родителями. Поэтому были разработаны мероприятия по вовлечению родителей.

  1. Родительские собрания, на которых родители знакомились с проблемами речевого развития и развития мелкой моторики
  2.  Консультации (индивидуальные и подгрупповые)проводились  для родителей тех детей, которые имеют  задержку в речевом развитии. Им давались практические рекомендации как воспитателей, так и специалистов (учитель- логопед, педагог- психолог) (Приложение7)
  3. Семинары- практикумы «Самомассаж кистей рук», «Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях» и т.д.
  4. Круглый стол «Чтобы ребенок научился красиво писать».
  5. Мастер- класс «Пальчиковые игры»

 

Раздел  III

Результативность опыта.

Мониторинг мы рассматривали как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации, полученной при проведении в группе работы по развитию речи и  мелкой моторики рук. Анализировались достижения детей 4-7 лет за три года.. В процессе  мониторинга мы ставили цель проследить качество результатов осуществляемой с детьми работы, изучить влияние развития тонкой моторики на психическое развитие детей, на формирование школьно значимых функций будущих учеников. В качестве основной диагностической методики использовался тест Керна-Йерасека

Данная методика позволила оценить уровень развития школьно необходимых функций, определить состояние тонких двигательных координаций, глазомера, произвольности, как способности управлять своим поведением, действиями.

Результаты выполнения теста Керна-Йерасека  в начале учебного года показали, что дети  не точно копируют, воспроизводят текст, образец, многие  существенно увеличивают количество точек, не соблюдают интервал, выходят за пределы строки, неправильно держат карандаш, проявляют импульсивность.

Совместно с психологом мы установили определенную связь между уровнем развития нервной системы и особенностями развития мелкой моторики рук.

  Так у детей с  сильным типом нервной системы показатели развития мелкой моторики рук выше, при этом скорость и точность выполнения заданий превышает возрастные показатели нормы на 2-5 сек..

  Дети со слабой нервной системой имеют низкие показатели темпа выполнения заданий, развития зрительно-моторной  координации: буквы, точки мало похожи на образец,  рисунки человека  примитивны, линии слабые, выполняются без необходимого нажима.       

Системное проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми по развитию тонкомоторных движений в разных видах детской деятельности позволило детям овладеть умением управлять своими действиями, осуществлять самоконтроль при выполнении графических заданий, значительно лучше ориентироваться на образец, на указания педагога- психолога. Это в целом подтвердило возможность детей с разным типом нервной системы в старшем дошкольном возрасте управлять  тонкомоторными движениями рук, контролировать свои учебные действия.

В конце учебного года в подготовительной группе педагогом- психологом  проводилась итоговая диагностика школьной зрелости, уровня развития произвольности как показателя готовности к учебной деятельности, к обучению в школе. Результаты итоговой диагностики школьной зрелости выпускников представлены на рисунке 2

 

Итоговые результаты диагностики готовности детей  к обучению в школе показали, что у детей сложились предпосылки для успешного обучения. Их отличает умение воспринимать учебную задачу, находить способы ее решения, сравнивать, обобщать. Дети могут осуществлять самоконтроль, соотносить полученный результат с заданным, работать в соответствии с указаниями педагога. Таким образом, достигнутый детьми уровень развития произвольности поможет им успешно осваивать учебную деятельность.

Проведенная работа по развитию мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации показала свою эффективность, позволила выпускникам ДОУ легче справляться с трудностями школьной программы, успешнее осуществлять самоконтроль, произвольную регуляцию учебных действий. Из бесед с учителями начальных классов выявлено, что большинство выпускников нашего детского сада справляются с программным материалом, 6 выпускников нашей группы  учатся на «отлично» и фотографии их размещены  на Доске почета школы.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/Под ред. Д.. Фельдштейна.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-352 с.

2. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Подьякова, А.Ф. Говоровой. – М.: Педагогика, 1985. -65-190.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.-93с.

4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 239

5. Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости.-Дошкольное воспитание.-М.2008 №8.с 39.

6. Запорожец А.В Психическое изучение развития моторики ребенка дошкольника // Возрастная  и педагогическая психология: Тексты/ Сост. М.О.Шуаре.- М.: МГУ, 1992.-С 52-62.

7 Калинина Г.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.-Волгоград: «Учитель»,2014.-151с.

8.  Монтессори, М.Мой метод. Руоводство по воспитанию детей от 3 до6 лет/Мария Монтессори;пер. с англ. А.В. Колесниковой, Е.А. Рязанцевой.-М.: Центрполиграф,2013.-414, [2]с.,  ил.

