Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
статья

Вашкевич Мария Николаевна

«Педагог без любви к ребенку –

 все равно, что певец без голоса,

музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

Недаром все великие педагоги, мечтая

о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.»

 Т. Гончаров.

 

«Как прошло детство, кто вел

 ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира –

от того в решающей степени зависит,

 каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский.

 

«Искусство воспитания имеет ту особенность,

 что почти всем оно кажется делом знакомым

 и понятным, а иным - даже легким,

и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.»

Ушинский К. Д.

 

      Главным средством управления образования в ДОО является профессиональная компетентность педагога и ее постоянное совершенствование.

     Толковый словарь под редакцией Д.И. Ушакова толкует понятие«компетентность как – авторитетность».Компетентность состоит из компетенций, также по Д.И.           Ушакову «компетенция- круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью.»

     Применительно к педагогической деятельности, педагогическая компетентность обозначают набор компетенций, в которых воспитатель должен обладать познаниями и опытом в связи с выполнением трудовых действий, нормативно предьявленным профессиональным стандартом «Воспитатель» применительно к ситуации освоения и реализации ФГОС дошкольного образования.

     В соответствии с профессиональным стандартом педагога (воспитателя) можно перечислить следующие компетенции, которые образуют профессиональную компетентность воспитателя:

-методологическая,

-психолого-педагогическая,

-коммуникативная,

-исследовательская,

-презентационная,

-акмеологическая,

-икт-компетентность,

-эмоциональная.

     Воспитатель должен быть компетентным в различных вопросах, касающихся содержания и организации деятельности по выделенным направлениям:

- воспитательно-образовательной деятельности, чтопредполагает создание развивающей среды, осуществление всего педагогического процесса, обеспечение и охрану жизни и здоровья детей;

- учебно-методической деятельности, что выражается вумении планировать образовательную работу, проектировании педагогической деятельности при использовании анализа достигнутых результатов;

- социально-педагогической деятельности, чтоподразумевает помощь родителям с использованием консультации, создание благоприятных условий для социализации детей, защита прав и интересов детей.

     Вопросом компетентности педагогов во взаимоотношениях с воспитанниками в свое время занимались многие деятели, например, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.С. Симонович. В.А. Сухомлинский, Н.И. Пирогов рассуждают о необходимых педагогу механизмах особенного понимания дошкольника. Гуманное отношение к ребенку, которое основывается на изучении индивидуальных качеств и свойств.           Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются И.А.Карпенко, А.М. Виноградова, В.А. Петровский и другие, определили целевые ориентиры в работе воспитателя на партнерское общение и личностное взаимодействие с дошкольником в условиях сотрудничества и взаимодействия.

     Результаты исследований показывают, что сегодня проявляются такие изменения профессиональной некомпетентности среди воспитателей ДОО, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей дошкольников; минимальный профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка дошкольного возраста и его эмоционального состояния; направленность большого количества педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия дошкольниками.

     Известно, что профессионализм специалиста проявляется в потребности и безусловной готовности периодически повышать свою профессиональную квалификацию и проявлять творческую активность, совершенствовать достигнутые результаты своего труда. В таком случае, возможно, говорить не только о профессиональной компетентности педагога в профессиональной деятельности, также и о личностной компетентности, что является важным для системы педагогической специальности «человек-человек».

     Для повышения уровня профессионализма (компетентности), воспитателю можно использовать следующие пути:

- работа в методическихобъединениях,

-экспериментальнаядеятельность,

- освоение новых педагогический технологий,

- различные формы педагогической поддержки,

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах,

-обобщение собственного педагогического опыта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности

В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ. ...

Модель организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, моб...

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. По...

Статья "Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)"

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошко...

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)

Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)Какова роль играющего педагога в развитии и воспитании дошкольника.С чего начать соверше...

Консультация «Современные требования к ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования»

Консультация «Современные требования к ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования»...