СТАТЬЯ Народность и православные традиции в системе патриотического воспитания дошкольников.
статья (старшая группа)

Олейник Елена Александровна

Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Проблему духовно- нравственного

 

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народность и православные традиции в системе патриотического воспитания дошкольников.

Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Только работая в тандеме – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Российское государство является светским, и исходя из данного положения, конечно же не недопустимо навязывать какие-либо религиозные взгляды, но рассказывать об этом, очень важно, потому что в религиозных воззрениях содержится большой пласт моральной стороны жизни, без знания которой невозможно воспитать гармоничную личность. Религия учит смирению, но в то же время она развивает глубокую веру в добро и свои возможности. Воспитывает уважение к себе и ближнему, взращивает силу духа, которая необходима человеку для дальнейшего выживания в мире, полном трудностей. Религия, также является хранителем и проводником народных традиций, о которых далеко не все знают, но ведь «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» [19] .Русское православие видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Если эти постулаты станут нормами нашей жизни, и жизни детей, то мир, в котором будут жить дети, станет светлее, а разве не это является целью?

Основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Они красивые, колоритные и веселые, в них раскрывается сама суть русского народа.

Русский народ всегда очень почитал Православные праздники , потому как, это часть нашей истории, культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные. На самом дели православные и народные праздники, оказываются тесно связанными между собой, если копнуть глубже. Народные праздники корнями своими уходят в древнюю религию славян-солнцепоклонников. Праздновались они в честь солнца. От силы солнца зависела их продолжительность. Люди считали, что праздником, общей радостью можно помочь солнцу окрепнуть. Праздновалось пять основных праздников, это:

Так, на пример «Святки», которые длятся две недели берут свое начало еще со времен язычества, но в современной традиции они являются церковным праздником, и это один из ярких примеров того, что на самом деле народная традиция и религиозная доктрина очень близки между собой. В период святок люди переодеваются в веселые карнавальные костюмы (отголосок языческой трации), и идут навещать всех нуждающихся с целью развеселить, помочь, приголубить( параллель с христианской заповедью «возлюби ближнего своего , как самого себя»).

Еще праздник Масленица — древний славянский праздник возрождения природы, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота. На Руси считалось, что в этот день на землю спускались посланцы Рая, которыми были жаворонки, и приносили с собою тепло. Поэтому данный день так ждали наши предки. Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет (кстати это поверье и сейчас живет в наших сердцах). Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. В православной традиции смысл масленицы в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. И тут мы моем наблюдать, что народный и церковный праздники не так уж далеки друг от друга.

Приобщая дошкольников к народной культуре - народным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников, мы берем только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне, но это не совсем правильно. Если сравнивать традиционные народные праздники и праздники религиозного толка, то можно обнаружить, что суть этих праздников одна. Гармонично развитая личность должна умеет сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, поэтому так важно знакомить детей с разными аспектами народной культуры. Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания, а его целью он считал воспитание нравственного человека, полезного члена общества. В этой связи можно утверждать, что народность и религиозная традиция должны идти бок о бок, помогая педагогу создать целостную картину мира в глазах воспитанников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

2. Аполлон Коринфский Народная Русь - М. : Белый город, 2006.

3. Пушкина С. И. Мы играем и поем. – М. : Школьная Пресса, 2001.

4. Науменко Г. М. Народные праздники. – М. : Центр – полиграф, 2001.

5. Панкеев И. А. Русские праздники. – М. : Яуза, 1998.

6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых. – М. : «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

7. Бородина А. В. Основы православной культуры: Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. – М. : Издательство Основы православной культуры, 2005.

8. Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.

9. Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2008.

10. Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2008.

11. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 1. - М., 2007.

12. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 2. - М., 2008.

13. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. – СпБ. : Санин, 2004.

14. Основы православной культуры (с дет. сада до окончания школы) Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы (материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте) - Курск. : КГПУ, 1997.

15. Афанасьева С. Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования. // "Православное Образование" №4 август 2004 года.

16. Библия для малышей. - М., 1990.

17. Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998.

18. За что мы любим Бога. Евангелие для маленьких детей. - М., 1990

19. М.В. Ломоносов: «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников

Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности....

Публикация « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общест...

система патриотического воспитания дошкольников на современном этапе

В данном материале представлена система работы педагогического коллектива по формированию патриотических чувст дошкольников....

презентация "Система патриотического воспитания дошкольников"

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В этой презентации представлен опыт работы детских садов в рамках проекта "Край родной, навек любимый" ...

Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника  "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...