9. Моисеева Р. Пальчиковые игры -упражнения.-Дошкольное воспитание.-М.: 2000 №10 с 42.

10. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр. упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.-СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.80С.

11. Плутаева Е.,Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.-Дошкольное воспитание.-М.:2005 №3 с 28.

 

 

 

Приложение

Приложение  1-Тематический план работы

Приложение  2- диагностические карты

Приложение  3- Комплексы пальчиковой гимнастики

Приложение  4– Комплексы координации речи с движением

Приложение  5– Подвижные игры

Приложение  6 – Конспекты ООД

Приложение 7  -Консультации для родителей.

Приложение  8- Авторские дидактические игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_bykova_wecompress.com_.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Быкова Валерия Алексеевна   воспитатель МДОУ детский сад №87 г. Иваново

Информация об опыте.

1.Тема опыта.

«Использование инновационных технологий в художественной деятельности для развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»

3.Условия возникновения, становления опыта.

МДОУ детский сад №87 г. Иваново Ивановской области. Контингент воспитанников -  дети рабочих и служащих.  В детском саду функционирует одиннадцать групп: 2 группы-ясли   9 групп-сад
   из них 2 группы – компенсирующей направленности (логопедические). В детский сад принимаются все дети, поэтому воспитательно-образовательная  деятельность с детьми  ведется с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей.

Возникновение опыта связано с  тем, что в моей группе возникли проблемы, связанные с развитием  речи детей. Мы знаем, что развитие речи - актуальная тема нашей жизни, потому что речь- инструмент для развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе. Для творческой трудовой деятельности. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

  Из наблюдений на практике я сделала вывод: дети при поступлении в школу не владеют связной монологической  и диалогической речью на том уровне, который требуется в школе. Особую трудность дети испытывают при составлении рассказов, пересказывании текста. Они теряют нить разговора, речь становится бедной, ответы односложными. Постоянно требуется помощь воспитателя. Есть дети, которые с лету ухватывают принцип составления рассказа, умеют очень близко к тексту рассказать сказку. Но это 6-8 детей из 26. А если вспомнить, как дети запоминают стихи? Одни после 3-4 разового повторения, другие и после многократного повторения не сразу запоминают стихотворение. Дети без радости включаются в учебную деятельность. У них снижено внимание, наступает быстрое утомление от многократного повторения одного и того же текста.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?  Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.       Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня сформированности речи детей и  мелкой моторики кисти руки.

По результатам диагностики младшей  группы оказалось, что  с высоким  уровнем сформированности речи и мелкой моторики кисти руки не выявлено ни одного ребенка. Со средним уровнем  выявлено 35% детей, и низкий уровень составил 65% детей.

Таким образом,   назрела необходимость для создания в группе более насыщенной развивающей среды для развития мелкой моторики кисти руки у детей.

3.  Актуальность опыта

В период перехода дошкольного образования на первую ступень общего образования, введения ФГОС ДО, повышения качества воспитательно- образовательной работы остается важным  такой  аспект, как подготовка  ребенка к школе, развитие его речи, мелкой моторики кисти рук.

Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, для будущего первоклассника являются достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов кисти рук  и готовность руки, как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

 Всё это требует  поиска  и разработки новых методов работы с детьми и влечёт за собой нетрадиционность подходов к  речевому развитию и художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности., так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

Уровень развития  тонких движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс находится не на должном уровне: действия кистей рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует сложнокоординированных движений руки.

Традиционно для подготовки руки ребенка к письму в дошкольном образовании используется изобразительная, продуктивная, бытовая, игровая деятельность прямо или опосредованно влияющая на развитие тонкой моторики.

Самой многочисленной категорией среди всех  дошкольников, имеющих затруднения в развитии речи, являются  дети, у которых не развита мелкая моторика. Развитый мозг и неразвитая рука- вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Эта проблема становится более актуальной в рамках подготовки  кисти руки ребенка к обучению в школе. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Современная  педагогическая и учебно- методическая литература предлагает воспитателю  разнообразные  инновационные технологии и методики.

Одним из путей развития речи и мелкой моторики рук дошкольников нам видится в совершенствовании способов и приемов в организованной  образовательной и самостоятельной деятельности детей.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для развития речи и мелкой моторики кисти руки детей дошкольного возраста,  в  совершенствовании методик,  выбора средств  для развития тонкой моторики и крупных мышц у дошкольников через художественную  деятельность и с учетом зрелости нервной системы и состоянием готовности руки ребенка к письму.

5. Длительность работы над опытом

Работа по использованию инновационных технологий в художественной деятельности для развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста включает в себя  несколько этапов:

I-й этап- начальный (констатирующий) окстябрь- ноябрь 2019  года

II-й этап - основной (формирующий)  декабрь- май 2019-2020 уч.года

III- й этап - заключительный (контрольный)  сентябрь- май  2020- 2021 уч.  г

На начальном этапе  предполагалось обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности речи и мелкой моторики руки детей

-диагностика детей, анкетирование родителей;

-подбор методической  литературы, наглядного материала;

- изготовление наглядных пособий;

- составление тематического плана;

-создание развивающей среды;

-разработка дидактических игр, занятий

На формирующем этапе  была проведена апробация инновационных технологий в художественной , игровой, театрализованной и самостоятельной деятельности детей.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных технологий и методов работы с детьми по развитию речи и мелкой моторики рук.

6. Диапазон опыта

Исходя из поставленных и решенных задач, можно говорить о том, что диапазон работы широк. В опыте представлены нетрадиционные техники в лепке, рисовании, аппликации, направленные на сопряженное развитие общей моторики и тонкомоторных действий. Опыт является неотъемлемой частью речевой и художественной  деятельности дошкольного учреждения.

7. Теоретическая база опыта

    Методологической и теоретической основой исследования явились  философские положения о социальной сущности личности и системном подходе к её формированию  И. Божовича [2], Л.И. Выготского [4], А.Л.Венгер [3]В.В. Давыдова [5], идеи об уникальности и самоценности дошкольного возраста А.В. Запорожца  [7.] М. Монтессори , [9]

    Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды  педагогов и психологов.  По мнению  М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а следовательно развитием мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

  "Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

  "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

 По мнению ученых  М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой- Фоминой установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики . М.М. Кольцова отмечала, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Л.С. Выготский заметил, что детское творчество научает ребенка овладевать  системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику  восхождению.

Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии специалистов  дошкольного учреждения и семьей.

8 Новизна опыта

  • Разработана система имитационно-игровых упражнений, направленная на сопряженное развитие крупных групп мышц и тонкой моторики.
  • Определен комплекс показателей развития тонкой моторики рук, его диагностическое сопровождение, позволяющее актуализировать возможности индивидуального подхода в подготовке руки ребенка к графической деятельности учетом типа темперамента и зрелости нервной системы.
  • Раскрыты потенциальные возможности предметно-развивающей среды для совершенствования  мелкомоторных навыков  в самостоятельной деятельности детей.
  • Определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешную интеграцию имитационно-игровых упражнений со всеми образовательными областями.

Раздел II

Технология описания опыта

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Считаем, что  очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Цель:

Целью данного опыта является показ преимущества нетрадиционных  форм работы на занятиях  по художественной деятельности для формирования у детей дошкольного возраста мелкой моторики и речи..

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Выявить состояние проблемы развития тонкой моторики детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности в рамках подготовки их к школьному обучению.

2.Определить содержание упражнений, направленных на сопряженное развитие крупных групп мышц и тонкой моторики, разработать методику их применения в разных видах деятельности.

3. Оценить эффективность системы работы по развитию мелкой моторики и речи детей ( пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, пласилинография, бусотерапия и т.д.)

Составляя  тематический план работы по развитию мелкой моторики у дошкольников, руководствовались важнейшими педагогическими принципами:

Принцип доступности - воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту игровой форме:

Принцип индивидуализации - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности, широко используются возможности художественной деятельности

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении, интеграция технологий в разных образовательных областях.

Принцип системности - решение задач в системе всего образовательного  процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, школы и семьи.

Были  разработаны основные технологические блоки с направленностью на сопряженное развитие общей моторики и тонкомоторных действий, обеспечивающие интеграцию усилий педагогов, специалистов, детей, родителей.

  • комплексы пальчиковой гимнастики; (Приложение3)
  • комплексы координации речи с движением;  (Приложение 4)
  • комплексы подвижных игр; (Приложение 5)
  • комплексы пальчиковой гимнастики; (Приложение 6)
  • авторские дидактические игры; (Приложение 7)

Эти блоки были включены в повседневную жизнь детей.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста были использованы некоторые инновационные технологии;

Пластилинография

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста было решено много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. У детей возникло желание поэкспериментировать, поиграть цветом и формой. В увлекательной игровой форме дети учились создавать пока что свои «неповторимые» сюжеты.  Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе,  и с каким восторгом и гордостью показывают вечером  ее своим родителям.  Полученные навыки они использовали и в самостоятельной творческой деятельности в семье.

Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная маленьким  ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Для формирования моторики рук в группе был установлен

большой короб, заполненный  наполовину промытым и высушенным речным песком. Показав детям, как можно работать с песком, расширили его возможности и проявление фантазии: дети прятали и искали мелкие игрушки,  изображали зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Дети самостоятельно  отбирали необходимые материалы и моделировали пространство. С большим увлечением дети рисовали на песке  пейзажи, дома, животных и людей. У них появилась уверенность в своих художественных возможностях.

Бусотерапия

Новой для маленьких детей формой   художественного творчества стала бусотерапия. В группу было внесено новое пособие. На пеноплексе  размером 20х20 см. выдавливается контур бабочки, цветка, елочки и т.д. Детям даются  крупные бусинки  различных цветов,  и предлагается на свой выбор украсить контур любыми бусинками. Дети могут долгое время работать с этим пособием, не испытывая усталости. В итоге дети рассказывают о том, что они выложили, из каких бусинок и т.д. Т.е. развивается и связная речь детей

Бумажная мозаика

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. То, что бумагу можно  мять, рвать, разглаживать, резать привело детей в восторг.   Они с удовольствием выкладывали из крупных квадратов разного цвета фрукты, овощи, цветы.  Эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей, и развивают кисть.

Рисование и мозаика  крупами

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), «Выложи тропинку к домику»( дети учились подбирать крупу по размеру и цвету, составляли определенный орнамент), «Укрась рукавичку для бабушки». (у детей развивалась не только мелкая моторика, но и чувство композиции).

Рисование

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.

Игры с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В связи с тем, что в детском саду появился Монтессори- материал, с детьми начали проводить игры на развитие:
- сенсомоторной координации, мелкой моторики рук;
- пространственного ориентирования, способствующего пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- навыкам шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
Все Монтессори- материалы способствуют развитию речи, мелкой моторики  и творческих способностей.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши. Игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама
".

Пальчиковая гимнастика

Нами были подобраны комплексы пальчиковых игр и гимнастики. Эти упражнения использовались как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности  взрослых и детей. Когда дети усвоили  пальчиковые упражнения, стали применять их в самостоятельной деятельности. Пальчиковая гимнастика развивает мышечный корсет рук, способствует формированию  координированных движений рук, что значительно повышает работоспособность руки и подготовки ее к письму.

Промежуточная диагностика в конце первого года обучения показала динамику в развитии мелкой моторики рук и речи детей, что еще раз подтвердило правильность выбранных методов и приемов.(Диагностика ср.гр)  (Приложение1)

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки стала важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук.

Какие же упражнения  использовались в работе с детьми?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. По сравнению с младшим дошкольным возрастом, в старшем возрасте пальчиковая гимнастика немного сложнее. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Детям старше 5 лет предлагались  игры  с разнообразными  реквизитами - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Мы использовали упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним повышались  за счет пальцевой гимнастики во время чтения детям стихов, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

2. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Мы подготовили большую коробку, заполнили ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Показали ребенку игрушку, потом  мы запрятали ее  в песке, попросив ребенка  отвернуться. Постепенно мы  увеличивали количество запрятанных игрушек.

Большое внимание мы уделяли  моделированию  песочной  проекции. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, просим его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Даем возможность ребенку  самому  отбирать необходимые материалы для моделирования пространства.

Предлагали  смоделировать  песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Использовали  для построения проекции фигурки домашних животных. Предлагали ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Большой популярностью пользовалась постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка проигрывалась полностью по сюжету или брался за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывал и доигрывал  свое окончание сказки.

3. Вырезание ножницами.

Особое внимание  нами уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети усваивают, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, продумывали, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

4. Аппликации.

Из вырезанных фигурок  мы предлагали детям составлять композиции - аппликации. Для начала было  удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов  и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, мы разрешали ему рвать  руками картинки из журнала или газеты - как получится; а мы  наклеивали вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения были:   прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Предлагали  ребенку сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона  учились изготовлять игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Обязательно знакомили детей с инструментами для обработки бумаги, показывали приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования использовались листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

В средней группе учились  делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Сначала мы показывали, как  лепить мелкие детали, а дети собирали  готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывали из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивали пластилином стеклянную бутылку и придавали ей формы вазы, чайника и т. д.

7. Шнуровки

Мы подобрали несколько видов шнуровок

Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

8. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Мы учили детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Во время проведения организованной  образовательной деятельности по рисованию  в старшей группе было замечено, что изобразительные и технические навыки детей находятся на низком уровне.  У детей  5-6 лет   на недостаточном уровне  сформировано умение правильно держать кисть, рисовать ее концом в разных направлениях, Было решено  закупить  совместно с родителями разнообразные трафареты и лекала: животных, игрушек, овощей, фруктов, посуды для того, чтобы дети могли обвести трафарет, а потом раскрасить рисунок. Рисование по трафарету способствовало развитию пальцев, в дальнейшем движения становились более точными, дети свободно, без всяких усилий рисовали предметы, животных, закрашивали в одном направлении, не выходя за пределы контура. Часто использовались такие задания: «Дорисуй», «Нарисуй такой же» (дети рисовали через кальку, обводя знакомые предметы). Все это способствовало развитию мелкой моторики рук.

Также использовались различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предлагаем ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Обрывная аппликация:

Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Чтобы детям интересней было выполнять работу, мы вместе придумывали сюжет или выбирали любимого героя.

Формы работы:

1. образовательная  деятельность – даются  знания, умения, навыки.

2. Совместная деятельность – закрепляются  знания, умения, навыки.

3. Самостоятельная деятельность – полученные знания,  умения и навыки дети используют в свободное время.

Система работы:

1. За столом

2. Подгрупповая

3. Индивидуальная

Бусотерапия

Бусотерапия органично вошла в жизнь  нашей группы. Были изготовлены трафареты как отдельных предметов, так и сюжетов. По сравнению с младшим возрастом, детям старшего возраста были предложены бусы различной формы, величины и цвета. Экспериментируя с цветом, формой и величиной бусин, дети могли создавать свои, неповторимые сюжеты. Игры с бусами  помогали ребенку самосовершенствоваться, самоутвердиться как личности, почувствовать себя настоящим творцом.

Самомассаж кистей рук

Одним из эффективных направлений по развитию речи детей и подготовке руки к письму является самомассаж рук. По этой методике мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук Массаж обеих рук  благотворно влияет  на развитие речевых зон в обоих полушариях, улучшает координацию  произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять  излишнее напряжение. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием выполняли самомассаж  2-3 раза в день по 10-15 минут. Упражнения сопровождались стихами или счетом, музыкальным сопровождением. В развивающей зоне по сенсорному воспитанию появились четки, шестигранные карандаши, бусы разного размера и формы, пластмассовые  шарики «Ежики», грецкие орехи и т.д. Дети имели возможность работать с этим материалом самостоятельно.

Работа с родителями

Эффективность  работы по развитию мелкой моторики во многом зависит от  того, насколько  тесен контакт  воспитателей с родителями. Поэтому были разработаны мероприятия по вовлечению родителей.

  1. Родительские собрания, на которых родители знакомились с проблемами речевого развития и развития мелкой моторики
  2.  Консультации (индивидуальные и подгрупповые)проводились  для родителей тех детей, которые имеют  задержку в речевом развитии. Им давались практические рекомендации как воспитателей, так и специалистов (учитель- логопед, педагог- психолог) (Приложение7)
  3. Семинары- практикумы «Самомассаж кистей рук», «Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях» и т.д.
  4. Круглый стол «Чтобы ребенок научился красиво писать».
  5. Мастер- класс «Пальчиковые игры»

Раздел  III

Результативность опыта.

Мониторинг мы рассматривали как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации, полученной при проведении в группе работы по развитию речи и  мелкой моторики рук. Анализировались достижения детей 4-7 лет за три года.. В процессе  мониторинга мы ставили цель проследить качество результатов осуществляемой с детьми работы, изучить влияние развития тонкой моторики на психическое развитие детей, на формирование школьно значимых функций будущих учеников. В качестве основной диагностической методики использовался тест Керна-Йерасека

Данная методика позволила оценить уровень развития школьно необходимых функций, определить состояние тонких двигательных координаций, глазомера, произвольности, как способности управлять своим поведением, действиями.

Результаты выполнения теста Керна-Йерасека  в начале учебного года показали, что дети  не точно копируют, воспроизводят текст, образец, многие  существенно увеличивают количество точек, не соблюдают интервал, выходят за пределы строки, неправильно держат карандаш, проявляют импульсивность.

Результаты выполнения  теста Керна-Йерасека в начале  учебного года выпускниками представлены на рис. 1.                                                                                            

Рис.1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости детей 6-7 лет

в начале учебного года по тесту Керна-Йерасика,  %

Совместно с психологом мы установили определенную связь между уровнем развития нервной системы и особенностями развития мелкой моторики рук.

        Так у детей с  сильным типом нервной системы показатели развития мелкой моторики рук выше, при этом скорость и точность выполнения заданий превышает возрастные показатели нормы на 2-5 сек..

        Дети со слабой нервной системой имеют низкие показатели темпа выполнения заданий, развития зрительно-моторной  координации: буквы, точки мало похожи на образец,  рисунки человека  примитивны, линии слабые, выполняются без необходимого нажима.        

Системное проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми по развитию тонкомоторных движений в разных видах детской деятельности позволило детям овладеть умением управлять своими действиями, осуществлять самоконтроль при выполнении графических заданий, значительно лучше ориентироваться на образец, на указания педагога- психолога. Это в целом подтвердило возможность детей с разным типом нервной системы в старшем дошкольном возрасте управлять  тонкомоторными движениями рук, контролировать свои учебные действия.

Результаты выполнения теста Керна-Иерасика в конце учебного года

Рис.2. Результаты диагностики уровня школьной зрелости детей 6-7 лет

в конце  учебного года по тесту Керна-Йерасика, %

В конце учебного года в подготовительной группе педагогом- психологом  проводилась итоговая диагностика школьной зрелости, уровня развития произвольности как показателя готовности к учебной деятельности, к обучению в школе. Результаты итоговой диагностики школьной зрелости выпускников представлены на рисунке 2

Итоговые результаты диагностики готовности детей  к обучению в школе показали, что у детей сложились предпосылки для успешного обучения. Их отличает умение воспринимать учебную задачу, находить способы ее решения, сравнивать, обобщать. Дети могут осуществлять самоконтроль, соотносить полученный результат с заданным, работать в соответствии с указаниями педагога. Таким образом, достигнутый детьми уровень развития произвольности поможет им успешно осваивать учебную деятельность.

Проведенная работа по развитию мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации показала свою эффективность, позволила выпускникам ДОУ легче справляться с трудностями школьной программы, успешнее осуществлять самоконтроль, произвольную регуляцию учебных действий. Из бесед с учителями начальных классов выявлено, что большинство выпускников нашего детского сада справляются с программным материалом, 6 выпускников нашей группы  учатся на «отлично» и фотографии их размещены  на Доске почета школы.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/Под ред. Д.. Фельдштейна.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-352 с.

2. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Подьякова, А.Ф. Говоровой. – М.: Педагогика, 1985. -65-190.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.-93с.

4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 239

5. Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости.-Дошкольное воспитание.-М.2008 №8.с 39.

6. Запорожец А.В Психическое изучение развития моторики ребенка дошкольника // Возрастная  и педагогическая психология: Тексты/ Сост. М.О.Шуаре.- М.: МГУ, 1992.-С 52-62.

7 Калинина Г.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.-Волгоград: «Учитель»,2014.-151с.

8.  Монтессори, М.Мой метод. Руоводство по воспитанию детей от 3 до6 лет/Мария Монтессори;пер. с англ. А.В. Колесниковой, Е.А. Рязанцевой.-М.: Центрполиграф,2013.-414, [2]с.,  ил.

9. Моисеева Р. Пальчиковые игры -упражнения.-Дошкольное воспитание.-М.: 2000 №10 с 42.

10. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр. упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.-СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.80С.

11. Плутаева Е.,Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.-Дошкольное воспитание.-М.:2005 №3 с 28.

Приложение

 Приложение  1-Тематический план работы

 Приложение  2- диагностические карты

  Приложение  3- Комплексы пальчиковой гимнастики

 Приложение  4– Комплексы координации речи с движением

Приложение  5– Подвижные игры

 Приложение  6 – Конспекты ООД

 Приложение 7  -Консультации для родителей.

 Приложение  8- Авторские дидактические игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по обобщению педагогического опыта

Система работы по обобщению педагогического опыта...

Работа по обобщению педагогического опыта. Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Актуальность темы:Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, он...

Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»

В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....

Работа по обобщению педагогического опыта "Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста"

Экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте- это его каждодневная жизнь....

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Приказ об утверждении итогов педагогического совета №3 от 17.03.2022г. (обобщение педагогического опыта работы)

Приказ об обобщении педагогического опыта на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через лексические игры детей подготовительной группы с ФФНР»...

Работа по обобщению педагогического опыта

Работа по обобщению педагогического опыта...